Позиционные изменения, происходящие со звуками в потоке речи (в пределах одной морфемы), связаны с воздействием звуков друг на друга, а также с общими условиями произношения: положением в абсолютном начале / конце слова, в ударном / безударном слоге и т.п.
Позиционные изменения гласных связаны прежде всего с положением в ударном / конкретном предударном или заударном слоге, в абсолютном начале или конце слова (см. редуцированные гласные), а также с влиянием мягких согласных: гласные приспосабливаются к артикуляции мягких согласных и при произношении сдвигаются вперед и вверх либо в начальной фазе своего образования (если мягкий согл. предшествует гласному), либо в конечной стадии (мягкий согл. стоит после гласного), либо в целом (гласный окружен мягкими согласными).
Позиционные изменения согласных в потоке речи могут касаться любого из признаков: глухости / звонкости, твердости / мягкости, места и способа образования.
Сильные позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак остается самостоятельным, ни от чего не зависящим и служащим для различения слов и морфем):
1) перед гласными: там – дам;
2) перед сонорными: слой – злой;
3) перед [в], [в’]: сверь – зверь.
Слабые позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак несамостоятелен, зависит от положения в слове или фонетического окружения):
1) на конце слова звонкие шумные оглушаются: снег, дуб;
2) перед согласными (кроме сонорных и [в], [в’]):
- оглушение звонких шумных перед глухими (лодка, ложка);
- озвончение глухих шумных перед звонкими (молотьба, просьба).
Артикуляционное уподобление звуков одной природы, т.е. двух гласных или двух согласных, называется ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление»). В некоторых случаях в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные (сзади, отдать). В любом случае направление воздействия одно – от последующего звука к предшествующему. Такой вид ассимиляции называется регрессивной ассимиляцией. (Прогрессивная ассимиляция крайне редка: наблюдается, например, в диалектном произношении слов типа «Ванька» [ван'к'а], но это не соответствует современным орфоэпическим нормам.)
Сильные позиции для твердости / мягкости согласных:
1) перед гласными, включая [э]: лук – люк, нос – нёс, пастель – постель (мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, твердые – в заимствованных);
2) на конце слова: кон – конь;
3) перед заднеязычными согласными (у переднеязычных): банка – банька, горка – горько;
4) перед губными согласными (у переднеязычных): изба – резьба;
5) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: волна – вольна.
Слабые позиции – все остальные. Ассимиляция по твердости, например, наблюдается в случае соединения мягкого зубного с твердым зубным (конь – конский, искл.: июньский). Ассимиляция по мягкости осуществляется непоследовательно и соблюдается не всеми говорящими (дверь - [д], [д’], съем - [с], [с’]). Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч'], [ш’] (барабанчик, барабанщик).
Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга (т.е. нет сильных позиций).
Ассимиляции по месту образования подвергаются зубные щелевые, которые заменяются на передненебные перед передненебными шумными (сшить, с чемпионатом, отсчитать);
Ассимиляции по способу образования подвергаются взрывные согласные, которые чередуются с аффрикатами перед щелевыми и аффрикатами того же места образования (отсыпать, отцепить).
Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных.
Обратное ассимиляции явление, или диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»), заключается в утрате звуками общих фонетических признаков. Подобные изменения характерны для диалектов и просторечия, в литературном языке они связаны с ограниченным кругом примеров: легкий, мягкий ([х'к’]) – диссимиляция по способу образования + по глухости и мягкости.
Помимо описанных явлений в русской речи может фиксироваться упрощение групп согласных (в ряде звуковых сочетаний при соединении трех согласных один выпадает): уездный, местный, сердце.
Слог. Типы слогов.
Слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком.
В современной лингвистике широкое распространение получила сонорная теория слога, разработанная Р.И.Аванесовым. С точки зрения этой теории слог рассматривается как совокупность разных по степени звучности (сонорности) звуков – от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, представляющий ядро, вершину слога, к нему примыкают остальные звуки - неслоговые.
Каждому типу звуков Аванесов присвоил определенный уровень звучности. Вспомните цепочку:
по соотношению шума и тона все звуки языка можно отразить в виде цепочки (по мере усиления шума):
Таким образом, слог, по теории Аванесова, представляет собой волны сонорности. Количество слогов в слове определяется количеством пиков, вершин сонорности. Обычно вершиной слога, т.е. слоговым звуком, оказывается гласный. В редких случаях слоговым может становиться и согласный, чаще всего сонорные (это достигается путем вставки перед такими согласными гласного призвука): [жыз'ьн']
Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам.
По начальному звуку слоги могут быть:
1) прикрытые – начинающиеся с согласного звука: [ру-ка];
2) неприкрытые – начинающиеся с гласного звука: [а-ист].
По конечному звуку слоги делятся на:
1) закрытые – кончающиеся на неслоговой звук (согласный): [бал-кон];
2) открытые – кончающиеся на слоговой: [ва-зъ].
Границы слогораздела поможет определить теория Аванесова, согласно которой слог в русском языке строится по закону восходящей звучности – от наименее звучного к наиболее звучному, т.е. слоговому. Данный закон определяет следующие особенности слогоделения:
1) Неконечные слоги стремятся к открытости: [на-у-къ], [а-па-зда-лъ].
2) Закрытые слоги могут появляться лишь в трех случаях:
- в конце слова: [пла-ток];
- на стыке сонорного и шумного в неначальном слоге (сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный – к последующему): [бал-кон];
- на стыке [j’] и любого согласного ([j’] отходит к предшествующему слогу, другой согласный – к последующему): [ма j’-къ], [ва j’-на].
При делении слова на слоги необходимо иметь в виду, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением и правилами переноса на письме.
Ударение.
Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них обязательно выделяется силой голоса или повышением тона. Такое выделение одного из слогов в слове называется словесным ударением.
Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога, которые в разных языках неодинаковы. Выделяют следующие фонетические типы ударений:
1) силовое ударение (динамическое) характеризуется повышенной громкостью и увеличением силы выдоха;
2) количественное ударение (квантитативное) связано с увеличением долготы произношения ударного слога;
3) музыкальное ударение (тоновое) использует для выделения ударного слога движение голосового тона (восходящее, нисходящее, комбинированное).
Ударение в русском языке является одновременно силовым и количественным.
Словесное ударение выполняет организующую функцию, объединяя в единое целое фонетическое слово – группу слогов, связанную общим словесным ударением. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения всех остальных слогов.
Фонетическое слово не всегда равняется лексическому. Некоторые слова в тексте не имеют собственного ударения, сливаясь с рядом стоящими ударными и образуя с ними единое фонетическое слово. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди (союз, предлог, частица, местоимение), называется проклитикой: не увижу, пыль да комары. Безударное слово (частица, местоимение), примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: скажи-ка. Возможна ситуация, когда односложный предлог или частица «перетягивает» словесное ударение на себя и превращает знаменательное слово в энклитику: водить за нос, упал на пол.
Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение, более слабое. Оно чаще всего падает на начальные слоги и фиксируется в сложных словах: стройматериалы, аэрофотосъемка.
При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным (например, во французском языке ударение может приходиться только на последний слог). Русское ударение не фиксируется за определенным слогом и может падать на любой слог на любую морфему в слове (выбыть, золото, леса, обыкновенный), т.е. является разноместным.
Еще одна особенность русского ударения – его подвижность. При образовании грамматических форм слова возможен переход ударения:
1) с основы на окончание и наоборот (страна – страны, голова – головы);
2) с одного слога на другой в пределах одной морфемы (дерево – деревья, озеро – озёр).
Итак, русское ударение характеризуется следующими признаками:
1) силовое и количественное по фонетическому типу;
2) разноместное по расположению в слове;
3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме при словоизменении.
Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношениее[ж'ж']у,ви[ж'ж']атьс мягким долгим звуком [ж'], так ие[жж]у,ви[жж]ать- с твердым долгим; правильно идо[ж'ж']и, идо[жд]и, ира[ш'ш']иститьира[ш'ч']истить, и [д]верьи [д']верь, ип[о]эзияип[а]эзия. Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например,Орфоэпический словарь русского языкапод редакцией Р.И.Аванесова (М., 1997) словобассейнразрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. иба[с'е]йниба[сэ]йн; в этом словаре предлагается произноситьманёвры,планёр, но допускается и произношение манвры,плнер.
Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорилиа[н']гел,це[р']ковь,ве[р'х],пе[р']вый. Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице -ся(сь) (смеял[с]а,встетили[с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на -кий, -гий, -хийи в глаголах на -кивать, -гивать, -хивать. Словавысокий,строгий,ветхий,вскакивать,подпрыгивать,стряхиватьпроизносили так, как если бы было написанострогой,ветхой,вскаковать,подпрыговать. Потом норма стала допускать оба варианта - старый и новый: исмеял[с]аисмеял[с']я, истро[г]ийстро[г']ий. В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие - младшего.
В произношении имен прилагательных родительного падежа единственного числа среднего и мужского рода по традиции согласный [г] заменяется на [в]:у черного [ч'яоґрнъвъ] камня, без синего [с'ыґн'ьвъ] платка.
В именах прилагательных на -гий, -кий, -хий и в глаголах на -гивать, -кивать, -хивать согласные Г, К, Х произносятся мягко, в отличие от старомосковского произношения, которое требовало в этих случаях твердого согласного:
Современное произношение
Старомосковское произношение
Дале[к'иi]
Дале[къi]
Дол[г'иi]
Дол[гъi]
Ти[х'иi]
Ти[хъi]
Вздра[г'и]вать
Вздра[гъ]вать
Вска[к'и]вать
Вска[къ]вать
Разма[х'и]вать
Разма[хъ]вать
Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения -ут, -ют, -ат, -ят и суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- в языке наших дней произносятся неодинаково, их произношение ориентируется на написание. Старомосковские же нормы требовали произнесения этих окончаний и суффиксов только по варианту 1 спряжения. Подобные варианты произношения теперь устарели, однако их еще можно услышать в речи старых интеллигентов.
Современное произношение
Старомосковское произношение
Они леч[ът]
Они леч[ут]
Они дыш[ът]
Они дыш[ут]
Стро[iь]щийся
Стро[iу]щийся
Леч[ь]щий
Леч[у]щий
Произношение постфиксов -сяи -сьв возвратных глаголах. Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах:бою[с], мыл[съ].Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный:боя[с'], стуча[с'].В современном языке рекомендуется произносить [с'] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]:нес[съ], тряс[съ], но:оставай[с'ъ], мыл[с'ъ] .
6. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ыэ], т.е. считалось верным такое произношение слов:
жара - [жыэраґ], шары - [шыэрыґ],
шалун - [шыэлуґн], шантаж - [шыэнташ].
Эту норму можно в настоящее время считать устаревшей. Однако ни одна ранее действовавшая в речи норма не исчезает, не оставив исключений, своего рода речевых атавизмов, в которых по традиции сохраняется старое произношение. Таким исключением в русском языке стало произношение слов:
жалеть - [жыэл' ]еть, жасмин - [жыэс]мин,
лошадей - ло[шыэ]дей, жакет - [жыэ]кет,
а также числительных 20 и30 в косвенных падежах:
двадцати - двад[цыэ]ти.
Напротив, после мягких шипящих, как и после любых мягких согласных, в позиции первой степени редукции не должен появляться звук [Л], но только [иэ]. Следовательно, надо произносить слова таким образом: