Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Защита прав ребенка в Российской Федерации




В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка).
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать:

· как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком,

· так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст.4, 19, 33 Конвенции о правах ребенка).

 

Защита детей в системе законодательства США
Насилие над детьми и пренебрежение их нуждами наиболее часто совершают не посторонние лица, а родители или лица их заменяющие.
Развитие знаний и общества привели к тому, что отношение к детям, понимание их прав и обязанностей общества по отношению к ним существенно изменилось. Отношение к детям, как не имеющим собственных прав, могущих подвергаться оскорблениям и эксплуатации, и находящихся в полной власти родителей, изменилось. В настоящее время защита детей от насилия и обеспечение полноценного развития ребенка находятся под охраной общества. Ожидается, что родители или лица/органы их заменяющие будут соблюдать, по крайней мере, минимальные стандарты заботы о ребенке. Если родители не выполняют этого, то общество, в лице уполномоченных служб, вмешивается, защищая интересы ребенка.
С этой целью принимаются законы, а также положение и процедуры, обеспечивающие их выполнение. Международные организации, в частности Организация Объединенных Наций, разрабатывают и принимают международные нормы, например Конвенцию ООН о правах ребенка, которые являются руководством для правительств стран международного сообщества[31].
Насилие по отношению к детям и защита от посягательств посторонних или воспитателей, занимающихся детьми в рамках своих служебных обязанностей, как правило, рассматривается в криминальном законодательстве, в то время как действия родителей или лиц их заменяющих (опекуны, лица с которыми живет ребенок и под опекой которых находится) рассматриваются гражданским законодательством. Определенные действия родителей (например, физическое насилие, повлекшее смерть ребенка или тяжелые увечья) могут рассматриваться и гражданским и криминальным судом. Задача криминального рассмотрения – определение виновности и наказание преступника, в то время, как основная задача гражданского законодательства – защита ребенка и обеспечение его интересов.
Действующее законодательство оказывает влияние на практику защиты детей. В Америке право принимать законы разделяется между правительствами на федеральном уровне, уровне штата (субъекта федерации) и местного правительства. Конституция государства определяет компетенцию федерального правительства и определяет взаимоотношения с субъектами федерации. Согласно Конституции США, сферы законодательства федерального правительства ограничиваются и значительная часть полномочий передана на уровень правительства штатов. Федеральное правительство регулирует обеспечение общих аспектов общественной жизни, например, таких как обеспечение защиты государства, почтовые услуги, обеспечение общего благосостояния (благополучия).

 

 

Сравнение действующего законодательства США и России
по защите прав ребенка

По вопросам защиты и обеспечения реализации прав детей Россия в 90-е годы прошлого века сделала большой шаг вперед - присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка. Таким образом, декларативно уже сейчас Россией признаны те же принципы в отношении прав детей, что и во всем демократическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребенка. Началось формирование правовой базы субъектов Российской Федерации, активизировалась работа в органах власти местного самоуправления.
Однако в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике. На наш взгляд основные причины этого:

· устоявшееся веками отношение к ребенку как подчиненному,

· нежелание вводить проверенной на мировой практике системы специализированной ювенальной юстиции,

· недостаток бюджетных средств.

В Соединенных Штатах Америки уже в 60-х годах XX века принимаются специальные законы, предотвращающие жестокое обращение и пренебрежение нуждами ребенка. Таким образом, формирование правовых норм было начато на 30 лет раньше, чем в России. Конгресс США направлял на решение этого вопроса средства, несравнимо большие, чем в России. США является родиной специализированных ювенальных судов, доказавших на практике свою эффективность при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних. В законодательстве штатов разработаны процедурные вопросы выявления и расследований случаев жестокости, насилия и иных преступных действий в отношении детей, применяется опыт междисциплинарных специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми[.
В 1992 году Россия как правопреемница СССР представила свой первый Доклад о выполнении государством-участником принципов Конвенции о правах ребенка. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел Доклад в 1993 году и потребовал от России

· создать работающие механизмы рассмотрения жалоб детей на нарушения их прав;

· обеспечить фундаментальное право каждого ребенка на семью;

· принять законы о введении специальной детской (ювенальной) юстиции.

В 1998 году Россия представила в Комитет второй Периодический государственный доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка. Комитет на своем заседании от 23.09.99 констатировал, что Россия проигнорировала рекомендации Комитета 1993 года и не выполнила ни одного из этих требований.
Комитет рекомендовал России предпринять все необходимые меры, для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью

· введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса,

· защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании,

· защиты детей от порнографии,

· защиты детей от всех видов насилия и злоупотребления, включая насилие в семье,

· и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов.

Комитет выразил озабоченность широким распространением в России жестокого обращения с детьми в семье и пренебрежением родительскими обязанностями, широким распространением насилия в отношении женщин и его влиянием на детей.
Комитет рекомендовал обратить особое внимание на проблему дурного обращения, пренебрежения и насилия, включая сексуальное, в отношении детей как в семье, так и вне семьи.
Комитет призвал Россию разработать благоприятные для ребенка процедуры подачи и рассмотрения жалоб детей, выявления и расследований случаев жестокости, насилия и иных преступных действий в отношении детей, уголовного преследования и соответствующего наказания виновных.
По вопросам защиты прав детей Россия в 90-х годах ХХ века сделала большой шаг вперед, присоединившись к Конвенции ООН о правах ребенка. Таким образом, декларативно уже сейчас Россией признаны принципы в отношении прав детей, что и во всем демократическом мире. Разработаны и внесены поправки в Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс РФ, принят Федеральный закон о гарантиях прав ребенка.
Однако в отсутствии разработанных подзаконных механизмов в России до сих пор эти нормы скорее декларированы, чем применимы на практике[28].

 

Заключение.

В начале третьего тысячелетия, когда рост насилия является доминирующей тенденцией в мире, все большее значение для человечества приобретает идея ненасилия, которая в силу отхода от вульгарно-социологических концепций привлекает сегодня внимание все большего числа людей во всем мире.

Под философией ненасилия подразумевается система этических, нравственных, психологических, социологических и философских идей, теорий, взглядов, касающихся ненасильственного бытия человека в обществе, в духе отрицания войны и любой иной формы насилия, воздержания от деструктивной агрессии .

Идея ненасилия универсальна. Она присуща всем религиям и культурам, определяющим духовное и культурное многообразие современного мира. Идея ненасилия возникла еще в эпоху древности. Она обнаруживается в любой религиозной и философско-этической системе. В трудах таких ученых, как Г.Торо, Э. Балу, Л.Н. Толстой, М.Ганди, М.-Л.Кинг, Н.К.Рерих, А.Швейцер и др. Говорится о том, что ненасилие является единственным средством, способным искоренить зло насилия и порождающее с тем горе людей. Сегодня идея ненасилия стала предметом исследования философов А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, Е.Д. Мелешко, А.Б. Грамолина, педагога В.А. Ситарова, психолога В.Г. Маралова и др.

В связи с этим для разрешения проблемы насилия в семье и в связи с этим жестокого обращения с несовершеннолетними, необходимо поставить в основу принципы гуманизма и требования человеческой морали и нравственности. Как писал Ганди, мир существует, движимый любовью, иначе, если бы враждебность была движущей силой мира, он давно бы погиб. И задача заключается не столько в том, чтобы постепенно интегрировать и начать практиковать ненасильственные способы деятельности, сколько в том, чтобы отказаться от тех особых и исключительных случаев насилия, которые все еще принято считать оправданными, законными, справедливыми.

Дети невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того как расширяются их перспективы, и они обретают опыт. Поэтому долг родителей не только воспитать детей, но и заботиться о них: прививать культурные жизненные правила, научить заявлять о своей гражданской позиции. Детям нужна ласка, искренняя доброта, социальный оптимизм, человеческое внимание, понимание и реальное позитивное участие в их жизни. Между всеми членами семьи и общества должно быть взаимное уважение, преданность, проявление чувства такта. Только созидательная, творческая и гуманистическая деятельность может сделать детей счастливыми.

Наши исследования показывают, что в России существует необходимость создания целостной системы помощи детям, подростками и семьям в целом, пострадавшим от насилия.
Врачи, педагоги и психологи, работая по специальным программам, могли бы восстановить у детей и подростков уважение к себе, как к личности, повысить уверенность и защитные качества, утверждая, таким образом, право каждого человека, в том числе детей и подростков, на здоровье и безопасность.
Очевидно, что данная категория детей нуждается не просто в помо­щи окружающих, а в специально организованной профессиональ­ной многопрофильной, медико-социально-юридическо-психолого-педагогической помощи, заключающейся в выявле­нии, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализа­ции и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Такой деятельностью стали заниматься специалисты учреждений нового типа, ко­торые в 1990-х гг. стали создаваться во многих регионах и городах страны: центры социального здоровья семьи и детей, центры соци­альной реабилитации трудных подростков, социальные приюты для детей и подростков, вынужденных убегать из семьи из-за жестоко­го обращения и пьянства родителей, центры психолого-педаго­гической помощи, "телефоны доверия" и т.п. Каждое из этих со­циально-педагогических учреждений вносит свой определенный, больший или меньший, вклад в избавление от некоторых социаль­ных болезней общества. Однако практика показывает, что отдельные учреждения социально-педагогической поддержки детей не решают весь комплекс проблем.
На наш взгляд, главной причиной, которая обусловливает и все остальные проблемы, является отсутствие системных подходов в органи­зации деятельности всей совокупности этих учреждений и объеди­няемых ими специалистов, а также в подготовке кадров. Поэтому мы рассматриваем проблему более эффективной организации медико-соци­ально-педагогической и юридической поддержки детства как проблему построения системы взаимосвязанных и взаимообусловленных учреждений и служб разного профиля, объединяющих различных специали­стов: социальных педагогов, психологов, медиков, социальных ра­ботников и других, а также соответствующих органов управления, которые в совокупности решали бы проблему социально-педаго­гической поддержки детей.
Таким образом, поскольку насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, то для решения ее наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов. Внутренней детерминантой деятельности такой системы является междисциплинарная команда специалистов, работающая по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми[31].
В рамках долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2011-2015 годы» был разработан стандарт оказания реабилитационных услуг детям, пострадавшим от насилия. Центром семейного мастерства были обучены специалисты – психологи, разработана и издана массовым тиражом памятка «Взрослые! Здоровье и благополучие ребенка в ваших руках», создана система взаимодействия следственных органов, образования, здравоохранения по участию в реабилитации пострадавших детей. Подводя итоги деятельности в 2012 году Лариса Семейкина, руководитель проекта, отметила, что специалистами Центра была оказана помощь 52 детям (это 35 процентов случаев преступных посягательств против половой неприкосновенности ребенка), еще 10 детей продолжают участвовать в реабилитационных программах. С органами следствия была выстроена система взаимодействия по информированию психологов о необходимости работы с детьми – жертвами преступлений, а также психологическом сопровождении ребенка на всех этапах расследования преступления одним специалистом. В Центре начала работать Служба особого сопровождения «SOS» по оказанию психологической помощи детям и их родителям. Службой SOS также проводилась профилактическая просветительская работа по повышению педагогической культуры родителей и воспитанию детей без применения насилия к ним. Опыт работы специалистов был обобщен и опубликован для дальнейшего распространения в брошюре «Технология психологической реабилитации детей, ставших жертвами насилия, и их родителями»[27].

В своем выступлении на круглом столе Павел Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, подчеркнул, что разработанная и апробированная в Прикамье технология реабилитации детей-жертв преступлений востребована, эта деятельность должна продолжаться и Правительством Пермского края должно быть продолжено финансирование реабилитации детей. С другой стороны, Павел Миков отметил, что условия проведения следственных действий, условия в которых осуществляется реабилитация детей, ставших жертвами преступлений, в крае не соответствуют международным стандартам. В связи с этим, им было предложено изучить опыт зарубежных стран и начать работу по созданию в следственных органах, специализированных учреждениях специальных детских «зеленых» комнат. Павел Миков также разделил тревогу участников круглого стола, вызванную распространением журналистами через СМИ и Интернет-информации о преступлениях против детей, которая еще больше травмирует психику ребенку, усугубляет его социальное неблагополучие. Поэтому, как считает краевой детский омбудсман, принятие Государственной Думой законопроекта, ограничивающего распространение информации. Законопроектом предлагается запретить распространение в СМИ и Интернете информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий, которая позволяет прямо или косвенно идентифицировать личность потерпевшего (включая место совершения преступления или место проживания несовершеннолетнего), в том числе кадров оперативных съемок, на которых могут быть запечатлены несовершеннолетние потерпевшие. Кодекс об административной ответственности (КоАП) РФ предлагается дополнить статьей, предусматривающей санкции за распространение подобной информации. Для граждан предусматриваются санкции в виде штрафа от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – от 200 тысяч до 600 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 400 тысяч до миллиона рублей. При этом в качестве дополнительной предусматривается санкция о конфискации носителя информации.

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный социальный университет»

Филиал в г. Брянске

 

Кафедра социальной работы и социального права

Специальность «Социальная работа»

Форма обучения – заочная

Курс III

Группа 10 с

 

Курсовая работа по предмету

«Теория социальной работы»

Студентки Корнейчук Г.В.

Тема: «Насилие над детьми как социальная проблема и пути ее решения»

 

Преподаватель: Зав. Кафедрой социальной работы и социального права Т.Е. Лифанова

Работа проверена и допущена к защите

_____________________________

 

Брянск 2013

Используемая литература.

 

1. Алексеева Л.С. О Насилии над детьми в семье. 2002.

2. .Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. М.: Генезис,

3. Алешина Ю.Е. Процесс консультативной беседы // Семейная психология и семейная терапия. 2009.

4. Андреева Т. Семейная психология. — СПб.: Питер, 2008.

5. Под ред. Н. К. Асановой Руководство по предупреждению насилия над детьми / Ин-т дет. психотерапии и психоанализа акад. гуманит. исслед;.- М. : ВЛАДОС, 2010

6. Басалаева Н.В, Сырынчева Т.А. К проблеме влияния семейного воспитания на ребенка // Журнал практического психолога. 2010.

7. Волкова А.Н, Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. В кн.: Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара: «Бахрах-М», 2008.

8. Джалагония В. Кого люблю, того и бью // Эхо планеты. – 2006.

9. Предотвращение насилия в семье (опыт регионов) Методическое пособие. /Под ред. Захаровой Ж. А., Бородатой М. Н, Голофаевой М.И; М.,2005

10. Игорева Е. Виноват уж тем, что родился: Жестокость и насилие по отношению к «цветам жизни» продолжают расти и расширяться. Почему? // Человек и закон. – 2007.

11. Дети улиц. Информационно-консультативный вестник. - М.: Издательство ИКАР. - № 4. -октябрь – декабрь, 2004.

12. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.

13. Лаврикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти / И.Н. Лаврикова // Социс. – 6.

14. Лидерс А.Г. Общая типология методик психологического обследования семьи // Семейная психология и семейная терапия. 2004

15. Ладыкова О.В. Проблема мотивации работы в НКО специалистов помогающих профессий. / О.В. Ладыкова, Л.И. Ловцова // Гражданское общество. Практические и научно-методические аспекты. – Ижевск, 2002

16. Ладыкова О.В. Программа обучения школьных команд по программе «Детство без насилия и жестокости»/ Е.Н.Волкова, О.В. Ладыкова //Защита детства. Социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. - Ижевск, 2001.

17. Неверова О. 8000 детей-самоубийц за год /О.Неверова // Известия. -2009.

18. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учебное пособие. М.: Академия. 2002.

19. Мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних преступников //Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Владос, 2006.

20. « МВД будет защищать детей от родителей» //РБК daily ежедневная газета от 21. 02. 2008

21. Рамих В.А. От ненасилия в семье - к ненасилию в обществе: Тез. докл. Третий Российский философский конгресс "Рационализм и культура на пороге III тысячелетия", 2005 // URL: http://www.auditorium.ru

22. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009

23. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Методические рекомендации. — Ярославль: Александр Рутман, 2007

24. Сафонова Т.Я., Цымбая Е.И. Жесткое обращение с детьми: сущность, причина, социально-правовая защита. М., Дом2007

25. Стар Б. Насилие в семье//Энциклопедия социальной работы, в 3 т., Т2. - М.,2004

26. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод, пособие / С. Н. Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. Соковня и др.; Под ред. И. Соковни. — М.: Просвещение, 2002

27. Доклад деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году.

28. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей. - 1993.

29. Фирсов, М. В. Технология социальной работы/ М. В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007.)

30. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2005

31. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: — М.: Изд-во УРАО, 2009.

32 http://1001.ru/arc/issue1755/

33 http://shishkinily.narod.ru/nasilie.html

34 http://mne-bolno.ucoz.ru/index/nasilie_nad_detmi/0-8

35 http://www.sociohelp.ru/2010/08/225/

36 http://www.vd-spb.ru/projects/child_abuse/

37 http://rudocs.exdat.com/docs/index-326706.html?page=9

38 http://studies.agentura.ru/tr/presscoverage/compare/

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.