Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Орудийные действия животных и проблема зарождения трудовой деятельности



При сопоставлении приведенных данных по разным группам животных напрашивается вывод, что у обезьян, особенно человекообразных, орудийные действия отли­чаются большей гибкостью, что они более изобретатель­ны в применении и особенно в подготовка орудий, их приспособлении к предстоящей операции. Но так же, как и у других животных, орудийные действия обезьян остаются всецело в рамках общебиологических законо­мерностей, являются одной из форм, причем не очень существенных, биологической адаптации к условиям среды, в которой протекает их жизнедеятельность. Да­же самый выдающийся шимпанзе не способен сотворить что-то принципиально новое, не способен к созидатель­ной трудовой деятельности, да ему это, как мы видели, и не к чему. Ему для поддержания своего существова­ния даже в самых сложных ситуациях достаточно адап­тивно видоизменить существующие компоненты приро­ды, как это делают и все остальные животные. Чело­век же не может существовать без созидательного тру­да — пусть в самых примитивных формах.

Сказанное относится всецело даже к обезьянам, жи­вущим вместе с человеком в условиях цивилизации, ска­жем, к шимпанзе типа Тото, которые очень многое пе­реняли у человека и многому научились у него. Даже когда Тото помогал детям «сотворить» дамбу в пруди­ке, это было не более чем подражание действиям его молодых партнеров по играм: ему дамба не нужна, для детей же это полезное упражнение для развития их трудовых навыков. Так же обстоит дело со стиркой но­совых платков и с другими «человекоподобными» [58] действиями Тото — все они по своему содержанию не нуж­ны для обеспечения его существования. В лучшем слу­чае — это приспособления к совместной жизни с чело­веком (как у собаки или кошки), но без понимания истинного смысла этих действий, а тем более происхож­дения и общественной обусловленности предметов оби­хода человека, его орудий, не говоря уже о понимании закономерностей жизни человека и человеческого об­щества.

Но значит ли все это, что обезьяны в сущности ни­чем не отличаются от других животных, от других выс­ших млекопитающих? Конечно, нет. Более того, только обезьяны, а никакие другие животные могли в дале­ком прошлом стать нашими предками, породить разум­ных существ, способных творчески, сознательно строить свои отношения с природой и планомерно создавать своим трудом такое, чего никогда в ней не было и не могло появиться в результате процесса биологической эволюции. Первопричина этого состоит в том, что среди всех животных только обезьяны обладают столь совер­шенным хватательным органом, каковым является рука.

Как мы могли убедиться, и другие животные про­являют подчас недюжинные способности к орудийным действиям, а иногда и к изготовлению орудий и их при­лаживанию, равно как и поразительную изобретатель­ность — вспомним умение врановых и попугаев, медве­дицу Тену, слона Шанго... Но, за исключением обезьян, высшие позвоночные не могли в процессе эволюции раз­виваться в сторону человека, потому что такому разви­тию препятствовали ограниченные двигательные воз­можности их эффекторных органов, особенно конечно­стей.

Многолетнее изучение двигательных способностей и поведения млекопитающих привело меня к выводу, что только грудная конечность обезьяны способна одновре­менно крепко охватывать предметы и выполнять мно­жество разнообразных и гибких движений (особенно пальцами), что и было необходимо для выполнения пер­вых трудовых действий. Только такая максимально полифункциональная конечность могла стать органом полноценных и разнообразных орудийных действий, а затем превратиться в орган употребления орудий труда. Ведь для того чтобы пользоваться даже самым прими­тивным орудием труда, недостаточно прочно держать [59] предмет на весу и перемещать его в пространстве. Для изготовления такого орудия требовались десятки разно­образных двигательных операций.

Как уже указывалось, среди разных форм орудий­ной деятельности обезьян наибольший интерес пред­ставляет употребление ими палок. В. И. Ленин охарак­теризовал именно этим признаком дочеловеческий этап антропогенеза, когда писал о «примитивной организа­ции стада обезьян, берущих палки»[6]. Как же можно представить себе превращение палки, которую держит в руке обезьяна, в орудие труда?

Вне сомнений, это был не простой процесс «перера­стания» орудий обезьян в орудия людей. Некоторый свет проливают на эту сложнейшую проблему, возмож­но, результаты проведенного нами сравнительного ана­лиза поведения обезьян (преимущественно павианов) в условиях клеточного и вольерного содержания. Основ­ное внимание уделялось при этом «бескорыстному» об­ращению обезьян с разной величины палками,, прутья­ми, прямыми кусками твердой проволоки, железными стержнями и другими продолговатыми предметами типа «палка». При клеточном содержании обезьяны, особен­но молодые, часто и усердно, но без всякого вознаграж­дения и непосредственной для себя пользы производили с такими предметами специфические манипуляции, в которых встречаются и элементы синтеза: один конец предмета вставляется в отверстие или щель субстрата, после чего свободный конец усиленно раскачивается, наклоняется, поворачивается, сгибается и т. д. Так как обезьяна обращается при этом с предметом как с ры­чагом, мы обозначили такие действия как «рычаговые манипуляции». Внешне эти «рычаговые манипуляции» напоминают употребление лома, сверла, шила или крюч­ка. Все эти действия выполняются обезьянами с пора­зительным для обезьян упорством и усидчивостью и длятся очень долго.

При вольерном же содержании низшие обезьяны вы­полняют простые манипуляции в основном так же, как обезьяны, живущие в клетках. Вместе с тем обезьяны реагируют в вольере на некоторые несъедобные пред­меты несравненно слабее, чем в клетке, или вовсе остав­ляют их без внимания (в частности, те же проволочки [60] и железные стержни). Но наиболее поразительно, что у вольерных обезьян совершенно отсутствуют сложные формы манипулирования типа «рычаговых». Несмотря на наличие всех необходимых условий, ни одна из обе­зьян ни разу даже не вставила предмет в какое-либо, отверстие. Между тем наблюдения за обезьянами ве­лись ежедневно часами в течение ряда месяцев. Напра­шивается вывод, что «рычаговые манипуляции» наблю­даются только при клеточном содержании обезьян, что подтверждается и прямыми наблюдениями над живот­ными, которые сперва содержались в клетках, а затем были переведены в вольеру.

Отсутствие «рычаговых манипуляций» у обезьян, жи­вущих в близких к естественным условиях вольерного содержания, объясняется, очевидно, обилием пригодных для манипулирования природных предметов, которые распыляют внимание животных и стимулируют их к быстрой перемене деятельности. В этих многообразных манипуляциях с предметами содержатся основные дви­гательные компоненты и «рычаговых манипуляций».

В условиях же клеточного содержания почти полно­стью отсутствуют предметы для манипулирования, и по­этому нормальная многообразная двигательная актив­ность обезьян концентрируется на тех весьма немногих предметах, которыми они могут располагать: взамен разнообразных рассеянных манипуляций со многими предметами в природе животные производят не менее разнообразные, но интенсивные, сосредоточенные, дли­тельные манипуляции с одним или немногими предме­тами. В результате естественная потребность обезьян в манипулировании с многочисленными разнообразными предметами компенсируется в условиях клеточного со­держания новыми, в том числе «рычаговыми манипуля­циями».

Другими словами, проявляясь лишь в особых, искус­ственных условиях, «рычаговые манипуляции» представ­ляют собой адаптивные двигательные комбинации, обес­печивающие развитие новых тончайших двигательных способностей и рецепторных функций руки обезьяны в резко измененных по сравнению с естественными экстре­мальных условиях. Такого рода замещающие формы предметной деятельности мы обозначили термином «компенсаторное манипулирование».

Нам представляется, что высокоразвитая способность [61] к «компенсаторному манипулированию» играла немало­важную роль в эволюции приматов и особенно в за­рождении трудовой деятельности человека, в процессе, превращения орудийной деятельности обезьян в трудо­вую деятельность человека. Надо думать, что когда в конце миоцена в результате быстрого сокращения мас­сивов тропических лесов ископаемые обезьяны — пред­ки человека — оказались на открытых пространствах, в среде, несравненно более однообразной и бедной объ­ектами для манипулирования, чем в тропическом лесу, у них произошло нечто подобное, что и у наших обезьян, оказавшихся в резко обедненной среде пустой клетки.

Сложившаяся в условиях тропического леса при жизни на деревьях потребность в постоянном обраще­нии с разнообразными предметами должна была в но­вых, экстремальных условиях компенсироваться. И так­же, как в экстремальных условиях клеточного содержа­ния, животное переключает свою двигательную актив­ность с более поверхностного обращения со многими предметами на более углубленное манипулирование с немногими одиночными предметами, и при этом разроз­ненные двигательные элементы концентрируются и об­разуются более сложные манипуляционные движения, так и у выживших в открытых пространствах обезьян возникли компенсаторные формы двигательной активно­сти, приведшие к исключительно сильной концентрации элементов психомоторной сферы. Притом с переходом к двуногому хождению передние конечности преврати­лись в органы манипулирования предметами. Компен­саторные движения закрепились и наполнились новым биологическим содержанием — добыванием пищи и за­щитой от врагов с помощью посторонних предметов, т. е. приобрели орудийную функцию. При этом они дол­жны были слиться с уже существовавшей орудийной деятельностью, которая была, вероятно, принципиально такого же рода, как у современных диких антропоидов, но, возможно, еще сильнее развита. Всем этим и созда­валась возможность зарождения качественно новой, не­бывалой доселе формы деятельности — трудовой дея­тельности.

Компенсаторное манипулирование и его превращение в орудийную деятельность высшего порядка составляли, надо думать, основное содержание предыстории антро­погенеза, причем это относится, конечно, не только к [62] обращению наших животных предков с палками, но и с камнями и другими предметами. Необходимо также подчеркнуть, что это не единственный биологический фактор исключительно сложного процесса возникнове­ния и становления человека. Однако при всем много­образии факторов первопричиной всех отличительных психических способностей обезьян, прогрессивного раз­вития их головного мозга, а вместе с тем и направле­ния эволюции в сторону человека являлись в конечном счете отмеченные специфические морфофункциональные особенности их грудных конечностей и способность к, выработке сложных форм компенсаторного манипули­рования. Можно полагать, что не будь у ископаемых человекообразных обезьян этой способности и не будь тех великих перемен в природе, которые привели их в обедненную обстановку открытых пространств, то, не­взирая на все прочие предпосылки, обезьяна никогда не превратилась бы в человека.

Рекомендуемая литература.

Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. М.-Л., 1949.

ДембовскийЯ. Психология обезьян. М., 1963.

Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. М., 1974.

Ладыгина-Котс Н. Н. Конструктивная и орудийная дея­тельность высших обезьян (шимпанзе). М., 1959.

Рогинский Г. 3. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

Фишель В. Думают ли животные? М., 1973.


[1] А. Н. Формозов. Звери, птицы и их взаимосвязи со сре­дой обитания. М., «Наука», 1976, с. 50.

[2] А. Н. Формозов. Спутник следопыта. М.. Изд-во МОИП, 1952, с. 274.

[3] Ван Лавик-Гудолл, Дж. и Г. Невинные убийцы. М., «Мир», 1977, с: 14.

[4] Там же.

[5] Дж. Б. Шаллер. Год под знаком гориллы. М., «Мысль>. 1968, с. 224.

[6] В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 25, с. 361.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.