Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовалоестественное состояниечеловека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.
Косновным положениям теории общественного договора(согласно Руссо)можно отнести следующие:
- каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;
- основанием права могут служить только договоры и соглашения. В противовес естественному праву Руссо была выдвинута идеяправа политического,то есть основанного на договорах;
- основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;
- в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;
- по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;
- сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;
- во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу, который является источником власти;
- всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. «Таким образом, - подчеркивал он, - я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». Народный суверенитет - основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления - республика, тогда как форма организации управления может быть различной - монархией, аристократией или демократией, в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в условиях народовластия «даже монархия становится республикой»;
- народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;
- подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.
В действительности общественный договор никогда не заключался. Видимо,теорию общественного договора следует оценивать не с точки зрения исторической действительности, а как определенный методологический прием. Для сторонников этой теориине важно было ли так в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным общественными узами.
Вместе с тем теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки.
Дэвид Юм
—шотландскийфилософ 18 века, представительэмпиризмаи агностицизма, предшественникпозитивизма
Скептицизм.
Дэвид Юм, основываясь на идее Джорджа Беркли о том, что мир представлен человеку как ощущение, пришел к выводу, в соответствии с которым невозможно точно ответить на вопрос, существует ли мир в действительности. Восприятия, в конечном счете, не сближают нас с внешним миром, а отдаляют от него, поэтому о реальном внешнем мире мы ничего не можем сказать. Человек находится в плену впечатлений, причины которых трудны для понимания и, скорее всего, непостижимы. И эти впечатления не способны дать нам подтверждения того, что внешний мир существует, ни опровержения этой мысли. Юм последователен и выступает не только против материализма, но и с критикой существующего религиозного сознания. И эта критика прикрывается благовидным предлогом скептицизма: достоверное знание о боге, как и о мире, сомнительно. Юм воюет на два фронта. Он противостоит религиозному догматизму и фанатизму, отрицая возможность знания божественной субстанции. И одновременно он противостоит материализму и, соответственно, атеизму, отрицая возможность постижения материальной субстанции. Он отрицает возможность познания какой-либо субстанции вообще.
Юм предложил психологическое основание для философии и всех наук, которые изучают, в конечном счете, продукты психической деятельности. Исключением в этом ряду является лишь математика. Поскольку её объекты представляют собой чистые продукты разума, только эта наука может считаться полностью достоверной.