На ранних этапах развития речи ребенок произносит разнообразные звуки, которые не зависят от того, на каком языке говорят его родители (встречаются гортанные, щелкающие звуки, сложные аффрикаты и др.). Со временем ребенок теряет природную способность произносить любые звуки, определяет, какие звуковые элементы являются важными, а какие – неважными, и усваивает те звуки, которые имеют функциональную нагрузку в системе его родного языка (фонемы). Более того, человек может потерять способность различать фонемы: японцы часто не различают русские фонемы <р> и <л>, потому что в их языке нет такого противопоставления звуков.
ð Фонология – это раздел языкознания, который изучает элементы звуковой системы языка в функциональном аспекте.
Понятие «фонема» ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).
Функции фонем:
· смыслоразличительная (сигнификативная) – фонемы не имеют значения, но помогают различать значения значимых единиц языка (наиболее важная для фонологии функция), была выделена Львом Владимировичем Щербой (1880–1944);
· перцептивная –фонемы позволяют опознавать морфемы и слова (мы способны воспринять слова вне зависимости от особенностей произношения).
ð В любом языке фонем меньше, чем звуков.
Количество звуков бесконечно. Это связано в первую очередь с индивидуальными особенностями речевого аппарата разных людей. Но и один человек произносит звуки по-разному (немного не так работают голосовые связки и другие органы). Это можно доказать при помощи акустического анализа речи.
Область практического применения фонологии – разработка алфавитов для народов, не имеющих письменность (необходимо выбрать наиболее важные единицы звукового строя языка, которые будут отражены на письме).
Фонема – единица языка. Звук (фон) – единица речи.
ð В отличие от звука, фонема нематериальна и абстрактна: ее нельзя услышать или произнести, она существует в системе языка.
Фонема реализуется в речи в виде аллофонов (звуков, которые можно услышать). Аллофоны варьируются в зависимости от позиции.
КРИТЕРИИ ФОНЕМАТИЧНОСТИ
Как определить, сколько в языке (например, в русском или в английском) фонем и какие они? Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимается фонема той или иной научной школой (в разных работах разное количество фонем).
Чтобы доказать наличие в языке двух разных фонем, представители большинства фонологических школ подбирают минимальные пары – два слова или две морфемы, которые имеют разное значение и различаются одним звуком в той же позиции:
· ложка – кошка: < > – < >;
· мал – мял: < > – < >;
· grin – green: < > – < >;
· rice – rise: < > – < >.
Являются ли следующие слова минимальными парами?
· bought– boat;
· [ч’]еловек – [ ч]еловек;
· калоши – галоши.
Применение этого критерия привело к исключению Ы из числа фонем русского языка (Московская фонологическая школа): [ы] и [и] – варианты фонемы <и> (спорный вопрос).
Причина отсутствия минимальных пар – фонемы не встречаются в одинаковых произносительных условиях:
· [ы] – только после твердых согласных;
· [и] – когда угодно (в начале слова, после гласных, после мягких согласных), но только не после твердых согласных.