· полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
6. Историческое значение философии Аристотеляв том, что он:
· внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
· дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
· выделил 10 философских категорий;
· дал определение бытия через категории;
· определил сущность материи;
· выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
· внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
Объяснение» (в естествознании) и «понимание» (в гуманитарных науках).
Понимание — основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понимание относится к процедурам функционирования научного знания. Оно не тождественно познанию, объяснению, хотя они исвязаны между собой.
Понимание связывается с осмыслением («сутью дела»), т.е .осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реальное овладение в смыслах, практическое овладение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность.
Понимание выступает в двух ракурсах:как приобщение ксмыслам человеческой деятельности и как смыслообразование Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога.
Понимание неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией, хотя все это есть в акте понимания.
Объяснение—важнейшая функция научного познания, цель которой — выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения.
В современной методологии широкой известностью пользуется дедуктивно-монологическая модель научного объяснения,в которой объясняемое явление подводится под определенный закон. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.
В области социально-гуманитарных наук используется так называемоерациональное объяснение,когда при объяснениипоступка некоторой исторической личности анализируютсямотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать,что в свете этих мотивов поступок был рациональным.
Существуеттелеологическое (интенциональное) объяснение,которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель,которую преследует индивид, осуществляющий действие.
Джон Локк.
-британский философ 17 века, представитель эмпиризма и либерализма.
Политическая философия: сторонник монархии, выступал за ограниченную конституционную форму. Правитель не должен нарушать естественных прав человека, выраженных в естественном законе. Суть естественного закона в том, что «поскольку все люди равны и независимы, поскольку не один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого». Для наилучшей организации власти и защиты прав граждан Локк считал необходимым установить разделение властей. Он выделял законодательную, исполнительную и федеративную ветви власти. Отличие исполнительной власти от федеративной, по Локку, в следующем: « исполнительная власть включает в себя «исполнение муниципальных законов общества внутри него самого, а федеративная – руководство внешней безопасностью и интересами общества». Локк полагал, что если правитель нарушает принципы договора, граждане вправе расторгнуть этот договор, то есть не подчиняться власти.
Критический эмпиризм. Человек как «табула раса».
Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Так Локк обосновывал сенсуализм(направление втеории познания, согласно которому ощущения и восприятия— основная и главная форма достоверного познании) в противоположность рационализму Р. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.
Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. Развивая идеи Т. Гоббса о связи языка и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Он оказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педагогики и психологии.