ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 5
ПРОГРАММА КУРСА 6
Тема 1 Философия и культура. 6
Тема 2 Проблема бытия, субстанции, материи. 6
Тема 3 Атрибуты универсума. 8
Тема 4 Философское понимание сознания. 8
Тема 5 Познание и методология теоретического исследования. 8
Тема 6 Человек, общество, история. 9
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ 10
1. Философия и культура. 10
2 Проблема бытия, субстанции, материи. 11
3 Атрибуты универсума. 18
4 Философское понимание сознания. 22
5 Познание. 31
6 Методология теоретического исследования. 37
ГЛОССАРИЙ 41
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИЯ 47
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В курсе дается понятие о специфике философского знания, о назначении философии как школы мысли. Развертывание логики курса, строящегося методом восхождения от абстрактного к конкретному, предполагает изложение основных философских учений, знакомство с историей становления философских проблем.
Актуальность курса усматривается в том, что любой современный теоретик-профессионал должен обладать высокой культурой мышления, которая стихийно не складывается, но может быть усвоена только через вовлечение в процесс диалога с историей мысли.
Цель курса – формирование у студентов навыков творческого мышления.
Задача курса – изучение откристаллизовавшихся в истории философии мыслительных форм и их становления и систематических связей.
Место курса в учебном процессе: курс предназначен для студентов второго года обучения (3 семестр) и исчерпывает собой программу по философии для естественнонаучных факультетов, предусмотренную Госстандартом.
Форма проведения занятий – лекции, семинары, самостоятельная работа.
Форма контроля – доклады, контрольные работы и семинарские выступления.
Итоговый контроль – экзамен.
Навыки – уметь опознавать при анализе сложных предметных систем логические категории, научиться использовать категории как инструменты анализа и предсказания тенденций развития исследуемых предметов (на модели развивающегося мышления).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Тема
Лекции
Семинары
СРС
Всего
I. Философия и культура
1.1.Исторические типы мировоззрения и философии
II. Проблема бытия, субстанции, материи
2.1.Становление категории бытия в западноевропейской философии
2.2. Бытие и существование
2.3. Проблема субстанции: История и современность
III.Атрибуты универсума
3.1. Пространство и время
IV. Философское понимание сознания
4.1. Проблема идеального
4.2. Сознание как философская проблема.
4.3. Сознание и бессознательное
4.4. Проблемы антропосоциогенеза
V. Познание
5.1. Философия как гносеология
5.2. Диалектика -- логика непосредственного бытия
5.3. Диалектика – логика опосредствованного бытия
5.4. Диалектика – логика развивающегося бытия
VI. Методология теоретического исследования
6.1. Понятие о методологии
6.2. Роль философии в научном познании
6.3. Науки о природе и науки о культуре: проблемы методологического единства
VII. Человек, общество, история
ВСЕГО
34ч.
34ч.
76ч
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1 Философия и культура
Общественно-исторический характер мировоззрения. Два подхода к определению мировоззрения (исходя из «я» и из интерсубъективности). Два подхода к определению философии. Генезис философии. Миф как духовное производство общинной формации. Традиционная община и полис. Философия как рефлексия на культуру
Предмет и специфика философского знания. Основной вопрос философии. Проблема определения предмета философии и диатрибическая традиция. Диатрибическое определение философии. Практически-истинная абстракция. Почему определение философии принимает диатрибический вид. Основной вопрос философии и способы его постановки в пределах европейского культурного очага. Дедукция основного вопроса философии из определения ее предмета. Способы постановки основного вопроса философии в преемственных духовных формациях европейского культурного очага
Тема 2 Проблема бытия, субстанции, материи
Вопрошание о бытии как «определяющая черта западноевропейской истории» (М.Хайдеггер). Бытие Парменида как реальное всеобщее. Проблема онтологической дифференции бытия и сущего. Определение бытия как Предела – «общий эфир» античного философствования
Развертывание бытия в многоуровневое единство всеобщего в платоновской теории идей. Обоснование множественности бытия у Демокрита. «Энтелехия» у Аристотеля как процесс полагания устойчивой единичности во всеобщем единстве. Потенция и акт. Категории как формы «сказывания о…», конституирующие переход от материи к действительности. Материя, форма, чтойность, сущая сущность
Пространство и время как способы полагания единораздельности Космоса. Античная философия как протонаука
Средневековье: открытие сверхприродности человека, двупозиционности его бытия (Августин). Углубление онтологической проблематики в схоластике: от неразличимости бытия и сущего – к противополаганию сущности и существования. Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского: обоснование бытия как бытия-другим, трансцендентного
Креационистская постановка проблемы времени. Бытие как проекция словесной общительности
Завершительные системы теологии (Фома Аквинат и Уильям Оккам) о систематически опосредствованном, многоуровневым несовпадении универсалий и индивидуального бытия
Оттеснение космологических проблем за пределы философской предметности (познание природы как «похоть очес»). Формирование предпосылок новоевропейской науки: переосмысление античного определения бесконечности, естества и сотворенного, материи и движения
«Я» -- Ens Certum новоевропейской философии. Растворение «другого» и всякой трансцендентности в бесконечно выходящей за свои пределы творческой субъективности. Субстанция как ключевая категория нового времени. Субстанция, атрибут, модус: соотношение понятий. Монизм, дуализм, плюрализм
Превращение бытия-в-себе в объект-для-субъекта. Бытие как предмет логики. Бытие, сущность, понятие («Я») как формообразования мышления.
Критика Cogito как овеществляющей субъекта гипертрофии присутствия. Проблема темпоральности бытия. Бытие и экзистенция
Тема 3 Атрибуты универсума
Движение как изменение вообще. Трудности логического отображения движения. Движение как наличное бытие противоречия пространства-времени (единого и многого). Основные формы движения
Методология определения понятий пространства и времени. Неотделимость пространства и времени, понятие хронотопа. Соотношение времени и вечности. Изменение взглядов на время и пространство в эволюции культуры. Время и пространство человеческого бытия. Натуралистическое, трансцендентальное, диалектико-логическое истолкование пространства-времени
Понятие отражения. Особенности отражения в живой и неживой природе. Эволюция форм отражения
Тема 4 Философское понимание сознания
Постановка проблемы бытия как проблемы сознания – отличительная черта неклассической философии. Понятие классической и неклассической философии. Феноменология и экзистенциальная герменевтика как способ построения новой онтологии и преодоление субъективизма философии абсолютного «Я». Язык и сознание. Сознание и бессознательное. Соотношение логики и феноменологии, понятий сознания и мышления
Проблема идеального в отечественной диалектике как параллель западной традиции переосмысления классической модели рациональности. Мышление и язык. Проблема историзма мышления. Общественное бытие и общественное сознание
Проблемы формирования исторических предпосылок сознания. Теория двух скачков
Тема 5 Познание и методология теоретического исследования
Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм. Познание, творчество, практика. Социокультурная обусловленность познания. Вера и знание. Познание как единство чувственного, рационального и иррационального. Истина и заблуждение. Критерий истины. Действительность, мышление, логика, язык. Понимание и объяснение.
Научное и вненаучное знание. Понятие науки. Критерии научности. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки. Структура научного познания, его уровни и формы. Эмпирическое и теоретическое. Проблема, гипотеза, теория. Единство теории и практики. Специфика познания социокультурных явлений. Методы научного исследования. Функции философии в научном познании. Общенаучная методология.
Развитие (рост) научного знания. Научные революции и смена типов рациональности
Тема 6 Человек, общество, история
Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Насилие и ненасилие. Мораль, справедливость, право. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Этические, эстетические, теоретические ценности, идеалы истины, добра, красоты и их роль в человеческой жизни.
Будущее человечества и глобальные проблемы современности
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
1. Философия и культура
Исторические типы мировоззрения и философии (2ч)
1 Мировоззрение и философия
2 Исторические типы философии
3 Предмет и специфика философского знания
Литература:
1 Философия: учебник для высших учебных заведений/ В.П.Кохановский [и др]. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. Гл.1 § 1-3, Гл 2.§1
2 Ильенков Э.В. Диалектика и мировоззрение. // Ильенков Э.В. Философия и культура: монография. -- М.: ИПЛ, 1991
3 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: монография./ Мотрошилова Н.В. -- М., 1991
4 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: монография./ Ж.-П.Вернан -- М.: Прогресс, 1982
5 Бабушкин В.У. О природе философского знания: монография./ Бабушкин В.У. -- М., 1978
6 Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики: монография./ Науменко Л.К. -- А.-А.: Изд. «Наука» Казахской ССР, 1968, с.19-39
8 Мареев С.Н. [Рецензия]/ Мареев С.Н.// Вопросы философии. 2008 № 6 – рец. на кн. Бычков С.Н. «Греческое чудо» и теоретическая математика. М.: РГГУ, 2007.
9 Потемкин А.В. Проблема специфики философии в диатрибической традиции: монография./Потемкин А.В. – Ростов-на-Дону.: ИРУ, 1980. Гл.3
10 Философский словарь. - М., 1991. Статьи: Основной вопрос философии. Агностицизм. Идеализм. Материализм. Скептицизм
12 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии / Маркс К. Энгельс Ф.// Соч. 2-е изд. - Т.21. Гл.2. (Или любое отдельное издание)
Рефераты:
1Проблема происхождения философии
a) Чанышев А.Н. Начало философии: монография/ Чанышев А.Н. - М.: Изд.МГУ, 1982
b) Кессиди Ф.Х. От мифа – к логосу: монография/ Кессиди Ф.Х. - М.: Мысль, 1972. Гл.2
c) Петров М.К. Язык и категориальные структуры/ М.К.Петров// Науковедение и история культуры: сборник статей.- Ростов-на-Дону: ИРУ, 1973
d) Петров М.К. Социология познания и «начало» философии/ Петров М.К. Историко-философские исследования: монография. - М., 1996
2 Представители современной западной философии о предмете и смысле философии
e) Хайдеггер М. Что такое философия?/ Хайдеггер М.// Вопросы философии. - 1993.- № 8
f) Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм./ Сартр Ж.-П. //Сумерки богов. - М., 1989