1-08 80 01 Теория и методика дошкольного образования
1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания
(по областям и уровням образования)
1-08 80 03 Теория и методика профессионального образования
1-08 80 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
1-08 80 05 Коррекционная педагогика
1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования
1-08 80 10 Литературоведение
1-08 80 11 Языкознание
1-21 80 15 Всеобщая история
1-21 80 16 Отечественная история
1-23 80 03 Психология
1-31 80 01 Биология
1-31 80 02 География
1-31 80 03 Математика
1-31 80 05 Физика
1-31 80 06 Химия
Кафедра педагогики
Курс (курсы) 1
Семестр (семестры) 1
Лекции 30 Экзамен –
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия 4 Зачет 1
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия — Курсовая работа (проект) —
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных часов
по дисциплине 34
(количество часов)
Всего часов Форма получения дневная
по дисциплине 72 высшего образования заочная
(количество часов)
Составил: И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор
2012 г.
Учебная программа составлена на основе базовой программы «Методика и техника научного исследования», утвержденной 20.08.2012 г. Регистрационный № УД-15-02-1/баз.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой педагогики БГПУ
протокол №2 от 27.09.2012 г.
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
__________ И.И. Цыркун
(подпись) (И.О. Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению
научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ
протокол №1 от 27.09.2012 г.
(дата, номер протокола)
Председатель
______________ Е.Н. Артеменок
(подпись) (И.О. Фамилия)
Ответственный за редакцию: О.И.Котлобай, преподаватель кафедры педагогики БГПУ
Ответственный за выпуск: О.И.Котлобай, преподаватель кафедры педагогики БГПУ
Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Методист учебно-методического управления БГПУ
_________________ Пантелей С.В.
Пояснительная записка
Инновационная направленность развития общества актуализирует познавательно-преобразовательную функцию будущих специалистов, получивших квалификацию магистров. Принципиально важно, что будущий магистр имеет не только право, но и обязанность творить, искать, вести опытно-поисковую исследовательскую работу. В то же время анализ выполненных магистрами диссертаций позволил установить наличие у них множественных затруднений, касающихся понимания структуры научного знания, логики организации исследования, применения методов научного исследования, использования компьютера для статистической обработки данных и др.
Предлагаемая учебная дисциплина «Методика и техника научного исследования» призвана обогатить будущих магистров процедурным знанием и компетенциями в сфере научного исследования.
Исследовательская культура выступает концептом организации исследовательской деятельности ученого и источником содержания курса и организации педагогического процесса.
Цель курса – создать условия для развития у магистрантов целостной системы метазнаний и способов деятельности в сфере научного исследования, а также личностных качеств исследователя.
Задачи курса:
–обогатить и углубить познания магистрантов, касающиеся методологии научного познания;
–раскрыть суть логической структуры и принципов научного исследования;
–показать значимость научных методов в исследовании на уровне методики и техники их применения;
–сформировать у магистрантов личностные качества, обеспечивающие успех исследования при соблюдении этики ученого;
–развить компетенции магистрантов: осуществлять научный поиск, создавать новшество, воплощать его в действительность и рефлексировать результаты.
Отбор содержания курса производился с использованием следующих критериев: фундаментальности, компетентности, актуальности, культурно-праксиологической генерализации.
Принципиальное значение в данной учебной дисциплине придается пониманию магистрантами контекста – метасистемы исследования: направленности научного процесса, структуры научного знания, идеалов познавательной деятельности, закономерностей и стратегии развития науки.
Основными компонентами методики организации научного исследования как системы выступают его логическая структура и базовая исследовательская стратегия.
Логическая структура включает: проблему и тему исследования, объект и предмет, теоретические и творческие основания исследования.
Базовая исследовательская стратегия содержит общие правила исследовательской практики, возможные способы их осуществления и факторы, обеспечивающие эффективность исследования.
Техника исследования является производной от владения будущим ученым базовой исследовательской стратегией и методами научного исследования. Объектом изучения выступают не только известные методы научного познания, но и методологические инновации в области разработки методов познавательной и преобразовательной деятельности
Магистерская диссертация рассматривается как предметная основа исследовательской культуры магистрантов и параметр порядка организации педагогического процесса.
Магистранты, завершившие курс, должны знать:
–закономерности научного прогресса;
–структуру и функции научного знания;
–идеалы познавательной деятельности;
–базовую исследовательскую стратегию;
–методы и приемы научного исследования;
–критерии оценки качества научного исследования;
–требования, предъявляемые к магистерской диссертации;
Магистранты должны уметь:
–осуществлять научный поиск с применением эмпирических и теоретических методов исследования;
–создавать научное обоснование и конструировать креативное ядро исследования;
–реализовывать концептуальные идеи в проекте и конструкции инновации;
–апробировать новшество на валидность и достоверность;
–применять методы математической статистики с использованием компьютера;
–оформлять новшество и транслировать результаты исследования;
–использовать креативные методы с целью интенсификации и рационализации научной деятельности а также личностного развития.
Основными методами обучения, отвечающим целям изучения дисциплины, являются:
–элементы учебно-исследовательской деятельности (проведение микроисследований, рефлексивное обучение, деловая игра, компьютерное обучение) на практических занятиях и при организации самостоятельной работы.
При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:
–разработка проекта научного аппарата исследования (элементы проектного обучения);
–управляемая самостоятельная работа в виде выполнения отдельных заданий при подготовке к практическим занятиям с консультациями преподавателя.
Для оценки достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий:
–защита магистрантами на практических занятиях проектов научного аппарата исследования;
–выполнение тестовых заданий;
–сдача зачета по учебной дисциплине.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них: лекции – 30 часов, практические занятия – 4 часа. Для заочной формы получения образования 6 аудиторных часов, из них – 6 часов лекционных. По результатам изучения дисциплины сдается зачет.
Тематический план (дневная форма получения образования)
№
п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Примечание
Лекции
Практич.
1.
Наука как особый способ человеческой деятельности и компонент культуры
2.
Структура научного знания. Особенности научного языка
3.
Идеалы познавательной деятельности
4.
Закономерности и методологические ориентиры развития научного знания
5.
Научное исследование, его характеристики и принципы организации
6.
Логическая структура научного исследования и методика его организации
7.
Базовая исследовательская стратегия: структура и функции
8.
Критерии оценки качества научного исследования
9.
Эмпирические методы исследования и техника их применения
10.
Теоретические методы исследования и техника их применения
11.
Методы количественной (статистической) и качественной оценки результатов исследования. Техника их применения
12.
Методы интерпретации и представления результатов исследования и техника их применения
13.
Креативные методы в исследовании и техника их применения
14.
Инновации в области разработки методов исследовательской деятельности
15.
Магистерская диссертация как вид научного произведения личности ученого
Всего
Тематический план (заочная форма получения образования)
№
п/п
Наименование темы
Кол-во часов
Примечание
Лекции
Самост. работа
1.
Наука как особый способ человеческой деятельности и компонент культуры
2.
Структура научного знания. Особенности научного языка
3.
Идеалы познавательной деятельности
4.
Закономерности и методологические ориентиры развития научного знания
5.
Научное исследование, его характеристики и принципы организации
6.
Логическая структура научного исследования и методика его организации
7.
Базовая исследовательская стратегия: структура и функции
8.
Критерии оценки качества научного исследования
9.
Эмпирические методы исследования и техника их применения
10.
Теоретические методы исследования и техника их применения
11.
Методы количественной (статистической) и качественной оценки результатов исследования. Техника их применения
12.
Методы интерпретации и представления результатов исследования и техника их применения
13.
Креативные методы в исследовании и техника их применения
14.
Инновации в области разработки методов исследовательской деятельности
15.
Магистерская диссертация как вид научного произведения личности ученого
Всего
Содержание учебного материала
Тема 1. Наука как особый способ человеческой деятельности и компонент культуры
Исторические версии зарождения науки. Проблема познаваемости мира. Демаркация научного и ненаучного. Классификация наук. Общая стратегия развития науки. Мировая наука и особенности развития науки в Республике Беларусь.
Тема 2. Структура научного знания. Особенности научного языка
Виды научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Отличие естественных (обыденных) и искусственных языков. Семиотический подход как основа интеграции научных дисциплин.
Тема 3. Идеалы познавательной деятельности
Характеристика идеалов познавательной деятельности. Соотношение естественнонаучного, технологического и гуманитарного идеалов познания в научном исследовании. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития познавательной деятельности.
Тема 4. Закономерности и методологические ориентиры развития научного знания
Решающие результаты научных исследований: открытия, изобретения, рационализации. Эволюционные и революционные модели развития научного знания. Методологическое обеспечение научных исследований. Закономерности развития науки в логике эмпиризма, неопозитивизма и прагматизма. Системный характер науки.
Тема 5. Научное исследование, его характеристики и принципы организации
Научное исследование как особая форма процесса познания. Виды научных исследований. Компоненты научного аппарата исследования. Принципы как регулятивы научного исследования. Сущность научного метода.
Тема 6. Логическая структура научного исследования и методика его организации
Познавательный цикл. Этапы научного исследования: подготовительный, проектировочный, сбор эмпирических данных, анализ эмпирических данных, формулирование выводов и заключений.
Организация исследовательского процесса. Специфика методики организации исследования в различных научных дисциплинах.
Тема 7. Базовая исследовательская стратегия: структура и функции
Структура и функции базовой исследовательской стратегии. Общие правила и способы осуществления научного поиска, создания новшества, его реализации и рефлексии. Наиболее благоприятные факторы, обеспечивающие успех исследовательского процесса.