Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виртуальный обзор изданий «Из истории педагогической мысли в России»



 

Ведущий 1:

Ценностные характеристики педагогической деятельности связаны с пониманием глубокой духовной сущности процессов воспитания и обучения.

Становление отечественной педагогической науки и практики связано с философско-социальным осмыслением проблем и деятельностью выдающихся педагогов-исследователей 19-20 столетий. Традиции русской педагогической мысли несут в себе колоссальный гуманистический потенциал.

 

Чтец:

Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России.

На экране: Ушинский К. Д. «Детский мир», 1861. «Родное слово», 1864. В 1861-64 годах он написал и издал учебные книги для первоначального классного чтения «Детский мир» и «Родное слово». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей, которые обладают художественной и познавательной ценностью. Простота и образность изложения, богатство материала, прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие упражнений для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать – таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей» оказало огромное влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день.

На экране: Ушинский К. Д. Три элемента школы. 1857

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. 1871
Ушинский К. Д. О средствах распространения образования посредством грамотности. 1858

Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее.1847

Собрание педагогических сочинений. Т. 1 / К. Д. Ушинский. — 5-е изд. — Петроград : М. Меркушева, 1916. — 444 с.

Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека.

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — Москва: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 475

Главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» (в 2-х томах). Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе Константин Дмитриевич Ушинский дает обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов. Исследователь подходит к рассмотрению психических явлений на философской основе, проводит ценный психологический анализ эстетического развития – ощущения и осознания прекрасного.

Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, бывал в учебных заведениях, встречался с учителями и учащимися.

Основа педагогической системы Ушинского – идея демократизация народного образования и народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в создании учебных книг «Детский мир» и «Родное слово», фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» и других работах.

Чтец:

На экране: Павел Петрович Блонский: марксистская педагогика и психология в действии
Блонский П. П. О так называемой моральной дефективности. 1923.

Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы, 1917.

Блонский П. П. Педология

Человек должен быть чутким к че­ловеку, и именно на человеческую жизнь должен быть преимуществен­но обращен взгляд ребенка. Говоря о методах познаний: «ре­бенок только то может хорошо на­блюдать, в чем он жизненно заинте­ресован. Позиция бесстрастного наблюдателя человеческой жизни очень мало способствует познанию этой жизни. Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, когда он втянет­ся в активное участие в окружаю­щей его человеческой жизни…

Павел Петрович Блонский –философ и педагог,согласно задачам советской эпохи,все силы отдаёт разработке марксистской педагогики и психологии, созданию школы нового типа. Сам Блонский называл данное время периодом «трудовой школы», связывая его с построением нового общества.Им был разработан конкретный план перестройки школы. Учебный процесс Блонскийрасценивал как совокупность методов, направленных на воспитание всесторонне развитой личности.

В 1920-е годы Блонский написал первый советский учебник для школ первой ступени – хрестоматию «Красная зорька», стал первым советским педагогом, уделившим огромное внимание различию возрастных периодов развития ребенка и соответствующим особенностям обучения и воспитания, много сил отдал борьбе с детской беспризорностью. Научные интересы концентрировались вокруг проблем истории педагогики, семейного воспитания и педагогической психологии.

В 1930-е годы П.П. Блонский возглавлял кабинет педологии в лаборатории «Мышления и памяти» в Психологическом институте, изучал высшие психические функции на основе идеи о диалектическом развитии психики. Главной задачей педагогов Блонский считал становление нового человека. Успех, по его мнению, зависит от того, как хорошо воспитатель знает личность воспитанника. Блонский писал о необходимости создания новых методов комплексной диагностики детей, чтобы показать личность ребёнка как целое, рассматривая воспитание как помощь его естественному развитию. В работе «Педология» Блонский обобщил огромный научный материал, многие из его идей развивает ряд современных психологов.

Чтец:

На экране: Гуманистические тенденции в отечественной педагогике в 40-60 гг. ХХ в.

Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему. А. С. Макаренко

Система образования, созданная другим советским педагогом – Антоном Семеновичем Макаренко, оказала огромное влияние на мировую и отечественную педагогику. Принципы воспитания через коллектив были разработаны и успешно применены в сложнейшей социальной среде беспризорников. Работая с воспитанниками колонии, Макаренкосумел показал, что разумная требовательность и уважение к личности помогают сформировать ответственность и нравственность.

Главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935), в котором выражены педагогические взгляды и практический опыт в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов.

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу над художественным произведением «Флаги на башнях» и над автобиографическими материалами – повестью «Честь», романом «Пути поколения». Он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания. В 1936 году вышла крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса», затем первая часть «Книги для родителей».

Чтец: Макаренко подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:

… Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уж пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике.

В свое время меня часто спрашивали залетавшие в колонию товарищи: - Скажите, говорят, среди беспризорных много даровитых, творчески, так сказать, настроенных... Скажите, есть у вас писатели или художники? Писатели у нас, конечно, были, были и художники, без этого народа ни один коллектив прожить не может, без них и стенной газеты не выпустишь. Но здесь я должен с прискорбием признаться из горьковцев не вышли ни писатели, ни художники, и не потому не вышли, что таланта у них не хватило, а по другим причинам: захватила их жизнь и ее практические сегодняшние требования.

...

приезжали и другие, всегда непривычно для меня взрослые люди, и Осадчий — технолог, и Мишка Овчаренко — шофёр, и мелиоратор за Каспием Олег Огнев и педагог Маруся Левченко, и вагоновожатый Сорока, и монтёр Волохов, и слесарь Корыто, и мастер МТС Федоренко, и партийные деятели — Алёшка Волков, Денис Кудлатый и Волков Жорка, и с настоящим большевистским характером, по-прежнему чуткий Марк Шейнгауз, и многие, многие другие. ...

Но многих я и растерял за семь лет. Где-то в лошадином море завяз и не откликается Антон, где-то потерялись бурно жизнерадостный Лапоть, хороший сапожник Гуд и великий конструктор Таранец. Я не печалюсь об этом и не упрекаю этих пацанов в забывчивости. Жизнь наша слишком заполнена, а капризные чувства отцов и педагогов не всегда нужно помнить. Да и "технически" не соберешь всех. Сколько по горьковской только колонии прошло хлопцев и девчат, не названных здесь, но таких же живых, таких же знакомых и таких же друзей. После смерти горьковскогоколлектива прошло семь лет, и все они заполнены тем же неугомонным прибоем ребячьих рядов, их борьбой, поражениями и победами, и блеском знакомых глаз, и игрой знакомых улыбок. Коллектив дзержинцев и сейчас живет полной жизнью, и об этой жизниможно написать десять тысяч поэм. …Только пятьдесят пацанов-горьковцев пришли в пушистый зимний день в красивые комнаты коммуны Дзержинского, но они принесли с собой комплект находок, традиций и приспособлений, целый ассортимент коллективной техники, молодой техники освобожденного от хозяина человека. И на здоровой новой почве, окруженная заботой чекистов, каждый день поддержанная их энергией, культурой и талантом, коммуна выросла в коллектив ослепительной прелести, подлинного трудового богатства, высокой социалистической культуры, почти не оставив ничего от смешнойпроблемы "исправления человека".

Чтец:

На экране: Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского

Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека… В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям

Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать.
Василий Александрович Сухомлинский создал педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и обучения, творческая деятельность коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит его к собственному пониманию процесса воспитания.

В условиях тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство достоинства.
Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», строил процесс обучения как радостный труд. Большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся, эстетическому воспитанию и творческому развитию детей. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Василий Александрович Сухомлинский предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать».

Чтец: На экране: Взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание

«Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну»

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

Добро – важнейшее качество духовно развитой личности для Сухомлинского. Он вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, бесстрашным. И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Ведь без подлинной доброты сердца, которую один человек отдаёт другому невозможна душевная красота. Источник доброты – в созидании, творчестве, утверждении жизни. Доброе неразрывно связано с красотой. Своим опытом Сухомлинский щедро делился: им написаны монографии, статьи; художественные произведения: рассказы, сказки, притчи. Книги переведены на многие языки. Сегодня особенно отчетливо видно значение его книг "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "Письма к сыну". Каждая из этих работ – самостоятельное произведение. Представленные как трилогия, они раскрывают комплекс проблем воспитания подрастающего поколения. Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и дают четкое представление о педагогической системе Сухомлинского и о его личности как теоретика и педагога-практика. Обычный директор провинциальный школы беззаветным служением своему делу, детям, Родине навсегда вошёл в плеяду великих педагогов, гуманистов, подвижников.

Чтец:

Книга его жизни – «Сердце отдаю детям», в которую включены три произведения: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», тематически связанные между собой проблемами воспитания ребенка, подростка, юноши.

«Сердце отдаю детям» состоит из двух глав: «Школа радости» и «Годы детства», это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Содержание книги автор формулирует так: труд посвящен сердцу педагога. Что должно быть главным в сердце учителя, чтобы он мог отдать его детям? И отвечает: любовь к детям.

Книга «Письма к сыну» вышла в свет в 1977 году, над ней Василий Александрович работал до последних дней своей жизни. Она построена в форме диалога воспитателя со своим взрослым воспитанником, уже покинувшим стены школы. Темы, над которыми размышляет педагог, в совокупности представляют программу действенного гуманизма. Их условно можно подразделить на три группы: Родина, человек, труд. Воспитанию человека посвящена большая часть писем. В них Василий Александрович развивает свои мысли об общественном содержании деятельности, призвании и духовности, рассматривает вопросы самовоспитания, любви, дружбы, красоты, идеала. Лейтмотивом всего произведения является мысль о том, что основное в жизни – это труд, отношение к труду как к торжеству человеческой сущности:

«И самое главное, на чем всегда будет держаться человек – его ум, совесть, человеческая гордость – это то, что он всегда будет добывать хлеб в поте лица своего». Письма к сыну

Чтец: На экране: В. А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека

Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности». Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость начинается с будто бы очень маленького, животного желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим; переложить на других ответственность за что-то происшедшее по незнанию, оплошности, опрометчивости, недоразумению. Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей. В чувствах надо уметь быть верным и долженствующим. Стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе. (Как воспитать настоящего человека)

… Каждый твой шаг в конце концов отражается на твоем ближнем, потому что идешь ты куда-то и с какой-то целью; каждое твое слово в душе другого отзовется, но, как оно отзовется, это зависит от тебя. Уже то, что ты смотришь на окружающий мир и видишь его, таит в себе и добро, и зло: всё зависит от того, что ты увидишь и как увидишь.

Чтец:

Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. …Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и в соответствии с этим относишься к себе.

Красота — это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее. Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника — увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи — услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

Раздел 3. Литературно-художественная часть. Гуманистическая педагогическая традиция в русской литературе

 

На экране: Гуманистическая педагогическая традиция в русской литературе

Портреты писателей. Иван Алексеевич Бунин. Роман «Жизнь Арсеньева»

Чтец:

Феномен гуманистической педагогической традиции в России тесно переплетен с развитием литературного процесса и отражен в русской классической художественной литературе 19-20 века. Вопросы воспитания и становления человека в его духовной сущности так или иначе затрагиваются в произведениях великих русских писателей – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Чехова, Куприна, Толстого, Достоевского.

Роман Ивана АлексеевичаБунина «Жизнь Арсеньева» как бы замыкает цикл художественных автобиографий о жизни русского мелкопоместного дворянства, начатый Сергеем Аксаковым («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука») и Львом Толстым («Детство», «Отрочество», «Юность»).

Роман «Жизнь Арсеньева», написанный в эмиграции, посвящен России. Эта книга о главном – о родине, о торжестве любви над забвением, одно из самых личных и сокровенных произведений писателя. Автобиографический материал преображен, книга эта смыкается с рассказами Бунина, в которых художественно осмысляются вечные проблемы – жизни, любви, смерти.

Шаг за шагом продвигаемся мы вместе с Алешей Арсеньевым: детство, все темно, лишь временами, как бы сквозь узкие щели, набегает яркий свет («постепенно смелея, мы узнали скотный двор, конюшню, каретный сарай, гумно, Провал, Выселки, – вспоминает Арсеньев, – мир все расширялся перед нами, но все еще не люди и не человеческая жизнь, а растительная и животная больше всего влекли к себе наше внимание»). Мир все раздвигается, и вдруг – словно с высокой колокольни – распахнулась панорама: и молчаливые поля и леса, и редкие деревни, и уездный городишко, а там – громада страны, «великий пролет по всей карте России».

Покинув родительское гнездо, Алексей Арсеньев попадает в разнообразную социальную среду. Дворянин по крови, с развитой сословной гордостью, он органично входит вглубь и крестьянского быта, и разночинного, остро чувствуя при этом контрасты, различая оттенки, восхищаясь подлинно народной поэзией Тараса Шевченко, малороссийскими песнями, русским фольклором. Здесь, при обостренном ощущении жизни, нет злого, уродливого, здесь прекрасное утверждает себя в своих правах.

 

Чтец:

Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок, гимназия, дни великопостной учебы, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоенный запахом цветов, Крым, Харьков, Орел – из множества лирических миниатюр складывается эта мозаичная картина России, воспетой Буниным.

Любовь к родной стране, преклонение перед ее громадностью и мощью звучит и в словах Александра Сергеевича Арсеньева (отца Алеши). А какие пейзажи возникают на страницах «Жизни Арсеньева», как чувствует и откликается писатель на малейшие движения в жизни природы! По Бунину, эта черта тоже национальная: «первобытно подвержен русский человек природным влиянием». Описания природы в романе пленяют звучностью и благородством языка.

«Жизнь Арсеньева» посвящена путешествию души юного героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Главное в романе – расцвет человеческой личности, ее рост. Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, где впервые проявились его самые ранние творческие импульсы. У Арсеньева обострена чуткость ко всему: «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Если пространственное познание мира происходит строго по времени, то эстетическое – по Бунину – независимо от времени, преодолевает его.

Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера,- вспоминает Арсеньев,- часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве,- и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов. Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я, и умирая, вспомню…»

 

Чтец:

В «Жизни Арсеньева» поражает многообразие вскрытых писателем связей личности с действительностью.

На примере семьи Арсеньевых ярко виден «распад» русского усадебного барства. Три дворянских сына: один – поднадзорный, разночинец по убеждению (Георгий); другой – крепкий крестьянин, кулак (Николай); лишь третий, младший сын – Алеша Арсеньев – повторял привычные для своего круга поступки; уйдя из четвертого класса гимназии, остался «недорослем», обожал охоту, беспрестанно влюблялся.

Я думал порой о молодости отца: какая страшная разница с моей молодостью! – размышляет Арсеньев. Он имел почти все, что подобало счастливому юноше его среды, звания и потребностей, он рос и жил в беспечности, вполне естественной по тому еще большому барству, которым он так свободно и спокойно пользовался, не знал никаких преград своим молодым прихотям и желаниям, всюду с полным правом и веселым высокомерием чувствовал себя Арсеньевым. А у меня была только шкатулка из карельской березы, старая двустволка, худая Кабардинка, истертое казацкое седло

Вся обстановка обветшавшей фамильной усадьбы, воспоминания близких тянули Арсеньева в мир милой старины. Тому же способствовали хранившейся в библиотеке в соседней усадьбе «в толстых переплетах из темно-золотистой кожи с золотыми звездочками на корешках – Сумароков, Анна Бунина, Державин, Батюшков, Жуковский, Языков, Козлов, Баратынский». Наслаждаясь их стихами, стремясь стать «вторым Пушкиным» или Жуковским, Арсеньев резко ощущает свою кровную близость им, глядит на их портреты, «как на фамильные».

 

Чтец:

Очевидно, что в «Жизни Арсеньева» запечатлено не просто формирование писателя особого склада. Подспудно зреющий конфликт Арсеньева и его любимой – Лики во многом питается тем, что она не понимает чисто поэтических устремлений молодого художника слова. В ответ на его красочные рассказы Лика только пожимала плечами: «Ну, миленький, о чем же тут писать! Что ж все погоду описывать!». В образе девушки просматриваются черты Варвары Пащенко, возлюбленной Бунина. В художественном обобщении он преобразован в тип женщины, которая не умела и не научилась любить.

В романе сильному художественному домыслу подвергся процесс пробуждения в Бунине художника. В действительности сам молодой Бунин отвергал «бесцельное» искусство. «Издалека» прошлое зачастую казалось писателю другим. Он наделяет героя не только собственным позднейшим видением мира, но и не свойственным тогда Бунину эстетизмом.

В «Жизни Арсеньева» финал оптимистичен: время бессильно убить подлинное чувство. Недавно я видел ее во сне – единственный раз за всю свою долгую жизнь без нее. Ей было столько же лет, как тогда, в пору нашей общей жизни и общей молодости, но в лице ее уже была прелесть увядшей красоты. Она была худа, на ней было что-то похожее на траур. Я видел ее смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда, – так заканчивается роман. Забвение отступает перед силой любви, обостренным чувством жизни героя и автора.

 

Чтец:

Роман «Жизнь Арсеньева» характеризовался в критике как «отчасти философская поэма, отчасти симфоническая картина России». Мы не найдем в бунинском произведении литературного сюжета в обычном понимании этого слова. Все дается в потоке субъективных впечатлений и жизнеощущений Алексея Арсеньева, личности не заурядной. В этом романе – на высшем взлете неповторимого таланта Бунина – проза сплавилась с поэзией.

10 октября исполняется 145 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина – русского писателя, поэта, Нобелевского лауреата по литературе. Читаем классику!

 

Музыкальный фрагмент_______________________________________________

 

4. Поздравления, выступления почетных гостей, студентов.

 

 

5. Видеофрагмент ________________________

6. Фотография

 

Ведущий благодарит всех за участие в литературном вечере

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.