Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические типы мировоззрения и философии (2ч)



Содержание.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 5 ПРОГРАММА КУРСА 6 Тема 1 Философия и культура. 6 Тема 2 Проблема бытия, субстанции, материи. 6 Тема 3 Атрибуты универсума. 8 Тема 4 Философское понимание сознания. 8 Тема 5 Познание и методология теоретического исследования. 8 Тема 6 Человек, общество, история. 9 ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ 10 1. Философия и культура. 10 2 Проблема бытия, субстанции, материи. 11 3 Атрибуты универсума. 18 4 Философское понимание сознания. 22 5 Познание. 31 6 Методология теоретического исследования. 37 ГЛОССАРИЙ 41 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ 47


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

В курсе дается понятие о специфике философского знания, о назначении философии как школы мысли. Развертывание логики курса, строящегося методом восхождения от абстрактного к конкретному, предполагает изложение основных философских учений, знакомство с историей становления философских проблем.

Актуальность курса усматривается в том, что любой современный теоретик-профессионал должен обладать высокой культурой мышления, которая стихийно не складывается, но может быть усвоена только через вовлечение в процесс диалога с историей мысли.

Цель курса – формирование у студентов навыков творческого мышления.

Задача курса – изучение откристаллизовавшихся в истории философии мыслительных форм и их становления и систематических связей.

Место курса в учебном процессе: курс предназначен для студентов второго года обучения (3 семестр) и исчерпывает собой программу по философии для естественнонаучных факультетов, предусмотренную Госстандартом.

Форма проведения занятий – лекции, семинары, самостоятельная работа.

Форма контроля – доклады, контрольные работы и семинарские выступления.

Итоговый контроль – экзамен.

Навыки – уметь опознавать при анализе сложных предметных систем логические категории, научиться использовать категории как инструменты анализа и предсказания тенденций развития исследуемых предметов (на модели развивающегося мышления).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

 

Тема   Лекции Семинары СРС Всего
I. Философия и культура  
1.1.Исторические типы мировоззрения и философии      
II. Проблема бытия, субстанции, материи  
2.1.Становление категории бытия в западноевропейской философии      
2.2. Бытие и существование      
2.3. Проблема субстанции: История и современность      
III.Атрибуты универсума  
3.1. Пространство и время        
IV. Философское понимание сознания    
4.1. Проблема идеального      
4.2. Сознание как философская проблема.      
4.3. Сознание и бессознательное      
4.4. Проблемы антропосоциогенеза      
V. Познание    
5.1. Философия как гносеология      
5.2. Диалектика -- логика непосредственного бытия      
5.3. Диалектика – логика опосредствованного бытия      
5.4. Диалектика – логика развивающегося бытия      
VI. Методология теоретического исследования    
6.1. Понятие о методологии      
6.2. Роль философии в научном познании      
6.3. Науки о природе и науки о культуре: проблемы методологического единства      
VII. Человек, общество, история    
ВСЕГО 34ч. 34ч.   76ч

ПРОГРАММА КУРСА

 

 

Тема 1 Философия и культура

Общественно-исторический характер мировоззрения. Два подхода к определению мировоззрения (исходя из «я» и из интерсубъективности). Два подхода к определению философии. Генезис философии. Миф как духовное производство общинной формации. Традиционная община и полис. Философия как рефлексия на культуру

Предмет и специфика философского знания. Основной вопрос философии. Проблема определения предмета философии и диатрибическая традиция. Диатрибическое определение философии. Практически-истинная абстракция. Почему определение философии принимает диатрибический вид. Основной вопрос философии и способы его постановки в пределах европейского культурного очага. Дедукция основного вопроса философии из определения ее предмета. Способы постановки основного вопроса философии в преемственных духовных формациях европейского культурного очага

 

Тема 2 Проблема бытия, субстанции, материи

Вопрошание о бытии как «определяющая черта западноевропейской истории» (М.Хайдеггер). Бытие Парменида как реальное всеобщее. Проблема онтологической дифференции бытия и сущего. Определение бытия как Предела – «общий эфир» античного философствования

Развертывание бытия в многоуровневое единство всеобщего в платоновской теории идей. Обоснование множественности бытия у Демокрита. «Энтелехия» у Аристотеля как процесс полагания устойчивой единичности во всеобщем единстве. Потенция и акт. Категории как формы «сказывания о…», конституирующие переход от материи к действительности. Материя, форма, чтойность, сущая сущность

Пространство и время как способы полагания единораздельности Космоса. Античная философия как протонаука

Средневековье: открытие сверхприродности человека, двупозиционности его бытия (Августин). Углубление онтологической проблематики в схоластике: от неразличимости бытия и сущего – к противополаганию сущности и существования. Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского: обоснование бытия как бытия-другим, трансцендентного

Креационистская постановка проблемы времени. Бытие как проекция словесной общительности

Завершительные системы теологии (Фома Аквинат и Уильям Оккам) о систематически опосредствованном, многоуровневым несовпадении универсалий и индивидуального бытия

Оттеснение космологических проблем за пределы философской предметности (познание природы как «похоть очес»). Формирование предпосылок новоевропейской науки: переосмысление античного определения бесконечности, естества и сотворенного, материи и движения

«Я» -- Ens Certum новоевропейской философии. Растворение «другого» и всякой трансцендентности в бесконечно выходящей за свои пределы творческой субъективности. Субстанция как ключевая категория нового времени. Субстанция, атрибут, модус: соотношение понятий. Монизм, дуализм, плюрализм

Превращение бытия-в-себе в объект-для-субъекта. Бытие как предмет логики. Бытие, сущность, понятие («Я») как формообразования мышления.

Критика Cogito как овеществляющей субъекта гипертрофии присутствия. Проблема темпоральности бытия. Бытие и экзистенция

 

 

Тема 3 Атрибуты универсума

Движение как изменение вообще. Трудности логического отображения движения. Движение как наличное бытие противоречия пространства-времени (единого и многого). Основные формы движения

Методология определения понятий пространства и времени. Неотделимость пространства и времени, понятие хронотопа. Соотношение времени и вечности. Изменение взглядов на время и пространство в эволюции культуры. Время и пространство человеческого бытия. Натуралистическое, трансцендентальное, диалектико-логическое истолкование пространства-времени

Понятие отражения. Особенности отражения в живой и неживой природе. Эволюция форм отражения

 

Тема 4 Философское понимание сознания

Постановка проблемы бытия как проблемы сознания – отличительная черта неклассической философии. Понятие классической и неклассической философии. Феноменология и экзистенциальная герменевтика как способ построения новой онтологии и преодоление субъективизма философии абсолютного «Я». Язык и сознание. Сознание и бессознательное. Соотношение логики и феноменологии, понятий сознания и мышления

Проблема идеального в отечественной диалектике как параллель западной традиции переосмысления классической модели рациональности. Мышление и язык. Проблема историзма мышления. Общественное бытие и общественное сознание

Проблемы формирования исторических предпосылок сознания. Теория двух скачков

 

Тема 5 Познание и методология теоретического исследования

Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм. Познание, творчество, практика. Социокультурная обусловленность познания. Вера и знание. Познание как единство чувственного, рационального и иррационального. Истина и заблуждение. Критерий истины. Действительность, мышление, логика, язык. Понимание и объяснение.

Научное и вненаучное знание. Понятие науки. Критерии научности. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки. Структура научного познания, его уровни и формы. Эмпирическое и теоретическое. Проблема, гипотеза, теория. Единство теории и практики. Специфика познания социокультурных явлений. Методы научного исследования. Функции философии в научном познании. Общенаучная методология.

Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности

Тема 6 Человек, общество, история

Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Насилие и ненасилие. Мораль, справедливость, право. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Этические, эстетические, теоретические ценности, идеалы истины, добра, красоты и их роль в человеческой жизни.

Будущее человечества и глобальные проблемы современности

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

 

1. Философия и культура

Исторические типы мировоззрения и философии (2ч)

1 Мировоззрение и философия

2 Исторические типы философии

3 Предмет и специфика философского знания

Литература:

1 Философия: учебник для высших учебных заведений/ В.П.Кохановский [и др]. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. Гл.1 § 1-3, Гл 2.§1

2 Ильенков Э.В. Диалектика и мировоззрение. // Ильенков Э.В. Философия и культура: монография. -- М.: ИПЛ, 1991

3 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: монография./ Мотрошилова Н.В. -- М., 1991

4 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: монография./ Ж.-П.Вернан -- М.: Прогресс, 1982

5 Бабушкин В.У. О природе философского знания: монография./ Бабушкин В.У. -- М., 1978

6 Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики: монография./ Науменко Л.К. -- А.-А.: Изд. «Наука» Казахской ССР, 1968, с.19-39

7 Гайденко П.П. Как возникала наука/ Гайденко П.П. //Природа. – 1977. - № 1

8 Мареев С.Н. [Рецензия]/ Мареев С.Н.// Вопросы философии. 2008 № 6 – рец. на кн. Бычков С.Н. «Греческое чудо» и теоретическая математика. М.: РГГУ, 2007.

9 Потемкин А.В. Проблема специфики философии в диатрибической традиции: монография./Потемкин А.В. – Ростов-на-Дону.: ИРУ, 1980. Гл.3

10 Философский словарь. - М., 1991. Статьи: Основной вопрос философии. Агностицизм. Идеализм. Материализм. Скептицизм

11 Флоренский П. Общечеловеческие корни идеализма /Флоренский П.А. // Философские науки.- 1990.- № 12; 1991.- № 1

12 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Маркс К. Энгельс Ф.// Соч. 2-е изд. - Т.21. Гл.2. (Или любое отдельное издание)

Рефераты:

1Проблема происхождения философии

a) Чанышев А.Н. Начало философии: монография/ Чанышев А.Н. - М.: Изд.МГУ, 1982

b) Кессиди Ф.Х. От мифа – к логосу: монография/ Кессиди Ф.Х. - М.: Мысль, 1972. Гл.2

c) Петров М.К. Язык и категориальные структуры/ М.К.Петров// Науковедение и история культуры: сборник статей.- Ростов-на-Дону: ИРУ, 1973

d) Петров М.К. Социология познания и «начало» философии/ Петров М.К. Историко-философские исследования: монография. - М., 1996

2 Представители современной западной философии о предмете и смысле философии

e) Хайдеггер М. Что такое философия?/ Хайдеггер М.// Вопросы философии. - 1993.- № 8

f) Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм./ Сартр Ж.-П. //Сумерки богов. - М., 1989

 

2 Проблема бытия, субстанции, материи

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.