1. Более 50% учащихся считают, что люди употребляют в своей речи бранные слова, т. к. это стало привычкой, 22% - считают это символом взрослости.
2. Причины использования бранных слов у учащихся: более 70 % - злость, 21,5 % - привычка.
3. 64 % учащихся редко используют «плохие» слова, 21,5 % - почти каждый день.
4. Ситуациями, в которых происходит использование скверных слов, были отмечены: 50 % - во время ссоры, 43 % - когда плохое настроение.
5. 50 % учащимся при произношении бранных слов иногда становится легче, 43 % - чувствуют неловкость, стыд.
6. 72 % учащихся слышат подобные слова от парней, 14 % - от взрослых.
7. На вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?» ответы распределились следующим образом: 50 % - не хотят, потому что это некультурно, 28 % считают, что при правильном воспитании дети никогда не произносят бранные выражения, 22 % - «пусть используют, когда надо».
В ходе реализации проекта возникали следующие проблемы: урегулирование дисциплины в классе; невнимательность учащихся; несерьезное отношение к нравственно-этической проблематике; наличие «очага лидеров», на которых ориентируется и к которым прислушивается класс; заметное игнорирование «лидерами» (непослушными подростками) почти всего тренинга.
Обозначены следующие пути решения возникших проблем в дальнейшем:
- проведение более активных викторин, игр и конкурсов в целях удержания внимания и предотвращения ситуаций игнорирования;
- более широкое использование видеоматериалов, так как учащиеся были заинтересованы в просмотре видеоролика.
Поставленная задача в целом была выполнена. Отмечен положительный результат использования карточек с лозунгами и выражениями на тему «Сквернословие» (карточки были сделаны в стиле «в контакте», что популярно среди подростков данного возраста).
Достигнуты следующие результаты:
- для подростков: сформировано представление о вреде сквернословия, что требует дальнейшего подкрепления; даны знания о корнях сквернословия, его последствиях.
- для студентов, реализующих проект: получен опыт работы с подростками 12-13 лет; получены навыки организации беседы по нравственно-этической проблематике и заложены основы работы с арт-терапевтическими методиками; получены практические знания в области психологии категории данного возраста; получено удовлетворение от проделанной работы.
После реализации проекта происходило обсуждение возникших проблем, вариантов корректировки проекта, обмен впечатлениями.
19.02
Участие в диспуте на тему «Волонтерство как путь к реализации милосердия» (для молодежи, 1 курс).
Цель: формирование активной личной и социальной позиции студенческой молодежи; мотивирование на активную позицию участия в волонтерской деятельности.
В ходе диспута возникала проблема, связанная с пассивностью студентов (это можно объяснить наличием усталости после 4 пар), поэтому целесобразным было привлечение к участию на равных студентов 2 курса.
В целом дискуссия прошла успешно.
21.02
Индивидуальная работа:
- оформление документов по практике;
- анализ результатов каждого этапа практики, проектов, мероприятий;
- подведение итогов, достижений, обозначение проблем и путей их решения.
22.02
Рефлексия результатов практики:
- представление фотоотчётов;
- обсуждение достигнутых результатов, получения опыта;
- обмен впечатлениями;
- планирование дальнейшего плана действий (реализация мероприятий, проведение тренингов).
Заключение
В ходе практики происходило постепенное включение в процесс социально-практической деятельности с различными категориями населения (дети – начальная школа, подростки – 12-13 лет, пожилые люди, инвалиды).
В ходе практики был получен определённый опыт, а именно:
- знакомство с деятельностью СППС, направлениями и принципами и проблемами ее деятельности;
- получены знания о диагностике как технологии социальной работы, о методике применения тестов (самодиагностика, самоанализ); диагностике как способе выявления отношения контингента к проблеме (подростки и проблема сквернословия; пожилые люди и их потребности в овладении ИТ);
- получены навыки работы с текстом по определенной проблеме, его структурирования и оформления в виде презентационного буклета;
- организация работы в микро группе, распределение функциональных обязанностей, выполнение различных ролей (модератор, участник группы, наблюдатель);
- побежден страх вступления в контакт с «аудиторией» возраста 7-8, 12-13, 16-17 лет расширены знания о психологии детей и подростков данных возрастов; получены знания о способах привлечения и удержания внимания детей и подростков данных возрастов; получены навыки механизма установления доверительных и открытых взаимоотношений;
- получены навыки организации беседы по нравственно-этической проблематике с подростками 12-13 лет и заложены основы работы с арт-терапевтическими методиками;
- закреплены умения работы с пожилыми людьми в рамках реализации обучающего проекта «ИТ – пожилым»;
- получены навыки неформального общения с пожилыми и инвалидами постоянно проживающими в доме-интернат;
- получены навыки организации и проведения дискуссии по заданной проблеме (на примере диспута с молодежью на тему «Волонтерство как путь к реализации милосердия»).
- расширен кругозор в плане работы с различными категориями (нет больше «зацикленности» на одной категории (работа с пожилыми), проявлено желание работать с подростками);
- стала более уверенной в общении с различными категориями; уверенной на «публике»;
- изменилось стереотипное отношение к подросткам («все подростки неуправляемы, хулиганы»);
- получен опыт реализации собственных творческих способностей (например, при составлении сценариев проектов, имеющих определенную направленность (профилактическую, коррекционно-развивающую); работа в команде, требующая согласования всех предложении, идей и поиск оптимального варианта);
- получено удовлетворение от практики, которое в целом способствует дальнейшему заинтересованному овладению специальностью.