Целью исследования является определение воздействия методов самосовершенствования Фалунь Дафа на личность подростка. В рамках исследования изучались изменения в эмоционально-волевой, познавательной и личностной сферах у подростков, занимающихся по системе в течение года. В ходе проведенного исследования были отмечены существенные изменения в личности подростков. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии системы самосовершенствования Фалунь Дафа на личность подростков-спортсменов и улучшении спортивных достижений.
Annotation to the article
"Self-improvement of athletes-archers practicing Falun Dafa system"
The purpose of the study is to determine the effect of Falun Dafa self-improvement methods on the teenager’s identity. Within the research the changes in emotional and volitional, cognitive and personal spheres of adolescents engaged in this system during a year were examined. During the conducted research significant changes in the identity of teenagers were noted. The findings suggest that Falun Dafa self-improvement system has the positive effect on the personality of adolescent athletes and improvement of sporting achievements.
Введение. К настоящему времени в педагогике и психологии накоплено большое количество данных о том, что в центре воспитания гармоничной личности стоит формирование нравственных качеств. Без них нет и не может быть ни нравственных убеждений, ни нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения, предупреждают возможный раскол между ними. Воспитание целостной личности предполагает организацию такого образа жизни ребенка, при котором его нравственные чувства и нравственное сознание формируются в практике его общественного поведения. Тем не менее, до сих пор в педагогике нет единого метода, способствующего полноценному развитию и формированию гармоничной личности. Актуальность нашей работы обусловлена также запросами практического характера. Связанно это с ростом дисгармоничного развития молодежи в последнее время. С изменением норм нравственности и морали в обществе повысился уровень алкоголизации, табакокурения, наркомании и аморального поведения молодежи в спорте. Снижение уровня достижения высоких результатов преимущественно обусловлено безответственным поведением многих спортсменов, что приводит к негативным последствиям и служит отрицательным примером для подрастающей молодежи. Для подготовки спортсменов высокого уровня необходимо создание определенных условий, однако, сложившаяся в последнее время обстановка в спортивной среде не соответствует необходимым критериям. Именно поэтому впервые в педагогическом процессе, в виде эксперимента, была использована система самосовершенствования Фалунь Дафа, направленная на развитие личностных качеств (честность, доброта, терпение), через осмысление духовных ценностей, самовоспитание и системное выполнение комплекса упражнений. Эксперимент проводился на базе Гродненской комплексной ДЮСШ профсоюзов «Юность» в отделении стрельбы из лука в городе Гродно.
Целью нашего исследования является определение влияния методов самосовершенствования Фалунь Дафа на личность подростка.
Объект исследования - познавательная, эмоционально-волевая и личностные сферы.
Предметом исследования явилось влияние системы самосовершенствования на личность подростков.
В качестве испытуемых выступили подростки, занимающиеся в ДЮСШ «Юность» по фехтованию и стрельбе из лука в отделении стрельба из лука. В эксперименте приняло участие 20 человек (10 человек – занимающихся по системе Фалунь Дафа, далее – экспериментальная группа и 10 человек – не занимающихся по системе Фалунь Дафа, далее – контрольная группа).
Изучение особенностей эмоционально-волевой, познавательной и личностной сфер в двух группах детей проводилось на начальном и заключительном этапах эксперимента. Продолжительность занятий в экспериментальной группе составила 1 год с октября 2003 года по октябрь 2004 года.
Методы исследования. Исследование личностной сферы осуществлялось с помощью таких тестовых методик, как «Методика исследования самоотношения» (МИС), «Диагностика межличностных отношений» (ДМО), а также « Методика выявления характерологических особенностей» (Г. Айзенка). Исследование эмоционально-волевой сферы осуществлялось с помощью методики определения уровня стрессоустойчивости - «Прогноз», разработанной Санкт-Петербургской военно-медицинской академией; исследование форм агрессивного поведения - по методике Басса-Дарки, выявление типа поведения в конфликтной ситуации посредством методики Томаса. При исследовании познавательной сферы особое значение придавалось изучению динамики устойчивости внимания. Это обусловлено тем, что стрельба из лука является специфическим видом спорта, в котором ведущую роль играет устойчивость внимания стрелка, проявляющаяся в способности в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на объекте и предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя его. Именно в этих целях нами была использована методика «Корректурная проба», определяющая динамику устойчивости внимания.
Результаты исследования. Исследуя группу спортсменов отделения стрельбы из лука, особое внимание мы уделили изучению эмоционально-волевой сферы, поскольку стрелки подвержены сильному эмоциональному перенапряжению, что приводит к частым нервным срывам. Поскольку исследуемая нами группа спортсменов – это подростки,для которых характерны такие возрастные особенности как эмоциональная неуравновешенность, легкая возбудимость и вспыльчивость, подверженность воздействию стрессовых ситуаций, то мы посчитали целесообразным уделить внимание так же состоянию нервной системы спортсменов.
Сравнивая результаты в экспериментальной и контрольной группах (Таблица 1), мы видим, что спортсмены стали более спокойными и уравновешенными, в контрольной группе наблюдается противоположная картина.