Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опорный конспект по теме «Фонология»



ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Семинарские занятия

Занятия 1-2. Фонетика и фонология

План

1. Фонетика как лингвистическая дисциплина. Разделы фонетики.

2. Понятие звука речи. Общая артикуляционная, акустическая и функциональная характеристика звуков речи.

3. Устройство речевого аппарата и функции его частей. Артикуляция звука и ее фазы. Артикуляционная база языка.

4. Классификация звуков речи. Принципы классификации звуков речи. Вокализм и консонантизм.

5. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные, обусловленные и спонтанные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, редукция. Фонетические и исторические чередования.

6. Фонетическое членение речи. Сегментный и супрасегментный ряд. Фраза, такт, слог, звук.

7. Ударение. Типы словесного ударения.

8. Интонация и ее элементы. Интонационные средства языка. Грамматическая и экспрессивная интонация. Понятие интонемы.

9. Фонология. Понятие о фонеме как единице языка. Понятие инварианта и варианта в фонологии. Аллофоническое варьирование фонемы. Дифференциальные и интегральные, релевантные и иррелевантные (нерелевантные) признаки фонемы. Правила выделения фонем. Фонологическая система. Противопоставления (оппозиции) фонем в системе. Методы установления системы фонем: замещение (субституция) и дистрибуция (окружение, встречаемость); модели дистрибуции.

Базовые термины и понятия

Общая фонетика, частная фонетика, описательная (синхроническая) фонетика, историческая (диахроническая) фонетика, сопоставительная фонетика, экспериментальная фонетика, орфоэпия.

Звук, артикуляция, артикуляционная база, речевой аппарат, активные и пассивные органы речи. Консонантизм, место образования, способ образования, степень сонорности согласных, назализация, аспирация, лабиализация. Вокализм, стабильность артикуляции, степень подъема языка, ряд (рядность) гласных, наличие – отсутствие лабиализации.

Акустика, шумы, тоны, сила звука, тембр, резонанс.

Фонетические процессы (явления): ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, редукция, протеза, диэреза, эпентеза, гаплология.

Сегментные единицы: звук, слог, такт, фраза.

Суперсегментные средства: ударение, ударение динамическое, квантитативное, музыкальное, словесное, фразовое, логическое; интонация, элементы интонации просодия, интонация, интонема, мелодика, паузация.

Фонология: фонема, вариант фонемы, аллофон, фонологическая позиция, дистрибуция фонем, нейтрализация фонем, дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, релевантные признаки фонемы, иррелевантные признаки фонемы, конструктивная функция фонемы, дистинктивная функция фонемы.

 

Литература

1) Немченко В.Н. Введение в языкознание. М.: Юрайт, 2013. С. 83-190.

2) Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 27-38; 157-242.

Словари и справочники

1)Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 6-е. М.: Либроком, 2012. 576 с.

2) Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. Изд. 2-е, доп. М.: БРЭ, 2002. 709 с. (версия 1990 г. URL: http://tapemark.narod.ru/les/index.html).

3)Энциклопедический словарь юного лингвиста / Российская академия наук, Институт русского языка имени В. В. Виноградова ; сост. М. В. Панов ; [отв. ред.: Е. А. Земская, Л. П. Крысин]. 2-е изд., перераб. доп. М. : Флинта : Наука, 2006. 542 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1) Универсальная многоязычная онлайн-энциклопедия «Википедия». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

2) Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». URL: http://www.krugosvet.ru.

3) Федеральный портал «Российское образование»: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/library.

4) Электронная библиотека BookFinder. URL: http://bookfi.org.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Составьте глоссарий терминов и понятий (см. «Базовые термины и понятия»).

2) Подготовьтесь к терминологическому диктанту.

3) Составьте краткий опорный конспект по теме семинарского занятия (образец и правила составления конспекта – Приложение 1).

 

4) Сопоставьте термины и их определения:

1. Общая фонетика     ____ – рассматривает звуки речи с точки зрения их физических признаков, т.е. изучает физические свойства звуков, которые позволяют воспринимать звуки речи на слух и различать их.
2. Частная фонетика   – занимается сопоставлением звукового строя разных языков, установлением сходства и различия между ними.
3. Описательная (синхроническая) фонетика   – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением; совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.
4. Историческая (диахроническая) фонетика   – занимается изучением звуков речи с точки зрения их социального использования в процессе общения, выполняемой ими функции, или назначения, – служить средством общения людей.
5. Сопоставительная фонетика   – занимается изучением фонетических средств, различных фонетических явлений отдельных конкретных языков или определённых групп языков, их фонетических систем в целом, вопросов функционирования и развития фонетических систем соответствующих языков.
6. Артикуляционная фонетика   – занимается изучением звуковых единиц языка на основе опытов, экспериментов, часто и использованием различных технических средств.
7. Акустическая фонетика   – изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков.
8. Функциональная фонетика   – занимается изучением вопросов формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определённых групп языков и фонетических систем этих языков в целом.
9. Экспериментальная (инструментальная) фонетика   – изучает биологические, физиологические свойства звуков, физиологию их образования, т.е. работу органов речи, в результате которой образуются соответствующие звуки, а также устройство речевого аппарата.
10. Орфоэпия   – изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определённом этапе развития данного языка, в частности, в его современном состоянии.

 

5) Подпишите органы речи на схеме речевого аппарата

 

Полости

I. ___________________________

II. __________________________

III. _________________________

IV. _________________________

Активные органы речи

1) __________________________

2) __________________________

а) _________________________

б) ________________________

в) ________________________

г) ________________________

3) _________________________

4) _________________________

5) _________________________

Пассивные органы речи

6) _________________________

7) _________________________

8) _________________________

 

6) По каким принципам классифицируются гласные и согласные звуки языка? Заполните таблицу.

Место образования, способ образования преграды, степень сонорности, назализация, аспирация, лабиализация, стабильность артикуляции, степень подъёма языка (вертикальное движение языка), ряд (рядность – горизонтальное движение языка), долгота/краткость, звонкость/глухость, твёрдость/мягкость, наличие шума/голоса, способ преодоления преграды, палатализация, веляризация.

 

Принципы классификации гласных Принципы классификации согласных
   

 

7) Опишите процесс образования а) гласных звуков, б) согласных звуков.

 

8) Заполните таблицу классификации гласных звуков русского языка.

 

Подъём Ряд
Передний Средний Задний
Верхний      
Средний      
Нижний      

 

9) Заполните таблицы классификации гласных английского языка.

Классификация гласных звуков английского языка в соответствии с горизонтальным движением языка
(по ряду) / The Classification of the English Vowels According to the Horizontal Movement of the Tongue

Гласные Vowels Переднего ряда Front Переднего отодвинутого назад ряда Front-Retracted Смешанного (среднего) ряда Mixed Заднего продвинутого вперед ряда Back-Advanced Заднего ряда Back
Монофтонги Monophthongs          
Дифтонги Diphthongs          
Дифтонгоиды Diphthongoids          

 

Классификация гласных звуков английского языка в соответствии с вертикальным движением языка
(по подъёму) / The Classification of the English Vowels According to the Vertical Movement of the Tongue

Высокого подъёма High Узкой разновидности Narrow Variation  
Широкой разновидности Broad Variation  
Среднего подъёма Mid Узкой разновидности Narrow Variation  
Широкой разновидности Broad Variation  
Низкого подъёма Low Узкой разновидности Narrow Variation  
Широкой разновидности Broad Variation  

 

10) Заполните таблицу классификации согласных звуков русского и английского языков: [t], (т).

 

Место образова- ния Способ образо- вания Губные Язычные Увулярные Надгортанниковые Гортанные Акустическая характеристика
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
Межзубные Зубные Альвеолярные Нёбные Средненёбные Задненёбные Глубокие
Фрикативные                           Шумные
Смычные Взрывные                          
Аффрикаты                          
Носовые                           Сонорные
Боковые                          
Дрожащие                          
Фрикативные                          

 

11) Дайте определение понятий «позиционные фонетические изменения (процессы)» и «комбинаторные фонетические изменения (процессы)».

Позиционные фонетические изменения ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Комбинаторные фонетические изменения ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

12) Какие орфографические ошибки и почему могут быть сделаны в следующих русских словах:

Дела _________________________________________________________________________

Тянуть _______________________________________________________________________

Колобок ______________________________________________________________________

 

13) Как и почему различается произношение выделенных гласных в данных парах слов. Какой термин используется в фонетике для обозначения этого явления?

Рос – нос ___________________________________________________________________

Лак – мак ___________________________________________________________________

Дочь – ночь _________________________________________________________________

 

14) В чём заключается фонетический закон тюркских языков сингармонизм? Приведите примеры слов русского языка для иллюстрации данного явления (не менее 5).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15) Как произносятся выделенные согласные в следующих словах:

Ротик (ср. рот, рты), носик (ср. нос, носы), в столе (ср. стол); нем. Kochen – Kirchen, Mann – mir; англ. son – sin, noisy – need.

 

16) С какими фонетическими законами русского языка связаны следующие правила правописания:

и после ж и ш;

– безударных гласных;

– приставок на –з-;

– приставок с-, пред-, над- и др.;

– непроизносимых согласных;

– сомнительных согласных внутри слова;

– сомнительных согласных на конце слова?

 

17) Как доказать, что лабиализованный [to] (ср. туча) и соответствующий нелабиализованный [t] (ср. старый) являются аллофонами одной фонемы?

 

18) Достаточно ли данные слова доказывают то, что в английском языке фонемы /n/ и /m/, а также /b/ и /d/ представляют разные фонемы: /net/ net – /mæt/ mat, /bed/ bed – /dæd/ dad?

 

19) Разделите следующие слова на слоги, определите открытые и закрытые:

Преподаватель, аудитория, работа, расписание, языкознание, фонетика, экзамен.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

20) В данных словах охарактеризуйте слоги по строению и по месту ударения. Используйте словосочетания «слог заканчивается на …», «ударение падает на …»:

Тетрадь, газета, наука, рассказывать, изучать, ручка, студент, беседа, академия, переводчик, экзамен, интонация.

 

21) Какую функцию выполняет ударение в следующих парах словосочетаний? Составьте предложения с этими словами для иллюстрации их значения.

Плачу (деньги) – плачу (от радости)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мою (руки) – мою (тетрадь)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(недалеко от) города – (большие) города

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

(после) вечера – (весёлые) вечера

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

22) Определите количество речевых тактов и фонетических слов в данной фразе, выделите проклитики и энклитики. С какой интонацией её нужно прочитать.

В ту же ночь широкая лодка отчалила от гостиницы.

 

23) Сравните понимание фонемы и звука, приводимое тремя отечественными фонетистами и заполните таблицу:

а) Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ

«Фонема <…> языковедческий термин: психически живая фонетическая единица. Пока мы имеем дело с преходящим говорением и слушанием, нам достаточно термина «звук», обозначающего простейшую фонационную, или произносительную, единицу, вызывающую единое акустическо-фонетическое впечатление. Но если мы встанем на почву действительного языка, существующего в своей непрерывности только психически, только как мир представлений, нам уже не будет достаточно понятия звука, и мы будем искать другого термина, могущего обозначать психический эквивалент звука. Именно таким термином и является термин «фонема»».

б) Лев Владимирович Щерба

«…в живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целями человеческого общения. Эти звуковые типы имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фонемами, реально же произносимые звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется общее (фонемы), мы будем называть оттенками фонем. Среди оттенков одной фонемы обыкновенно бывает один, который по разным причинам является самым типичным для данной фонемы. Он произносится в изолированном виде, и собственно он один только и осознаётся нами как речевой элемент».

в) Рубен Иванович Аванесов

«Кратчайшие звуковые единицы в тех их сторонах, которые не зависят от фонетического положения, не обусловлены позицией, употребляются в тождественной позиции и служат в языке для различения звуковой оболочки словоформ, иначе говоря, образуют самостоятельные фонемы. В противоположность этому кратчайшие звуковые единицы в своих зависящих от фонетического положения, обусловленных позицией сторонах, не употребляются в тождественной позиции, не имеют непосредственной различительной функции и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы.

Из сказанного следует, что фонемой является кратчайшая звуковая единица как независимая по своему качеству величина и потому сама по себе достаточная для различения звуковых оболочек словоформ».

Понимание фонемы

 

Автор Фонема Звук Фонологическая школа
И.А. Бодуэн де Куртенэ      
Л.В. Щерба        
Р.И. Аванесов        
Общность взглядов:  
Различия:    

24) На основании проведённого сравнения предложите рабочее определение фонемы.

Фонема – это _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

25) Ответьте на вопросы:

· Совпадают ли понятия «фонема» и «звук речи»?

· Что такое парные фонемы?

· Дайте определение сильной позиции фонемы.

· Какова сильная позиция гласных фонем?

· Какова сильная позиция согласных фонем?

26) Укажите сильные и слабые позиции гласные фонем в следующих словах:

круг, курган, знаток, столовая, молочный, весна, воз, ветка, берега, март, карандаш; ability, bag, easy, table, desks.

27) Сделайте анализ фонемного состава слов:

дружба, знамя, экзамен, взвод; big, dentist, leaves.

Образец: пруд [прут]; а) звук [п], позиция перед сонорным, позиция сильная, фонема [п] находится в сильной позиции.

 

28) Охарактеризуйте системы фонем русского и английского языков.

 

  Русский язык Английский язык
Количество фонем   Соотношение гласных и согласных      
Примеры специфических фонем      
Примеры различий в артикуляционно-акустических свойствах фонем      
Состав ДП, организация оппозиций      
Различия в сильных и слабых позициях          

 


Приложение 1

Опорный конспект по теме «Фонология»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.