Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практический все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями. Отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Как показывают исследования до 90% людей воспринимают физическое насилие как меру воспитания. Наказывают как правило родственники мужского пола. До 10 % детей получают тяжелые травмы, при этом 10% - в возрасте до 2-х лет. Самый высокий процент детей, пострадавших от физического насилия в семье, приходится на подростковый возраст (12-17 лет). Низший уровень отмечается у дошкольников (до 5 лет). Ребенок, подвергшийся физическому насилию получает информацию от значимых для него людей (и, прежде всего, на невербальном уровне) о том, что: • люди, которые меня больше всего любят - это те, которые меня бьют. • у меня есть право бить других членов семьи. • я могу применять физическое насилие, когда другие методы воздействия не действуют. В детском возрасте последствия жестокого обращения, в основном, выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита. У многих детей, которых физически наказывали, выявляется энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение. В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем. Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, и его семью:
· хаотичная или дезорганизованная семья;
· жестокость, насилие, неумение проявлять заботу в семье;
· потеря интереса к ребенку в семье или его неприятие;
· низкое качество общения членов семьи между собой;
· саморазрушающее поведение.
Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей[10] .
Одним из исследований, проведенных с целью выяснения влияния насилия и жестокости на преступность несовершеннолетних, можно назвать исследование группы подростков, находящихся в следственных изоляторах и детских воспитательных колониях Свердловской области. Было выяснено, что лишь 10,1 % опрошенных не подвергались насилию, остальные, то есть 89,9 % опрошенных, испытали его на себе. Объектом психического насилия были 21,6% опрошенных, психического и физического — 62,5%, психического, физического и сексуального — 5,8 %. Обращает на себя внимание тот факт, что у 20 % этих детей родители были лишены родительских прав, а 7 % — это несовершеннолетние бомжи. Дети этой группы непосредственно столкнулись в своей жизни с ситуациями насилия и жестокости со стороны самых близких людей, родителей, предавших их. Насилие имело место, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Чаще всего, это были неоднократные случаи жестокости и насилия, продолжающиеся довольно длительное время. Дети, наблюдая ситуации насилия, испытывая на себе жестокое обращение, постепенно становились упрямыми, агрессивными, склонными к аффективным вспышкам, иногда - повышенно внушаемыми. Несовершеннолетние приходили к мысли о допустимости и результативности насилия, о его безнаказанности - именно такие выводы делались ими из ситуаций собственной жизни, анализировалась и поведение окружающих. Постепенно дети принимали насилие, считая его приемлемым способом разрешения конфликтов, а в некоторых случаях, насилие, агрессия, жестокость являлись у них непосредственным способом самоутверждения в среде сверстников. Поэтому, как видно из вышесказанного, жестокость и насилие непосредственно влияют на уровень и качественные показатели преступности несовершеннолетних, формируют их противоправное поведение. Анализ ситуации детства в России показывает, что в последнее десятилетие положение детей и их правовая защищенность продолжают ухудшаться[18]. Вот лишь самые краткие данные медико-демографической статистики. За 1995—1999 гг. детско-подростковое население нашей страны сократилось на 3 625 000 человек; физиологическое течение беременности и родов наблюдается лишь у 20% рожениц, каждый 5-й ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения; более 1 млн. детей являются практически инвалидами; за время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в 5 раз. Лишь 14% выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми. Не менее красноречивы показатели «социального здоровья» детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40% всей «несовершеннолетней» преступности). Более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (причем 95% из них — это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей). 40% детей подвергаются насилию в семьях, в школах 16% учащихся испытывают со стороны педагогов физическое, а 22% — психологическое насилие. За последние 10 лет смертность от самоубийств, среди детей и подростков, выросла на 100%. В 1996 г. покончили с собой 2 756 детей и подростков, уже отмечаются самоубийства среди детей 5—9 лет. В последующие годы статистика детских самоубийств непубликовалась. К 17 годам половина подростков составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков (причем девушек среди них на 10% больше, чем юношей). Заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет за последние 3 года выросла в 2,4 раза, а среди подростков — более чем в 20 раз! Растет заболеваемость туберкулезом, СПИДом. Как же социальные и биологические факторы отражаются на психическом здоровье детей? Уже в возрасте до 3 лет 9,6% детей имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, которые продолжают расти ежегодно на 8—12%; среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70—80.
Среди детей со школьной дезадаптацией у 93—95% выявляются те или иные психические нарушения. Среди детей-бродяг, ставших в последнее время лавинообразно нарастающей проблемой, психически здоровыми могут быть признаны не более 6%, а нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, длительно живущих в детских домах, достигает 100%. 80% попадающих в учебно-воспитательные учреждения для девиантных детейтребуют срочной психокоррекционной помощи. Но только 10% всех нуждающихся в психиатрической помощи детей получают ее в государственной системе охраны психического здоровья. Дети «группы риска» - эта та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних[19].