Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. Эта структура приняла следующий вид:
философия начиналась с логики;
после логики следует физика как учение о природе;
после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни).
Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.
В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово "физика" в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).
Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).
Гегель строит свою систему в виде "Энциклопедии философских наук". Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:
логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);
философию природы;
философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т.д. - круг философских дисциплин может быть и расширен.
Онтология и философия природы:
1. Из чего, как, когда, почему возник весь наш огромный мир и отдельные его части (фрагменты). Он конечен или бесконечен. Каковы наиболее общие, неотъемлемые свойства всего, что есть в мире и мира в целом (такие свойства носят названия, атрибуты). Каковы законы существования и развития мира. Есть ли всемогущий Бог, сверхъестественное или весь мир материален.
Социальная философия и философия истории:
2. Как появились человек и общество. По каким законам существуют и развиваются. Какая из сфер общества (экономическая, духовная, политическая, социальная) является определяющей (главенствующей). Какова структура общества и отдельных его сфер. Какие есть типы обществ (типы цивилизаций). Какова роль личности и народных масс в истории.
Философская антропология:
Какова природа человека, в чем заключается его предназначение, каков смысл его бытия (жизни). Есть ли у человека душа, что с ней происходит после смерти. Что означает быть личностью. Возможно ли бессмертие.
Гносеология:
4. Познаваем ли мир частично или полностью. Какие есть методы (средства, способы) познания. Надо ли все знать. Каково соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. Каково соотношение знания и веры. Как совершаются научные открытия. Какова роль интуиции в познании. Есть ли в мире необходимость и закономерность или в нем господствует произвол, свобода, случай.
Этика, эстетика:
Что такое справедливость, добро, зло, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, долг, совесть, честь, достоинство, счатье и т.д.
6. Какие существуют основные цели и ценности. Как них наиболее важные. Какова иерархия ценностей. Почему существуют антиценности.
Аксиология
Пракссология, философия техники, философия экономики.
7.Какими должны быть образ жизни, характер преобразующий мир, природу и общество деятельности, характер творчества, бытие человека в мире, чтобы сохранились сир, природа, человек, чтобы не разрушалась, а укреплялась их гармония.