Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие о методологии (2ч)



1 Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного

2 Основные методологические понятия

3 Классификация методов

Литература

1 Философия: учебник для вузов/ В.П.Кохановский [и др.]- изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов на-Дону.: Феникс, 2000. Гл. IV, §§ 5-6, гл. Х, §3

2 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. V, VI-VII

3 Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. Статьи: «Метод», «Методология». «Философия», «Диалектика», «Метафизика»

4 Рузавин Г.И. Методология научного исследования: монография/ Рузавин Г.И.- М., 1999. Гл. I

5 Подкорытов Г.А. О природе научного метода: монография / Подкорытов Г.А.- Л., 1984. Разд. I, гл. 1-5

6 Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки: учебник/ М.С.Бургин, В.И.Кузнецов. - М., 1994

7 Анисимов О.С. Методология: функции, сущность, становление: монография/ Анисимов О.С..- М., 1996

8 Современная западная философия: Словарь.- М.: Политиздат, 2000. Статьи: «Парадигма», «Научно-исследовательская программа»

Роль философии в научном познании.(2ч.)

1 Что такое наука? Натурфилософия и естествознание

2 Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая

3 Модели соотношения философии и наук

Литература

1 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. VI-VII. Гл. IX, гл. I, § 3

2 Иващук О.Ф. Об актуальности диалектики как логики в современном научном познании/Иващук О.Ф.// Научная мысль Кавказа.- 2000.- №3. С.14-22

3 Философия: учебник для вузов/В.П.Кохановский [и др.] - изд. 2-е, перераб. и доп.- Ростов на-Дону, 2001. Гл. IV

4 Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов/ Алексеев П.В., Панин А.В.- М., 2001

5 Роль философии в научном исследовании: монография.- Л., 1990

6 Проблемы методологии постнеклассической науки: сборник статей/ В.С. Степин [и др].- М., 1992

7 Эпистемология и постнеклассическая наука: монография.- М., 1994

8 Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации: монография/ Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. - М., 1994

9 Концепции современного естествознания: учебник для вузов.- Ростов на-Дону, 1999. Разд. 1-2

10 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ Карпенков С.Х.- М., 1997. Гл. 1-2

11 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ Рузавин Г.И..- М., 1997. Гл. 1-2, 13, 14

12 Карпинская Р.С. Философия природы: стратегия коэволюции: монография/ Карпинская Р.С., Огурцов А.П., Лисеев И.К. - М., 1994

13 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов/ Горелов А.А.- М., 2000. Темы 1-3, 19

Науки о природе и науки о культуре: проблемы методологического единства(2ч)

1) Объяснение и понимание: предпосылки дилеммы

(a) Проблема научного статуса гуманитарного знания

(b) Формирование социально-гуманитарной методологии в науках о культуре (Дильтей, Виндельбанд, Риккерт)

(c) Система методов исследования локальных культур О.Шпенглера

2) Подходы к снятию дилеммы

a) Философия истории Гегеля и ее метод

b) Материалистическое понимание истории

c) Методология социального познания М.Вебера

d) Метод и истина в философской герменевтике Г.Гадамера

e) Методологические идеи М.Бахтина

Литература

1 Гегель Г.В.Ф. Философия истории / Г.В.Ф. Гегель// Соч. в 14т.- М., 1935. Т.8. Введение

2 Маркс К. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений/ Маркс К. Энгельс Ф.- М.,1966

3 Современная западная философия: словарь.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 2000. Соответствующие термины и имена

4 Дильтей В. Наброски к критике исторического разума/ В Дильтей// Вопросы философии.- 1988.- № 4

5 Шпенглер О. Закат Европы/ О.Шпенглер - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. Введение

6 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре /Г. Риккерт// Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. Или: Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/ Риккерт Г.- М., 98

7 Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики/ М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995

8 Вебер М. Критические исследования в области наук о культуре / М.Вебер// Культурология. ХХ век. Антология.- М.,1995

9 Гадамер Г.Г. Истина и метод: монография/ Гадамер Г.Г. - М.: Прогресс, 1988

10 Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного/ Г.Г.Гадамер: соч.- М.: Искусство,1991. Статьи по выбору

11 Кохановский В.П. Философия и методология науки: учебник для вузов/ В.П.Кохановский.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. Гл. Х, § 1—3

12 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая: монография/ Лекторский В.А.- М., 2001. Ч.III

 


ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея – рефлексия идеи на себя, на способ собственного порождения (метод)

Абстрактное – одностороннее, неполное, отвлеченное

Акциденция -- то, что может существовать не в себе, но только в другом

Атрибут – один из возможных универсальных способов, которым сполна изъявляет себя субстанция

Бессознательное – обозначенная так З.Фрейдом и его последователями запредельная рассудочному самосознанию и его дескриптивным возможностям сфера опыта личности, являющая себя прежде всего как языковой феномен, но толкуемая часто биологизаторски

Бытие – первая логическая категория, первая, непосредственная форма всеобщности. Принцип бытия во всяком наличном бытии (сущем), которое различено с ним лишь формально (М.Хайдеггер назвал это различие онтологическая дифференция)

Вещь – момент формы существования со стороны его тождества с собой (существенности)

Возможность-- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны тождества

Время– процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента тождества

Всеобщее – закон связи единичного, синоним единства многообразия, один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны тождества с собой

Движение – наличное бытие противоречия

Действительность– единство сущности и существования

Дуализм – учение, признающее два несводимых начала мира

Единичное – нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры, предел количественного деления данного качества. Диалектическая противоположность всеобщего, один из трех моментов понятия, характеризующий его как завершенную тотальность, полноту опосредствования и множественность

Единство – притяжение отталкивающих друг друга моментов, каждый из которых сам по себе не имеет силы

Закон явления – положительное (тождественное) в опосредствовании (в смене) являющегося

Идеальное – субъективный образ объективного мира, отражение мира в формах деятельности общественного человека, продукт и форма духовного производства

Идея– замыкание понятийной формы на себя, выход в непосредственность, подчинение внешности (объекта) свободному целеполаганию

Интенция – направленность на…, которая характеризует принцип бытия сознания

Категории – «ступеньки выделения человека из природы», определения той сферы, которая опосредствует отношение мышления и бытия, опосредствует «становление природы человеком»

Качество – тождественная с бытием определенность, то, теряя что, нечто перестает быть тем, что оно есть

Количество – снятое качество

Конкретное– сращенное, полное, богатство содержания

Материя – категория, рефлексивно соотнесенная с формой, рефлексия со стороны тождества. В материализме: Объективная реальность, отражаемая сознанием, существующая независимо от него

Мера – качественное количество

Монизм– учение, признающее единое начало мира

Мышление -- всеобщая способность человека, не просто наряду с другими психологическими способностями наличествующая, но то, что «сообщает всему человеческому его человечность»

Необусловленное – снятие опосредствования другим через разрешение противоречия, опосредствование самим собой как выход в непосредственность существования.

Необходимость – существенное тождество возможности и действительности

Объект – внешность понятийной формы, положенность, «набросок» субъекта

Онтология – учение о бытии

Основание и основанное – рефлексивное отношение, в котором одно и то же содержание предстает соответственно под формой полагающего и положенного

Особенное -- один из трех моментов понятия, характеризующий его со стороны внутреннего различия, опосредствования с собой

Плюрализм – учение, признающее множество несводимых начал мира

Понятие – «Для-себя бытие» мышления, конституирующее сферу субъективности, по отношению к которой бытие и сущность выступают как «генетическая экспозиция»

Причина и действие – вторая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (действие) существенна в своей устойчивости и составляет с причиной одно содержание

Пространство -- процесс соизмерения любой самоорганизующейся целостности со средой со стороны момента различия

Психофизический параллелизм – подход, усматривающий в человеке наличие двух несводимых, но коррелирующих начал – физического и психического

Различие -- рефлексивная категория, соотносительная с тождеством, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны несовпадения с собой

Рефлексия– удвоение, различение, свечение в другом

Свойство – рефлексия существования в себя как собственная проявленность вещи

Случайность -- рефлексивный момент действительности, раскрывающий ее со стороны различия. Действительное, определенное как лишь возможное, т.е. иное которого тоже есть

Содержание—рефлектированная в себя (замкнутая на себя, ставшая противоречием с собой) форма

Сознание– идеальное под формой единичности, «системное качество», каковым является психика человека, которая формируется в процессе приобщения индивидом к целому своей культуры

Способ производства – способ извлечения прибавочного труда, т.е. труда не на себя непосредственно, а на другого человека. Социальное опосредствование всякого контакта человека с природой

Субсистенция – то, что может существовать без акциденций

Субстанция – то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, единство материи и формы

Субстанция и акциденция – первая фаза развертывания необходимости, в которой положенность (акциденция) исчезает в основании (субстанции)

Субстанция-субъект – третья фаза развертывания категории необходимости, в которой причинение имеет характер кругового взаимодействия, взаимного полагания моментов ставшей действительности. Отрицательный зародыш понятия

Субъект – источник активности, направленной на объект

Существование – произошло из основания, необходимый момент формы сущности, а именно, момент ее непосредственности, «по ту сторону которого она не осталась». Существенная внешность, которая не растворяется в связях опосредствования

Сущность – рефлексия бытия в себя, снятие непосредственности бытия

Сущность – соотносительное с существованием всеобщее, в отличие от бытия, соотносительного с сущим, которое в бытии растворяется. Сущность принципиально есть рефлексия (различие) в себе самой, для которой внешность (существование) существенна

Тождество – рефлексивная категория, соотносительная с различием, характеризующая чистую (простую) сущность со стороны совпадения с собой

Трансценденция– то, что запредельно, разрыв в бытии, открытие свободы, несводимости сотворенного единичного к его бытийному источнику

Универсалия– «слово ума», всеобщая абстракция, обобщение

Форма–у Аристотеля: последний, далее неделимый вид рода («последняя материя»). В более общем смысле – различие сущности с собой

Чистые рефлексивные определения – определения чистой сущности (тождество, различие, основание)

Эйдос– то, что видно уму, единораздельность бытия, способ его себя показывать определенным образом, в том числе в формах сказывания

Экзистенция – букв.: существование. Характеризует в совр. экзистенциализме способ человеческого бытия, которое предшествует своей сущности, не определяется ею как заранее заданной, но есть свой собственный проект

Энтелехия – цель становления «первой сущности» из возможности в действительность

Я– форма понятия «в себе»

Я (Сogito) – новоевропейский абсолют, самодостоверное сущее, выделяющееся тем, что оно вообще есть, лишь будучи для себя самого

Явление-- момент формы существования со стороны его непосредственности (несущественности)

Язык– система предметных посредников общения

 


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ

 

1 Мировоззрение и философия: соотношение понятий.

2 Отношение мифологии, религии, науки и философии.

3 Исторические типы философии. Основание и критерий типологизации.

4 Предмет философии как проблема. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

5 Основной вопрос философии: его содержание, структура и роль в определении философской предметности.

6 Категория бытия, ее смысл и специфика. Вопрошание о бытии как специфически-западноевропейский феномен.

7 Бытие, сущее, сущность и существование: соотношение понятий.

8 Онтологическое доказательство бытия Бога как выражение фундаментальной интуиции средневекового мышления. Знание и вера.

9 Философия нового времени. Абсолютное «Я» как самодостоверное сущее.

10 Бытие и способность познания в философии И.Канта.

11 Учение о бытии в философии Гегеля.

12 Бытие и экзистенция. Проблема бытия в основных направлениях философии ХХ века.

13 Субстанция в системе категорий Аристотеля. Субстанция и субстрат.

14 Субстанция как ключевая категория нового времени. Понятие материальной и духовной субстанции. Дуализм, плюрализм, монизм.

15 О методологии определения материи как философской категории. Материя и субстанция: соотношение понятий.

16 Понятие движения. Движение как атрибут материи. Формы движения материи.

17 Постановка проблемы пространства и времени в философии. Несводимость и взаимосвязь пространства и времени.

18 Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание в время

19 Проблема идеального.

20 Сознание, бессознательное и язык.

21 Основные проблемы антропосоциогенеза. Теория двух скачков.

22 Общество и его структура. Способ производства человека.

23 Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

24 Три отношения мысли к объективности: логика смены познавательных парадигм.

25 Эволюция проблемы истины в классической теории познания.

26 Количество как философская категория и предмет математики.

27 Три закона диалектики.

28 Предмет, теория, метод. Классификация методов научного познания.

29 Восхождение от абстрактного к конкретному.

30 Общенаучные методы.

31 Смена типов научной рациональности.

32 Понимание и объяснение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.