6 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре /Г. Риккерт// Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. Или: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/ Риккерт Г.- М., 98
7 Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики/ М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995
8 Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре / М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995
9 Гадамер Г.Г. Истина и метод: монография/ Гадамер Г.Г. - М.: Прогресс, 1988
10 Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного/ Г.Г.Гадамер: соч.- М.: Искусство,1991. Статьи по выбору
11 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. Х, § 1—3
12 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая: монография/ Лекторский В.А.- М., 2001. Ч.III
ГЛОССАРИЙ
Абсолютная идея – рефлексия идеи на себя, на способ собственного порождения (метод)
Акциденция -- то, что может существовать не в себе, но только в другом
Атрибут – один из возможных универсальных способов, которым сполна изъявляет себя субстанция
Бессознательное – обозначенная так З.Фрейдом и его последователями запредельная рассудочному самосознанию и его дескриптивным возможностям сфера опыта личности, являющая себя прежде всего как языковой феномен, но толкуемая часто биологизаторски
Бытие – первая логическая категория, первая, непосредственная форма всеобщности. Принцип бытия во всяком наличном бытии (сущем), которое различено с ним лишь формально (М.Хайдеггер назвал это различие онтологическая дифференция)
Вещь – момент формы существования со стороны его тождества с собой (существенности)
Возможность-- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны тождества
Время– процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента тождества
Всеобщее – закон связи единичного, синоним единства многообразия, один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны тождества с собой
Движение – наличное бытие противоречия
Действительность– единство сущности и существования
Дуализм – учение, признающее два несводимых начала мира
Единичное – нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры, предел количественного деления данного качества. Диалектическая противоположность всеобщего, один из трех моментов понятия, характеризующий его как завершенную тотальность, полноту опосредствования и множественность
Единство – притяжение отталкивающих друг друга моментов, каждый из которых сам по себе не имеет силы
Закон явления – положительное (тождественное) в опосредствовании (в смене) являющегося
Идеальное – субъективный образ объективного мира, отражение мира в формах деятельности общественного человека, продукт и форма духовного производства
Идея– замыкание понятийной формы на себя, выход в непосредственность, подчинение внешности (объекта) свободному целеполаганию
Интенция – направленность на…, которая характеризует принцип бытия сознания
Категории – «ступеньки выделения человека из природы», определения той сферы, которая опосредствует отношение мышления и бытия, опосредствует «становление природы человеком»
Качество – тождественная с бытием определенность, то, теряя что, нечто перестает быть тем, что оно есть
Количество – снятое качество
Конкретное– сращенное, полное, богатство содержания
Материя – категория, рефлексивно соотнесенная с формой, рефлексия со стороны тождества. В материализме: Объективная реальность, отражаемая сознанием, существующая независимо от него
Мера – качественное количество
Монизм– учение, признающее единое начало мира
Мышление -- всеобщая способность человека, не просто наряду с другими психологическими способностями наличествующая, но то, что «сообщает всему человеческому его человечность»
Необусловленное – снятие опосредствования другим через разрешение противоречия, опосредствование самим собой как выход в непосредственность существования.
Необходимость – существенное тождество возможности и действительности
Объект – внешность понятийной формы, положенность, «набросок» субъекта
Онтология – учение о бытии
Основание и основанное – рефлексивное отношение, в котором одно и то же содержание предстает соответственно под формой полагающего и положенного
Особенное -- один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны внутреннего различия, опосредствования с собой
Плюрализм – учение, признающее множество несводимых начал мира
Понятие – «Для-себя бытие» мышления, конституирующее сферу субъективности, по отношению к которой бытие и сущность выступают как «генетическая экспозиция»
Причина и действие – вторая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (действие) существенна в своей устойчивости и составляет с причиной одно содержание
Пространство -- процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента различия
Психофизический параллелизм – подход, усматривающий в человеке наличие двух несводимых, но коррелирующих начал – физического и психического
Различие -- рефлексивная категория, соотносительная с тождеством, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны несовпадения с собой
Рефлексия– удвоение, различение, свечение в другом
Свойство – рефлексия существования в себя как собственная проявленность вещи
Случайность -- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны различия. Действительное, определенное как лишь возможное, т.е. иное которого тоже есть
Содержание—рефлектированная в себя (замкнутая на себя, ставшая противоречием с собой) форма
Сознание– идеальное под формой единичности, «системное качество», каковым является психика человека, которая формируется в процессе приобщения индивидом к целому своей культуры
Способ производства – способ извлечения прибавочного труда, т.е. труда не на себя непосредственно, а на другого человека. Социальное опосредствование всякого контакта человека с природой
Субсистенция – то, что может существовать без акциденций
Субстанция – то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, единство материи и формы
Субстанция и акциденция – первая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (акциденция) исчезает в основании (субстанции)
Субстанция-субъект – третья фаза развертывания категории необходимости, в которой причинение имеет характер кругового взаимодействия, взаимного полагания моментов ставшей действительности. Отрицательный зародыш понятия
Субъект – источник активности, направленной на объект
Существование – произошло из основания, необходимый момент формы сущности, а именно, момент ее непосредственности, «по ту сторону которого она не осталась». Существенная внешность, которая не растворяется в связях опосредствования
Сущность – рефлексия бытия в себя, снятие непосредственности бытия
Сущность – соотносительное с существованием всеобщее, в отличие от бытия, соотносительного с сущим, которое в бытии растворяется. Сущность принципиально есть рефлексия (различие) в себе самой, для которой внешность (существование) существенна
Тождество – рефлексивная категория, соотносительная с различием, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны совпадения с собой
Трансценденция– то, что запредельно, разрыв в бытии, открытие свободы, несводимости сотворенного единичного к его бытийному источнику
Форма–у Аристотеля: последний, далее неделимый вид рода («последняя материя»). В более общем смысле – различие сущности с собой
Чистые рефлексивные определения – определения чистой сущности (тождество, различие, основание)
Эйдос– то, что видно уму, единораздельность бытия, способ его себя показывать определенным образом, в том числе в формах сказывания
Экзистенция – букв.: существование. Характеризует в совр. экзистенциализме способ человеческого бытия, которое предшествует своей сущности, не определяется ею как заранее заданной, но есть свой собственный проект
Энтелехия – цель становления «первой сущности» из возможности в действительность
Я– форма понятия «в себе»
Я (Сogito) – новоевропейский абсолют, самодостоверное сущее, выделяющееся тем, что оно вообще есть, лишь будучи для себя самого
Явление-- момент формы существования со стороны его непосредственности (несущественности)
Язык– система предметных посредников общения
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ
1 Мировоззрение и философия: соотношение понятий.
2 Отношение мифологии, религии, науки и философии.
3 Исторические типы философии. Основание и критерий типологизации.
4 Предмет философии как проблема. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.
5 Основной вопрос философии: его содержание, структура и роль в определении философской предметности.
6 Категория бытия, ее смысл и специфика. Вопрошание о бытии как специфически-западноевропейский феномен.
7 Бытие, сущее, сущность и существование: соотношение понятий.
8 Онтологическое доказательство бытия Бога как выражение фундаментальной интуиции средневекового мышления. Знание и вера.
9 Философия нового времени. Абсолютное «Я» как самодостоверное сущее.
10 Бытие и способность познания в философии И.Канта.
11 Учение о бытии в философии Гегеля.
12 Бытие и экзистенция. Проблема бытия в основных направлениях философии ХХ века.
13 Субстанция в системе категорий Аристотеля. Субстанция и субстрат.
14 Субстанция как ключевая категория нового времени. Понятие материальной и духовной субстанции. Дуализм, плюрализм, монизм.
15 О методологии определения материи как философской категории. Материя и субстанция: соотношение понятий.
16 Понятие движения. Движение как атрибут материи. Формы движения материи.
17 Постановка проблемы пространства и времени в философии. Несводимость и взаимосвязь пространства и времени.
18 Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание в время
19 Проблема идеального.
20 Сознание, бессознательное и язык.
21 Основные проблемы антропосоциогенеза. Теория двух скачков.
22 Общество и его структура. Способ производства человека.
23 Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
24 Три отношения мысли к объективности: логика смены познавательных парадигм.
25 Эволюция проблемы истины в классической теории познания.
26 Количество как философская категория и предмет математики.
27 Три закона диалектики.
28 Предмет, теория, метод. Классификация методов научного познания.