Фонетика (от греч. Phone – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка, о том, как звуки
- образуются,
- сочетаются и чередуются друг с другом,
- участвуют в формировании и различении значимых единиц языка – морфем и слов.
В фонетике рассматриваются также вопросы, связанные с делением слова на слоги, ударением, интонацией и особенностями членения звукового потока на различные отрезки, начиная с фразы и кончая звуком. В число фонетических дисциплин включают орфоэпию(занимается произносительными нормами литературного языка).
Таким образом предметом изучения фонетики являются следующие единицы:
- фраза – отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя долгими паузами (обозначается //);
- речевой такт - часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризующаяся интонационной незаконченностью (обозначается /);
- фонетическое слово – отрезок звукового потока, объединенный одним словесным ударением (обозначается );
Пример: Пахнет морем // Где-то играют на струнах / и поют в два голоса // Как хорошо // Жить хочется // Жить / и больше ничего//
- слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком;
- звук.
Звуковая сторона может изучаться с разных сторон. Поэтому выделяют:
- фонетика описательная (синхронная) изучает фонетическую систему в ее современном состоянии;
- историческая – процессы и закономерности развития фонетической системы определенного языка на протяжении длительных эпох;
- частная – изучение звукового строя одного конкретного языка;
- общая – изучение общих закономерностей, действующих в звуковых системах различных языков;
- сопоставительная – установление специфики звукового строя разных языков.
Звук и буква.
Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим изображением звука на письме, т.е. некоторой совокупностью линий, рисунком.
Недопустимо смешивать понятия «звук» и «буква». Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются. От качества звука зависит выбор буквы, а не наоборот.
Функции звуков:
1) формирование морфем и слов: морфемы и слова формируются с помощью звуков;
2) различение значимых единиц: в словах «мал», «мол», «мыл», «мул» замена одного звука влечет за собой появление нового слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции (позиция – условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, ударному слогу, к началу / концу слова).
Речь (звуковой поток) каждого отдельного человека имеет свои индивидуальные особенности: человек может картавить, шепелявить, заикаться. Чтобы подчеркнуть разницу между индивидуальным и универсальным (общим), в фонетике используют термины «звук речи» и «звук языка». Звук речи – это реальный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразие звуков речи бесконечно. Звук языка – это звукотип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Звук языка объединяет похожие, близкие звуки речи и является абстрактной единицей.
Фонетическая транскрипция.
Фонетическая транскрипция – это специальная система знаков, которая используется для записи звучащей речи. В основе фонетической транскрипции лежит принцип однозначного соответствия между звуком и его графическим символом. Отсюда вытекают правила транскрибирования:
1) каждый знак соответствует звуку;
2) каждый знак соответствует одному звуку, а не их сочетанию;
3) каждый знак соответствует всегда одному и тому же звуку, и этот звук иных обозначений в принятой системе транскрипции не имеет.
Речевой аппарат человека. Образование гласных и согласных звуков
Речевой аппарат человека – это совокупность органов, участвующих в звукообразовании.
Весь речевой аппарат можно условно разделить на 3 участка:
1) дыхательные органы (легкие, бронхи, трахея), нагнетающие струю выдыхаемого воздуха и создающие условия для ее выхода наружу;
2) гортань (с голосовыми связками), обеспечивающая образование голоса;
3) надгортанные полости (глотки, рта и носа), участвующие в окончательном формировании звука.
Звуки произносятся во время выдоха. Струя выдыхаемого воздуха через трахею достигает гортани, где находятся голосовые связки – эластичные образования, расположенные поперек гортани. Пространство между голосовыми связками называется голосовая щель. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызовет колебания, в результате чего возникает голос, т.е. музыкальный звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных. Если голосовые связки расслаблены и раздвинуты, то воздушная струя не вызовет их колебаний и тон не возникнет. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.
Произношение согласных связано с преодолением препятствия, созданного в ротовой полости на пути воздушной струи. Это препятствие возникает в результате сближения органов речи до щели ([ф], [в], [з], [ш]) или полной смычки ([п], [м], [д], [к]). Преодолевая щель или смычку, воздушная струя дает специфический шум, который является обязательной составной частью согласного звука. У звонких согласных шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука.
Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней ([м]), нижняя губа с верхними зубами ([в]), определенные части языка с твердым или мягким нёбом ([к] – мягкое нёбо + задняя часть языка; [р] – твердое нёбо + передняя часть языка). При этом органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные (остаются неподвижными: верхняя губа, зубы, нёбо) и активные (совершают определенные движения: язык, нижняя губа, нёбная занавеска, оканчивающаяся маленьким язычком – увулой).
При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое звучание каждого гласного зависит от объема и формы ротовой полости, которые создаются движением языка и губ.
Движения произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а соответствующие характеристики звуков – артикуляционными.