Цель занятия: рассмотреть фонетическую природу, функции и типы русского ударения; описать средства и конструкции русской интонации.
План занятия:
1) Проверка теоретических знаний:
– фонетическая природа и функции русского ударения;
– место ударения в слове; клитики, слабое и побочное ударение;
– фразовое, тактовое и логическое ударение;
– интонационные конструкции, их структура и типы;
– интонационные средства (тон, интенсивность звучания, темп, тембр).
2) Практические задания по определению акцентных характеристик слов русского языка и отработке использования интонационных средств.
Задание 1. Поставьте в словах ударение. На примере первых пяти слов докажите, что оно разноместное и подвижное. Выделите энклитики и проклитики. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем и словарем трудностей.
Язык, небо, воробей, весна, борозда, ведомость, повесть, стерлядь, автомотолотерея, веломотогонки, великовозрастный, вполсилы, вырезать, высококалорийный, гомеопатия, гостеприимный, гражданство, диспансер, до завтра, до зарезу, до смерти, за глаза, какой бы ни был, кое-что, куда-нибудь, кухонный, лубочный, логопедия, на лету, на смех, паралич, полуостров, правнучка, коклюш.
Задание 2. Измените данные слова, подобрав по 2-3 словоформы. Расставьте в полученных рядах словесное ударение. Найдите слова: 1) с неподвижным ударением: а) на основе, б) на окончании; 2) с подвижным ударением: а) перемещается с основы на окончание; б) перемещается с окончания на основу.
Задание 4. С помощью толковых словарей, словарей омонимов русского языка подберите по 3 пары слов, которые в зависимости от места ударения различаются грамматическими или лексическими значениями; как варианты общеупотребительный и профессиональный, устарелый и т.п.
Задание 5. Затранскрибируйте. Расставьте ударение. Укажите слабоударяемые слова и слова с побочным ударением.
Высокотехнологичный; фотомодель; северо-восток; восемь строчек; тридцать два; как будто гром; если прикажут; около подъезда; змеелов; авиакатастрофа; быть может, не забуду; послеоперационный; древнерусский; народно-поэтический; забыл, мол; Росювелирторг; уж поздно; сверхизысканный; уронил было; так себе фильм; книгопродавец; коммивояжёр; три раза.
Задание 6.Затранскрибируйте. Укажите проклитики и энклитики. Охарактеризуйте ударение в выделенных словах. Определите место логического, тактового и фразового ударения.
1. Это ведь не скоро разберёшь, где старое кончается, где новое начинается. Иное будто вчера делано, а думка от дедов-прадедов пришла. Не разделишь концы-то. Баж. 2. А там Байкал, за тою далью, – В полсуток обогнуть едва ль, – А за Байкалом – Забайкалье. А там ещё другая даль, Что обернётся далью новой. Тв. 3. Опять я подумал о родине, Где стынет в росе лебеда, Где в старой замшелой колодине С утра холодеет звезда. Жиг. 4. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь – до дна, Но их подмена словесами Измене может быть равна. Тв.
Задание 7. Проанализируйте интонационный рисунок отрывка. Какие интонационные конструкции (ИК) представляют фразы? Укажите место тактового, фразового и логического ударения, повышение или понижение тона, центр, предцентровую и постцентровую части в тактах.
1. Маркелычу этот разговор не по нраву. Сердито отвечает:
– Нет по нашим местам такой птицы! Неоткуда и перо брать.
– Неправильно, – говорит, – твое слово. Орлиное перо везде есть, да только искать-то его надо под высоким светом.
– Мудришь ты! Над стариком, гляжу, посмеяться надумал Баж.
2. Не то чтоб это окрик зычный, Нет, но особый жесткий тон, С каким начальники обычно Отказ роняют в телефон.