Министерство высшего и среднего специального образования
Ростовский государственный педагогический университет
Факультет естествознания
Л.А.Гутерман
Профессиональная образовательная программа
по курсу
"АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ"
Ростов-на Дону
2005 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа разработана для магистров факультета биологии и химии в связи с переходом на многоуровневую систему образования и изменением учебного плана.
Дисциплина «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ» знакомит студентов со строением сенсорных систем, их физиологией и патологией, влиянием на развитие ребенка и его адаптацию в обществе.
Она непосредственно связана с дисциплинами медико-биологического цикла: анатомия и физиология человека, нейрофизиология.
Программа и ее преподавание данного курса построены в соответствии с основными принципами современных представлений о строения и функционировании сенсорных систем человека.
Строение каждой сенсорной системы излагается в плане и с учетом имеющихся знаний студентов по анатомии и физиологии анализаторных систем человека и животных, практического значения получаемых знаний для последующего усвоения курса “Психофизиологические основы деятельности мозга”, подчеркивая неразрывность взаимоотношений физиологии ЦНС и высших психических функций человека.
Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов фундамент знаний о строении и функционировании сенсорных систем в норме и при патологии, механизмах компенсации нарушенных функций.
Данный курс содержит лекции, практические и самостоятельные занятия Лекционный курс отражает наиболее важные проблемы анатомии, физиологии, и патологии слуховой и зрительной сенсорных систем с учетом фило- и онтогенеза органа чувств и с учетом возрастных особенностей. Особое место занимают вопросы стойких нарушений органов рецепции. Выделяются и классифицируются врожденные и приобретенные патологии, причины нарушения сенсорного восприятия, а также вопросы гигиены органов зрения и слуха. В разделе нарушения сенсорных систем раскрываются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом их лечения и профилактики. обо выделены вопросы гигиены и охраны органов зрения и слуха. Весь курс строится так, чтобы лекции шли параллельно с практическими занятиями и являлись введением к соответствующим разделам курса или обобщением фактического материала, полученного на практических занятиях.
Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания по основным вопросам лекционного курса. Студенты овладевают методиками исследования органов слуха, зрения.
При изучении анатомии сенсорных органов используется макеты органов чувств, таблицы, привлекаются полученные знания в предшествующих курсах по анатомии, физиологии, возрастной физиологии.
Согласно учебному плану на преподавание данного предмета отводится в 140 часов девятом семестр; 38 ч. - лекций, 19ч. – практических занятий, 60 ч. - индивидуальных занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ИЛИ РАЗДЕЛА
Аудитор-ная работа
Самостоя-тельная работа
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
Аналитико-синтетическая деятельность мозга.
Предмет и задачи курса ”Физиология слуховой, и зрительной рецепции”. Его определение и место в системе биологических наук. История развития представлений о сенсорной физиологии.
Строение сенсорной системы.
Понятие о рецепторе, органе чувств, анализаторе. Классификация и эволюция анализаторов, рецепторов
Структурно-функциональная характеристика коры головного мозга.
Локализация функций в коре большого мозга.
Основные принципы работы сенсорных систем.
Структурно-функциональная организация сенсорных систем.
Специфичность сенсорных систем, адекватный и неадекватный раздражители.
Механизм возбуждения рецепторов: рецепторный и генераторный потенциалы, импульсная активность
Свойства анализаторов.
Кодирование информации в анализаторах.
Регуляция деятельности сенсорных систем.
Принципы обработки сенсорной информации в центральной нервной системе
Этапы процесса анализа и синтеза.
2 часа.
2 часа.
.
2 часа
2 часа.
2 часа.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Анатомическое строение органа слуха.
Строение, функции наружного уха и его возрастные особенности.
Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности.
Строение, функции внутреннего уха и его возрастные особенности.
Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора.
Строение и функции центрального отдела слухового анализатора.
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
Физиология органа слуха.
Физиологические и акустические свойства звука.
Звукопроводящая функция органа слуха.
Звуковоспринимающая функция органа слуха.
Чувствительность органа слуха.
Основные этапы развития слуховой функции у ребенка.
Исследование слуховой функции у детей.
2 часа.
2 часа
2 часа.
2 часа
5.
Патология органов слуха. Классификация и характеристика нарушений слуха у детей.
2 часа
6.
Развитие слухового восприятия в норме, у глухих и слабослышащих детей.
2 часа
7.
.Основные показатели зрения.
2 часа
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
Анатомическое строение органа зрения.
Строение, функции вспомогательного аппарата зрения и его возрастные особенности.
Строение, функции рецепторного (периферического) отдела зрительной системы и ее возрастные особенности.
Строение, функции сетчатки и ее возрастные особенности.
Строение, функции проводникового отдела зрительного анализатора и его возрастные особенности.
Строение и функции центрального (коркового) отдела зрительного анализатора.
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа.
2 часа.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
9.4.
9.5.
9.6.
9.7.
9.8.
Физиология зрения.
Вспомогательный аппарат зрительной системы и его функции. Регуляция функции вспомогательного аппарата.
Фоторецепторы сетчатки: преобразование световой энергии в нервную активность.
Роль биполярных, ганглиозных, горизонтальных и амакриновых клеток в обработке информации.
Нейронная сеть сетчатки. Рецепторное поле ганглиозной клетки.
Сенсорные пути зрительной системы.
Обработка зрительной информации в ЦНС:обработка зрительной информации в ЛКТ; обработка зрительнгой информации в коре.
Феномены зрительного восприятия.
Механизмы цветного зрения.
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа.
2 часа
2 часа
10.
Патология органов зрения. Классификация и характеристика нарушений зрения у детей.
2 часа
11.
Развитие зрительного восприятия в норме, у слепых и слабовидящих детей.
2 часа
1.
2.
3.
4.
ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практические работы
Лабораторные работы
1.
Знакомство с основными анатомическими структурами органа слуха по таблицам, рисункам, медицинским атласам.
2 часа
2.
Оценка физических свойств звука. Особенности звукопроведения и звуковосприятия. Пороги слухового восприятия.
2 часа
3.
Методы исследования слуховой функции. Стойкие нарушения слуха у детей, причины, профилактика. Слабослышашие и практически глухие дети.
2 часа
4.
Речевые расстройства; роль аллергии, курения, и других факторов в возникновении голосовых и речевых расстройств.
2 часа.
5.
Знакомство с основными анатомическими структурами органа зрения по таблицам, рисункам, медицинским атласам.
2 часа
6.
Определение поля зрения для ахроматического и хроматического полей зрения.
2 часа.
7.
Оценка основных свойств периферического аппарата зрения.
2 часа.
8.
Исследование цветового зрения.
2 часа
9.
Нарушение зрительного восприятия. Слабовидящие и практически слепые дети.
2 час.
10.
Методы исследования зрительной функции. Зрительное утомление и его профилактика.
2 часа.
ВВЕДЕНИЕ.
Аналитико-синтетическая деятельность мозга.
1. 1. Курс “Анатомия и физиология зрительной , слуховой и химической сенсорных систем” в системе подготовки магистров . Основные задачи данного курса и его место среди других физиологических, психологических и педагогических дисциплин.
1.2. Общие представления об анализаторах. Строение и функции анализатора по И.П. Павлову: периферический, проводниковый, корковый отделы. Адекватность рецептора анализатора и его раздражителя. Взаимосвязь отдельных сенсорных систем с состоянием других сенсорных систем и всего организма в целом.
2. Основные принципы работы сенсорных систем.
2.1. Структурно-функциональная организация сенсорных систем.
2.2. Специфичность сенсорных систем, адекватный и неадекватный раздражители.
2.3. Механизм возбуждения рецепторов: рецепторный и генераторный потенциалы, импульсная активность
2.4. Свойства анализаторов.
2.5. Кодирование информации в анализаторах.
2.6. Регуляция деятельности сенсорных систем.
2.7. Принципы обработки сенсорной информации в центральной нервной системе