Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аналитико-синтетическая деятельность мозга



Министерство высшего и среднего специального образования

Ростовский государственный педагогический университет

Факультет естествознания

Л.А.Гутерман

 

Профессиональная образовательная программа

по курсу

 

"АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ"

 

 

Ростов-на Дону

2005 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа разработана для магистров факультета биологии и химии в связи с переходом на многоуровневую систему образования и изменением учебного плана.

Дисциплина «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ» знакомит студентов со строением сенсорных систем, их физиологией и патологией, влиянием на развитие ребенка и его адаптацию в обществе.

Она непосредственно связана с дисциплинами медико-биологического цикла: анатомия и физиология человека, нейрофизиология.

Программа и ее преподавание данного курса построены в соответствии с основными принципами современных представлений о строения и функционировании сенсорных систем человека.

Строение каждой сенсорной системы излагается в плане и с учетом имеющихся знаний студентов по анатомии и физиологии анализаторных систем человека и животных, практического значения получаемых знаний для последующего усвоения курса “Психофизиологические основы деятельности мозга”, подчеркивая неразрывность взаимоотношений физиологии ЦНС и высших психических функций человека.

 

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов фундамент знаний о строении и функционировании сенсорных систем в норме и при патологии, механизмах компенсации нарушенных функций.

 

Данный курс содержит лекции, практические и самостоятельные занятия Лекционный курс отражает наиболее важные проблемы анатомии, физиологии, и патологии слуховой и зрительной сенсорных систем с учетом фило- и онтогенеза органа чувств и с учетом возрастных особенностей. Особое место занимают вопросы стойких нарушений органов рецепции. Выделяются и классифицируются врожденные и приобретенные патологии, причины нарушения сенсорного восприятия, а также вопросы гигиены органов зрения и слуха. В разделе нарушения сенсорных систем раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом их лечения и профилактики. обо выделены вопросы гигиены и охраны органов зрения и слуха. Весь курс строится так, чтобы лекции шли параллельно с практическими занятиями и являлись введением к соответствующим разделам курса или обобщением фактического материала, полученного на практических занятиях.

Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов слуха, зрения.

При изучении анатомии сенсорных органов используется макеты органов чувств, таблицы, привлекаются полученные знания в предшествующих курсах по анатомии, физиологии, возрастной физиологии.

Согласно учебному плану на преподавание данного предмета отводится в 140 часов девятом семестр; 38 ч. - лекций, 19ч. – практических занятий, 60 ч. - индивидуальных занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п   НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ИЛИ РАЗДЕЛА Аудитор-ная работа Самостоя-тельная работа
1.   1.1.     1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Предмет и задачи курса ”Физиология слуховой, и зрительной рецепции”. Его определение и место в системе биологических наук. История развития представлений о сенсорной физиологии. Строение сенсорной системы. Понятие о рецепторе, органе чувств, анализаторе. Классификация и эволюция анализаторов, рецепторов Структурно-функциональная характеристика коры головного мозга. Локализация функций в коре большого мозга. 2 часа.     2 часа       2 часа     2 часа.
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.3. 2.4.   2.5. 2.6. 2.7. 2.8.   2.9. Основные принципы работы сенсорных систем. Структурно-функциональная организация сенсорных систем. Специфичность сенсорных систем, адекватный и неадекватный раздражители. Механизм возбуждения рецепторов: рецепторный и генераторный потенциалы, импульсная активность Свойства анализаторов. Кодирование информации в анализаторах. Регуляция деятельности сенсорных систем. Принципы обработки сенсорной информации в центральной нервной системе Этапы процесса анализа и синтеза. 2 часа.     2 часа.   .   2 часа 2 часа.   2 часа.
3. 3.1.   3.2.   3.3.   3.4.   3.5. Анатомическое строение органа слуха. Строение, функции наружного уха и его возрастные особенности. Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности. Строение, функции внутреннего уха и его возрастные особенности. Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора. 2 часа     2 часа   2 часа   2 часа   2 часа 2 часа
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. Физиология органа слуха. Физиологические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Чувствительность органа слуха. Основные этапы развития слуховой функции у ребенка. Исследование слуховой функции у детей. 2 часа.     2 часа   2 часа.   2 часа
5.   Патология органов слуха. Классификация и характеристика нарушений слуха у детей. 2 часа  
6. Развитие слухового восприятия в норме, у глухих и слабослышащих детей. 2 часа  
7. .Основные показатели зрения.   2 часа
8. 8.1.   8.2.     8.3.   8.4.     8.5. Анатомическое строение органа зрения. Строение, функции вспомогательного аппарата зрения и его возрастные особенности. Строение, функции рецепторного (периферического) отдела зрительной системы и ее возрастные особенности. Строение, функции сетчатки и ее возрастные особенности. Строение, функции проводникового отдела зрительного анализатора и его возрастные особенности. Строение и функции центрального (коркового) отдела зрительного анализатора. 2 часа     2 часа   2 часа     2 часа.   2 часа.
9. 9.1.     9.2.   9.3.   9.4.   9.5. 9.6.     9.7. 9.8. Физиология зрения. Вспомогательный аппарат зрительной системы и его функции. Регуляция функции вспомогательного аппарата. Фоторецепторы сетчатки: преобразование световой энергии в нервную активность. Роль биполярных, ганглиозных, горизонтальных и амакриновых клеток в обработке информации. Нейронная сеть сетчатки. Рецепторное поле ганглиозной клетки. Сенсорные пути зрительной системы. Обработка зрительной информации в ЦНС:обработка зрительной информации в ЛКТ; обработка зрительнгой информации в коре. Феномены зрительного восприятия. Механизмы цветного зрения. 2 часа   2 часа     2 часа   2 часа   2 часа     2 часа.   2 часа   2 часа
10.     Патология органов зрения. Классификация и характеристика нарушений зрения у детей.   2 часа  
11. Развитие зрительного восприятия в норме, у слепых и слабовидящих детей.   2 часа  
1. 2. 3. 4.  
  ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические работы Лабораторные работы  
1. Знакомство с основными анатомическими структурами органа слуха по таблицам, рисункам, медицинским атласам.     2 часа  
2. Оценка физических свойств звука. Особенности звукопроведения и звуковосприятия. Пороги слухового восприятия.       2 часа  
3. Методы исследования слуховой функции. Стойкие нарушения слуха у детей, причины, профилактика. Слабослышашие и практически глухие дети. 2 часа    
4. Речевые расстройства; роль аллергии, курения, и других факторов в возникновении голосовых и речевых расстройств.       2 часа.  
5. Знакомство с основными анатомическими структурами органа зрения по таблицам, рисункам, медицинским атласам.   2 часа    
6. Определение поля зрения для ахроматического и хроматического полей зрения.   2 часа.  
7. Оценка основных свойств периферического аппарата зрения.   2 часа.  
8. Исследование цветового зрения.   2 часа  
9. Нарушение зрительного восприятия. Слабовидящие и практически слепые дети. 2 час.    
10. Методы исследования зрительной функции. Зрительное утомление и его профилактика.   2 часа.    
               

 

ВВЕДЕНИЕ.

Аналитико-синтетическая деятельность мозга.

1. 1. Курс “Анатомия и физиология зрительной , слуховой и химической сенсорных систем” в системе подготовки магистров . Основные задачи данного курса и его место среди других физиологических, психологических и педагогических дисциплин.

1.2. Общие представления об анализаторах. Строение и функции анализатора по И.П. Павлову: периферический, проводниковый, корковый отделы. Адекватность рецептора анализатора и его раздражителя. Взаимосвязь отдельных сенсорных систем с состоянием других сенсорных систем и всего организма в целом.

2. Основные принципы работы сенсорных систем.

2.1. Структурно-функциональная организация сенсорных систем.

2.2. Специфичность сенсорных систем, адекватный и неадекватный раздражители.

2.3. Механизм возбуждения рецепторов: рецепторный и генераторный потенциалы, импульсная активность

2.4. Свойства анализаторов.

2.5. Кодирование информации в анализаторах.

2.6. Регуляция деятельности сенсорных систем.

2.7. Принципы обработки сенсорной информации в центральной нервной системе

2.8. Этапы процесса анализа и синтеза

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.