В каком ряду во всех словах количество звуков и букв совпадает?
1)страстное, бьющаяся, подстричь
2) июльский, маячить, прелестное
3)создаешь, поющие, местность
4) тростниковые, вскользь, разъярившийся
В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?
1) непреложные, алюминиевый, грустный
2) юридический, вьетнамская, предыдущим
3) предъявление, яростный, вальсировать
4) Япония, воюющий, юбиляр
В каком ряду во всех словах букв больше, чем звуков?
1) просьба, въедливый, свадебное
2) дружелюбие, старьевщик, компенсация
3) разъяриться, повсеместный, скользко
4) окрестность, въехавший, моющаяся
В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?
1) станица, предки, письмецо
2) посадка, тапки, вместе
3) все, птица, текст
4) пехота, вкусно, кашевар
В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?
1) сбросил, ежевика, чемодан
2) южный, мороз, резвый
3) деревня, царица, небесный
4) ножны, сделали, вьюжная
11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска в квадратных скобках произносится [о]?
1) гренад[ ]р, оп[ ]ка, ж[ ]лоб
2) аф[ ]ра, одноим[ ]нный, соврем[ ]нный
3) ж[ ]лоб, никч[ ]мный, остри[ ]
4) жити[ ], ж[ ]рнов, ж[ ]зл
12. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [о]?
1) щелкнуть, спасем, манера
2) ломота, желтый, елочный
3) зашьешь, холщовый, подняв
4) весла, донизу, лечо
13. В каком ряду во всех словах есть звук [з’]?
1) зимующий, разгибаться, перевозчик
2) дерзить, зеркальный, приземление
3)скользить, необозримый, сговориться
4) гвоздь, развивая, сдерживаться
14. В каком ряду во всех словах нет звука [з]?
1) заранее, разжиться, визжать
2) безрадостный, изжарил, езжу
3) разместиться, землемер, близкий
4) зеленеющий, брызжет, синтез
15. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?
1) яд, прекрасный, познакомьте
2) переехал, простоял, восемьдесят
3) йогурт, пояснительного, съемки
4) почтальон, мое, примять
16. В каком ряду во всех словах есть звук [д’]?
1) дисгармония, десять, академия
2) гвоздь, сладко, подпись
3) делегат, лошадь, грядка
4) дистанционный, ходьба, лодка
17. В каком ряду во всех словах есть звук [д’]?
1) домоуправление, впроголодь, сядьте
2) детализация, продырявить, автопоезд
3) диковатый, молотьба, свадьба
4) подъезд, куда-нибудь, вкладчик
18. В каком ряду во всех словах есть звук [ф’]?
1) бенефис, суфле, вход
2) кафе, фальшивый, всходы
3) фиаско, эффект, завтрак
4) федерация, дефект, поставь
19. В каком ряду во всех словах есть звук [г]?
1) разогревать, согнутый, рейтинг
2) педагог, экзамен, простого
3) метеорология, гитарист, каталог
4) также, анекдот, вокзал
ТЕМА 2. Взаимодействие звуков в речевом потоке
Цель занятия: рассмотреть изменения гласных и согласных звуков в речевом потоке, вызванные их позицией и обусловленные действующими в языке фонетическими законами, изучить различные виды позиционных и комбинаторных изменений звуков русского языка; овладеть навыками фонетического письма.
План занятия:
1) Проверка теоретических знаний:
– фонетический закон в области гласных звуков – редукция;
– позиционная мена гласных звуков перекрестного и параллельного типов;
– фонетические законы в области согласных звуков; ассимиляция;
– комбинаторные изменения звуков русского языка (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология);
– фонетическая транскрипция.
2) Практические задания по овладению навыками фонетического письма,
закрепление знаний и умений полного фонетического разбора слова.
Задание 1. Определите в словах позиции, где наблюдается редукция гласных. Определите ее тип.
Задание 7. Затранскрибируйте. Какие фонетические процессы здесь наблюдаются? Дайте их полное описание (Например, ассимиляция, каких звуков, регрессивная/прогрессивная, контактная/дистактная, полная/частичная, по какому признаку и т.д.). Охарактеризуйте все звуки в выделенных словах: а) гласные по ряду, подъёму, участию губ и наличию ударения; б) согласные по участия голоса и шума как шумные и сонорные, для шумных - звонкие или глухие; по месту и способу образования, по наличию - отсутствию дополнительной палатальной артикуляции;.
1. И каждый вздох - как радости глоток. Дуд. 2. В шелестенье раскрывшихся почек ты послушай, не балуясь там, как нам снова про «Синий платочек» чуть нашёптывает фонтан. Евт. 3. Я родилась в стране, где воздух крепок от поздних яблок и от первых слёз... Т.Куз. 4. По западу России залегла Смоленщина - еловая смола. Карп. 5. Снится Устюг, ласковый Олонец и соцветья рубленых церквей. Тряп.
Задание 8. Укажите фонетические и исторические чередования гласных.
1. В его поэтической душе была какая-то детская ясность, сообщавшая собеседникам безмятежное чувство счастия, которым проникнут был сам поэт. Этой особенностью Дельвига восхищался Пушкин. Керн.
2. Когда в младенчестве я шёл в дремучий лес,
Я пропадал весь день, до самого заката,
И на опушке ждал, чтоб крайний луч исчез,
Чтоб был вдвойне, втройне желанным миг возврата. Бальм.
Задание 12. Затранскрибируйте текст.
Бьется в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой (Сурк.).
ТЕМА 3. СЛОГ
Цель занятия: рассмотреть слоговую структуру русского слова; описать современные теории слога и правила слогораздела; овладеть практическими навыками по определению слоговой структуры слова.
План занятия:
1) Проверка теоретических знаний:
– понятие слога; типы слогов в русском языке;
– современные теории слога: эспираторная, сонорная, динамическая теории слога, слог –волна эксплозии-имплозии);
– слогораздел в русском языке; критерии определения места слоговой границы;
– правила переноса.
2) Практические задания по определению слоговой структуры слова.
Задание 1. Затранскрибируйте слова; разделите их на слоги, учитывая особенности слогораздела. Определите количество звуков в каждом слоге, их состав, указывая степень звучности с помощью индексов (гласный - 4, сонорный - 3, шумный звонкий - 2, шумный глухой - 1).
Задание 3. Выделенные слова разделите на фонетические слоги (в транскрипции) и для переноса. Проанализируйте, в каких случаях это деление окажется неодинаковым.
1. Над алыми цветами пахучего шиповника кружились золотые жуки; в липах жужжали пчелы; в траве трещали кузнечики; из-за кустов красной смородины большие подсолнечники подымали широкие головы и, казалось, нежились на полуденном солнце.
2. Ты нашла кусочек янтаря,
Он тебе дороже был червонца,
И вскричала, радостно горя:
«Я нашла, смотри, кусочек солнца» Бальм.
Задание 4. Проанализируйте слоги в данных словах в отношении соблюдения принципа восходящей звучности или отступления от него.
Задание 5. Прочитайте, наблюдая над фонетическим членением речевого потока. Выделенные слова затранскрибируйте и разделите на фонетические слоги. Объясните принцип слогоделения. Охарактеризуйте слоги по месту в слове (начальный, конечный, внутренний); по наличию ударения; по количеству входящих в слог звуков; по началу и концу (прикрытый - неприкрытый, открытый - закрытый); по характеру звучности (восходящая, нисходящая, восходяще-нисходящая, нисходяще-восходящая, ровная).
Тут в очень стесненной группе скал была одна такая, которая с первого взгляда ничем не отличалась от прочих, но на самом деле она имела существенную разницу по странной игре природы, устроившей на этой скале одну под другой три террасы, обращенные к полдню, и на средней из них - обширную расщелину, за которою на поляне, поросшей кустами, были две пещеры, одна внизу, а другая на значительной высоте, так что в нее можно было взойти, только приставляя длинную суковатую жердь, заменявшую лестницу. Н. Лесков