1. Фонетика как лингвистическая дисциплина. Разделы фонетики.
2. Понятие звука речи. Общая артикуляционная, акустическая и функциональная характеристика звуков речи.
3. Устройство речевого аппарата и функции его частей. Артикуляция звука и ее фазы. Артикуляционная база языка.
4. Классификация звуков речи. Принципы классификации звуков речи. Вокализм и консонантизм.
5. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные, обусловленные и спонтанные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, редукция. Фонетические и исторические чередования.
8. Интонация и ее элементы. Интонационные средства языка. Грамматическая и экспрессивная интонация. Понятие интонемы.
9. Фонология. Понятие о фонеме как единице языка. Понятие инварианта и варианта в фонологии. Аллофоническое варьирование фонемы. Дифференциальные и интегральные, релевантные и иррелевантные (нерелевантные) признаки фонемы. Правила выделения фонем. Фонологическая система. Противопоставления (оппозиции) фонем в системе. Методы установления системы фонем: замещение (субституция) и дистрибуция (окружение, встречаемость); модели дистрибуции.
Звук, артикуляция, артикуляционная база, речевой аппарат, активные и пассивные органы речи. Консонантизм, место образования, способ образования, степень сонорности согласных, назализация, аспирация, лабиализация. Вокализм, стабильность артикуляции, степень подъема языка, ряд (рядность) гласных, наличие – отсутствие лабиализации.
Акустика, шумы, тоны, сила звука, тембр, резонанс.
Фонология: фонема, вариант фонемы, аллофон, фонологическая позиция, дистрибуция фонем, нейтрализация фонем, дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, релевантные признаки фонемы, иррелевантные признаки фонемы, конструктивная функция фонемы, дистинктивная функция фонемы.
Литература
1) Немченко В.Н. Введение в языкознание. М.: Юрайт, 2013. С. 83-190.
2) Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 27-38; 157-242.
Словари и справочники
1)Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 6-е. М.: Либроком, 2012. 576 с.
2) Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. Изд. 2-е, доп. М.: БРЭ, 2002. 709 с. (версия 1990 г. URL: http://tapemark.narod.ru/les/index.html).
3)Энциклопедический словарь юного лингвиста / Российская академия наук, Институт русского языка имени В. В. Виноградова ; сост. М. В. Панов ; [отв. ред.: Е. А. Земская, Л. П. Крысин]. 2-е изд., перераб. доп. М. : Флинта : Наука, 2006. 542 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
3) Федеральный портал «Российское образование»: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. URL: http://window.edu.ru/library.
4) Электронная библиотека BookFinder. URL: http://bookfi.org.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Составьте глоссарий терминов и понятий (см. «Базовые термины и понятия»).
2) Подготовьтесь к терминологическому диктанту.
3) Составьте краткий опорный конспект по теме семинарского занятия (образец и правила составления конспекта – Приложение 1).
4) Сопоставьте термины и их определения:
1.
Общая фонетика
____
– рассматривает звуки речи с точки зрения их физических признаков, т.е. изучает физические свойства звуков, которые позволяют воспринимать звуки речи на слух и различать их.
2.
Частная фонетика
– занимается сопоставлением звукового строя разных языков, установлением сходства и различия между ними.
3.
Описательная (синхроническая) фонетика
– раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением; совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.
4.
Историческая (диахроническая) фонетика
– занимается изучением звуков речи с точки зрения их социального использования в процессе общения, выполняемой ими функции, или назначения, – служить средством общения людей.
5.
Сопоставительная фонетика
– занимается изучением фонетических средств, различных фонетических явлений отдельных конкретных языков или определённых групп языков, их фонетических систем в целом, вопросов функционирования и развития фонетических систем соответствующих языков.
6.
Артикуляционная фонетика
– занимается изучением звуковых единиц языка на основе опытов, экспериментов, часто и использованием различных технических средств.
7.
Акустическая фонетика
– изучает общие фонетические закономерности, действующие в разных языках, на основе данных, полученных в результате анализа фонетических явлений отдельных конкретных языков.
8.
Функциональная фонетика
– занимается изучением вопросов формирования, изменения и развития разных фонетических явлений отдельных языков или определённых групп языков и фонетических систем этих языков в целом.
9.
Экспериментальная (инструментальная) фонетика
– изучает биологические, физиологические свойства звуков, физиологию их образования, т.е. работу органов речи, в результате которой образуются соответствующие звуки, а также устройство речевого аппарата.
10.
Орфоэпия
– изучает звуки речи и другие фонетические явления с точки зрения их функционирования, взаимодействия и использования на определённом этапе развития данного языка, в частности, в его современном состоянии.
5) Подпишите органы речи на схеме речевого аппарата
Полости
I. ___________________________
II. __________________________
III. _________________________
IV. _________________________
Активные органы речи
1) __________________________
2) __________________________
а) _________________________
б) ________________________
в) ________________________
г) ________________________
3) _________________________
4) _________________________
5) _________________________
Пассивные органы речи
6) _________________________
7) _________________________
8) _________________________
6) По каким принципам классифицируются гласные и согласные звуки языка? Заполните таблицу.
Место образования, способ образования преграды, степень сонорности, назализация, аспирация, лабиализация, стабильность артикуляции, степень подъёма языка (вертикальное движение языка), ряд (рядность – горизонтальное движение языка), долгота/краткость, звонкость/глухость, твёрдость/мягкость, наличие шума/голоса, способ преодоления преграды, палатализация, веляризация.
Принципы классификации гласных
Принципы классификации согласных
7) Опишите процесс образования а) гласных звуков, б) согласных звуков.
8) Заполните таблицу классификации гласных звуков русского языка.
Подъём
Ряд
Передний
Средний
Задний
Верхний
Средний
Нижний
9) Заполните таблицы классификации гласных английского языка.
Классификация гласных звуков английского языка в соответствии с горизонтальным движением языка (по ряду) / The Classification of the English Vowels According to the Horizontal Movement of the Tongue
Гласные
Vowels
Переднего ряда
Front
Переднего отодвинутого назад ряда
Front-Retracted
Смешанного (среднего)
ряда
Mixed
Заднего продвинутого вперед ряда
Back-Advanced
Заднего ряда
Back
Монофтонги
Monophthongs
Дифтонги
Diphthongs
Дифтонгоиды
Diphthongoids
Классификация гласных звуков английского языка в соответствии с вертикальным движением языка (по подъёму) / The Classification of the English Vowels According to the Vertical Movement of the Tongue
Высокого подъёма
High
Узкой разновидности
Narrow Variation
Широкой разновидности
Broad Variation
Среднего подъёма
Mid
Узкой разновидности
Narrow Variation
Широкой разновидности
Broad Variation
Низкого подъёма
Low
Узкой разновидности
Narrow Variation
Широкой разновидности
Broad Variation
10) Заполните таблицу классификации согласных звуков русского и английского языков: [t], (т).
Место
образова- ния
Способ
образо- вания
Губные
Язычные
Увулярные
Надгортанниковые
Гортанные
Акустическая
характеристика
Губно-губные
Губно-зубные
Переднеязычные
Среднеязычные
Заднеязычные
Межзубные
Зубные
Альвеолярные
Нёбные
Средненёбные
Задненёбные
Глубокие
Фрикативные
Шумные
Смычные
Взрывные
Аффрикаты
Носовые
Сонорные
Боковые
Дрожащие
Фрикативные
11) Дайте определение понятий «позиционные фонетические изменения (процессы)» и «комбинаторные фонетические изменения (процессы)».
Позиционные фонетические изменения ___________________________________________
Дочь – ночь _________________________________________________________________
14) В чём заключается фонетический закон тюркских языков сингармонизм? Приведите примеры слов русского языка для иллюстрации данного явления (не менее 5).
15) Как произносятся выделенные согласные в следующих словах:
Ротик (ср. рот, рты), носик (ср. нос, носы), в столе (ср. стол); нем. Kochen – Kirchen, Mann – mir; англ. son – sin, noisy – need.
16) С какими фонетическими законами русского языка связаны следующие правила правописания:
– и после ж и ш;
– безударных гласных;
– приставок на –з-;
– приставок с-, пред-, над- и др.;
– непроизносимых согласных;
– сомнительных согласных внутри слова;
– сомнительных согласных на конце слова?
17) Как доказать, что лабиализованный [to] (ср. туча) и соответствующий нелабиализованный [t] (ср. старый) являются аллофонами одной фонемы?
18) Достаточно ли данные слова доказывают то, что в английском языке фонемы /n/ и /m/, а также /b/ и /d/ представляют разные фонемы: /net/ net – /mæt/ mat, /bed/ bed – /dæd/ dad?
19) Разделите следующие слова на слоги, определите открытые и закрытые:
20) В данных словах охарактеризуйте слоги по строению и по месту ударения. Используйте словосочетания «слог заканчивается на …», «ударение падает на …»:
22) Определите количество речевых тактов и фонетических слов в данной фразе, выделите проклитики и энклитики. С какой интонацией её нужно прочитать.
В ту же ночь широкая лодка отчалила от гостиницы.
23) Сравните понимание фонемы и звука, приводимое тремя отечественными фонетистами и заполните таблицу:
а) Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ
«Фонема <…> языковедческий термин: психически живая фонетическая единица. Пока мы имеем дело с преходящим говорением и слушанием, нам достаточно термина «звук», обозначающего простейшую фонационную, или произносительную, единицу, вызывающую единое акустическо-фонетическое впечатление. Но если мы встанем на почву действительного языка, существующего в своей непрерывности только психически, только как мир представлений, нам уже не будет достаточно понятия звука, и мы будем искать другого термина, могущего обозначать психический эквивалент звука. Именно таким термином и является термин «фонема»».
б) Лев Владимирович Щерба
«…в живой речи произносится значительно большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целями человеческого общения. Эти звуковые типы имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фонемами, реально же произносимые звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется общее (фонемы), мы будем называть оттенками фонем. Среди оттенков одной фонемы обыкновенно бывает один, который по разным причинам является самым типичным для данной фонемы. Он произносится в изолированном виде, и собственно он один только и осознаётся нами как речевой элемент».
в) Рубен Иванович Аванесов
«Кратчайшие звуковые единицы в тех их сторонах, которые не зависят от фонетического положения, не обусловлены позицией, употребляются в тождественной позиции и служат в языке для различения звуковой оболочки словоформ, иначе говоря, образуют самостоятельные фонемы. В противоположность этому кратчайшие звуковые единицы в своих зависящих от фонетического положения, обусловленных позицией сторонах, не употребляются в тождественной позиции, не имеют непосредственной различительной функции и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы.
Из сказанного следует, что фонемой является кратчайшая звуковая единица как независимая по своему качеству величина и потому сама по себе достаточная для различения звуковых оболочек словоформ».
Понимание фонемы
Автор
Фонема
Звук
Фонологическая школа
И.А. Бодуэн де Куртенэ
Л.В. Щерба
Р.И. Аванесов
Общность взглядов:
Различия:
24) На основании проведённого сравнения предложите рабочее определение фонемы.
Фонема – это _______________________________________________________________