Рис.5. Пример оформления оглавления дипломной работы.
Введение
Началом письменной работыявляется введение, в котором должны быть максимально кратко, но чётко изложены:
1. проблема, предмет, объект исследования, другими словами - что исследуется в работе;
2. актуальность и новизна исследования - почему автор выбрал именно эту тему;
3. гипотеза, цель и задачи исследования, – какое предположение проверяется в исследовании, для чего проводится исследование; какие действия должны быть выполнены для достижения цели.
4. методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностические методы, опрос, активные методы и т.д. (но не описывать конкретные методики).
Проблема исследования – ее определение является одним из центральных моментов введения. Автор работы должен обосновать целесообразность обращения к данной теме с точки зрения:
· наличия противоречия в теории или экспериментальных данных;
· недостаточной изученности процесса, явления или свойства;
· необходимости уточнения характеристик явления, закона, закономерности или их верификации;
· потребности в разработке новых методов (методик) работы или адаптации существующих к новым условиям;
· нерешенности важной практической проблемы.
Другими словами, здесь должно быть объяснено, в силу каких существенных причин выбрана данная тема исследования.
Объект исследования – конкретные испытуемые; социальные, возрастные, профессиональные или другие группы; организации или их подразделения, с которыми проводится исследовательская работа.
Предмет исследования - это психические явления, их механизмы и закономерности, которые будут исследоваться в работе. В качестве предмета могут быть, например, взяты:
· психические процессы, состояния, свойства, закономерности, механизмы и т.д.;
· социально-психологические феномены и закономерности;
· психологические особенности профессиональной деятельности, ее структура, успешность и т.д.;
· методики (техники) психодиагностики, консультирования, коррекции, психотерапии, личностного развития и т.д.;
· психологические закономерности возникновения, протекания и излечения психических, соматических и иных заболеваний;
· психологические механизмы и закономерности процессов обучения и воспитания.
Актуальность исследования должна вытекать из постановки проблемы и подчеркивать важность темы и ожидаемых результатов.
Формулировка гипотезы – неотъемлемый компонент этой части работы. Гипотеза - это обоснованное предположения о характере и сущности причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, их свойствами, параметрами и т.д., высказываемое на основе анализа литературных данных, теоретических расчетов или предварительных результатов.
Чтобы построить «хорошие» научные гипотезы, следует помнить, что они:
1. не должны содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы (т.е. сами нуждаются в проверке);
2. не должны содержать оценочных суждений;
3. не должны включать много ограничений и допущений;
4. должны быть проверяемы при помощи доступных для исследователя средств - методов, техник, оборудования, материалов и т.п. [2].
Цель исследования – в ней формулируется главный результат работы, в котором будет содержаться решение поставленной проблемы.
Достижения цели предполагает решение ряда задач.
Задачи исследования – это пути и средства для достижения цели. Задачи отражают набор (последовательность) действий, выполнение которых необходимо для достижения цели.
Основная часть работы
Структура основной части ПР зависит от вида и характера работы. Поэтому ниже приводятся варианты для наиболее часто встречающихся видов ПР.