Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Электронные периодические издания. Классификация электронных СМИ



Различаются периодические, сериальные, продолжающиеся и обновляемые электронные издания.

Сериальное электронное издание: электронное издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие.

Периодическое электронное издание: сериальное электронное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), неповторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

Продолжающееся электронное издание: сериальное электронное издание, выходящее через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими общее заглавие.

Обновляемое электронное издание: электронное издание, выходящее через определенные или неопределенные промежутки времени в виде нумерованных или датированных выпусков, имеющих одинаковое заглавие и частично повторяющееся содержание. Каждый следующий выпуск содержит в себе всю оставшуюся актуальную информацию и полностью заменяет предыдущий.

Электронные СМИ можно разделить на сетевые версии традиционных периодических изданий и электронных СМИ (например, телепередач) и СМИ, существующие исключительно в сети. В каталоге Yandex, например, приведены следующие разновидности СМИ:

1) периодика (журналы, газеты); ресурсы телевидения и радио,

2) собственно сетевые СМИ, к которым можно отнести и ресурсы информационных агентств.

В количественном отношении преобладают ресурсы первой группы – 81 % приходится на периодику, теле- и радиоресурсы, 19% - на сайты информагентсв и сетевых СМИ. Периодика интернет традиционно разделяется на газеты и журналы, центральные и региональные издания. Наиболее полно в сети представлены общероссийские газеты. Так, из интернет-версий 543 российских газет, зарегистрированных в каталоге Yandex, 101 газета – общероссийская. Однако интернет-версии различаются различной степенью подробности воспроизведения печатного оригинала, полнотой и режимом доступа к архиву. Существуют полнотекстовые публикации номеров, полностью воспроизводящие текущий номер – например, «Российская газета», «Московские новости», «Время МН», «Независимая газета»,«Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Время новостей», «Сегодня», «Труд» и другие. Ряд изданий дают обзор публикаций и помещают отдельные материалы. Доступ к архивам газет может быть свободным, или только по специальной подписке – платной или бесплатной («Труд», «Ведомости»). Полнота архивов разная – от номеров за последние 10 дней («Время МН») до 8 лет («Учительская газета»). Как правило, архив сайта общероссийской газеты содержит номера за последние 4-5 лет. Информативность интернет-версии газеты, как правило, больше, чем традиционной. Интернет-версия, помимо архива (выпусков издания), снабжена разного рода справочниками (досье), лентами новостей, на ней имеются форумы – общий, на котором можно высказать мнения об издании или тематические. Поскольку все сайты снабжены инструментами для поиска информации (быстрого и расширенного), выявление публикаций по определенной теме или о событии не представляет труда. Получить электронные версии периодических изданий за более ранний период (п.п.1990-х гг.) можно, обратившись с запросом в фонды электронных библиотек, о которых будет сказано ниже. Кроме того, можно даже избежать самостоятельного поиска публикаций по теме, поскольку почти на каждом сайте газеты существует подписка на тематические рассылки по проблемам внутренней политики, экономики, международных отношений. Подобные услуги предоставляют также ресурсы, которые можно отнести к новой категории СМИ – службы рассылок новостей и обзоров, рассылающие пресс-релизы по тематике, выбранной подписчиком.

Существует служба рассылок по гуманитарным наукам - сеть «Социально-гуманитарные науки» RSSN.NET, созданная в результате сотрудничества ассоциации «История и компьютер», лаборатории исторической информатики МГУ и Международного сообщества Клиометрики. Сеть дает возможность подписаться на листы рассылки по нескольким темам (экономическая история, историческая демография, современная экономика, искусство, история и компьютер, русское средневековье и другим).

Если российские газеты достаточно полно представлены в интернет, о журналах этого сказать нельзя. Сетевые версии журналов непропорционально отражают существующий спектр этой категории СМИ - среди них преобладают издания по информационным технологиям, экономике, рекламе, автомобилям. Тем не менее, несомненный научный интерес представляют обзорные и аналитические материалы, опубликованные на страницах политических, политологических, социологических, правозащитных, литературных, научных изданий. Помимо публицистики на страницах этих изданий публикуются результаты социологических опросов, статистические данные, заключения экспертов. Так, российский правозащитный и исторический журнал «Карта» общества «Мемориал» публикует мемуары и интервью диссидентов и политзаключенных, материалы о деятельности правозащитных и миротворческих организаций, например, результаты инспекции ПАСЕ в тюрьмах Москвы. Вторую большую категорию периодики представляют собой сетевые СМИ, которые существуют исключительно в интернете. Наиболее значительную часть сетевых СМИ составляют сайты информационных агентств – «РИА - новости», «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС», «REGIONS.RU» и других. К сетевым СМИ относят также сетевые газеты и журналы, службы баз данных, службы почтовых рассылок, о которых говорилось выше. Наконец, существуют универсальные ресурсы, такие как СТРАНА.РУ – проект, совмещающий в себе функции ежедневной газеты, аналитического журнала и информационного агентства.

Основной информационный продукт на сайтах информационных агентств – постоянно меняющиеся ленты новостей. Особенность этой категории СМИ, которые поставляют, так сказать первичное информационное сырье для всех иных электронных и традиционных изданий – превалирование быстроты и оперативности предоставления информации над ее точностью и достоверностью. Некоторые СМИ так и называют себя – «агентства слухов и новостей». Поэтому использование данных информационных агентств возможно только после тщательного сравнительного анализа информации. К сожалению, это сложно бывает осуществить, так как новостная лента предоставляет за текущий день, а доступ к архивам, как правило, осуществляется для подписчиков. «Глубина архива» в среднем составляет 1 год. Например, архив службы новостей ИТАР-ТАСС, наполнение банка данных которого ведется с апреля 1987 г. (общий объем - 26 баз, 5 000 000 документов) предоставляет пользователям платный доступ за период с ноября 2000 г. по декабрь 2002 г. по широкому спектру тем: внутренняя и внешняя политика, президент и органы власти, международная жизнь, культура, религия, обзоры прессы и другим. Достоверность информации зависит от специализации агентства – существуют наиболее авторитетные национальные службы новостей, региональные, отраслевые службы.

Расширенный доступ к материалам электронных СМИ и электронным версиям традиционных СМИ, базам данных предоставляют электронные библиотеки. Например, «Журнальный зал в Русском Журнале» -
Электронная библиотека современных литературных журналов России (http://magazines.russ.ru/)

В соответствии с законом «О СМИ» РФ регистрация СМИ осуществляется в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и в Centre International de l'ISSN- для получения международного сериального номера – ISSN.

Особенностями разработки сетевых СМИ является их интерактивность, необходимость создания поисковой системы по полнотекстовой базе данных.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.