Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны; чаще всего выделяют базовые (традиционные) и новые формы.
К традиционным формам относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце XIX века. Для обращения к широкой аудитории Политехнический музей в Москве с 1870-х годов использовал публичные лекции и научные демонстрации. С 1889 года в Историческом музее столицы публичные лекции читали ведущие русские ученые того времени. Если лекции со временем утратили значение формы, имеющий широкий общественный резонанс, то экскурсии по-прежнему регулярно проводятся в музеях во всем мире. С середины 1980-х годов распространяются новые жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки. Другая базовая форма – музейная консультация, которую обычно используют для индивидуальных посетителей. В работе отечественных специалистов в отличие от зарубежных коллег эта форма встречается редко. Клубные формы музейной работы включают в себя лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, кружки и студии (в художественных музеях). К традиционным формам относят также научные чтения (конференции), конкурсы (олимпиады, викторины), театрализованные представления и концерты, кинопросмотры, встречи с интересным человеком.
На рубеже 1980–1990-х годов постепенно складываются новые формы культурно-образовательной деятельности музея, что связано с удовлетворением потребности посетителей в рекреации и отдыхе.
В настоящее время новые формы продолжают развиваться, среди них музейный праздник (фольклорный или календарный, музейный фестиваль, музейная ночь), историческая игра, мастер-класс, интерактивная экскурсия.
Впервые музейная ночь состоялась в Берлине (Германия) в январе 1997 года и вошла в историю под названием «Долгая ночь музеев». Первоначально было очень популярным ночное созерцание лишь произведений искусства, то есть музейные ночи проходили в картинных галереях и художественных музеях. Постепенно оказалось, что музейные ночи интересно проводить в музее любого профиля. С тех пор волна музейных ночей прокатилась не только по всей Германии, но и Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Чехии, захватив Скандинавские страны и США, и в апреле 2002 года добралась до Сибири. Музейная ночь в Красноярске стала тогда своеобразным празднованием 15-летненго юбилея Красноярского музейного центра. В 2005 году через Интернет музеи Франции выдвинули идею о проведении во всех странах мира акции «Ночь музеев» к Международному дню музеев 18 мая. На это предложение откликнулись многие российские музеи. Музейные ночи с успехом ежегодно проходят теперь в таких российских городах как Москва, Норильск, Кемерово, Смоленск, Пермь, Бишкек, Барнаул, Калининград и других. Первая акция «Ночь музеев» в Ярославле состоялась 20 мая 2006 года.
Музейная ночь, как и любой другой музейный праздник, рассчитана, в первую очередь, на привлечение в музей новых лиц. Вполне возможно, что они ранее совсем не интересовались посещением музея. Кроме того, эти формы культурно-образовательной деятельности могут показать новые возможности музея для людей, давно знакомых с музейными предложениями для посетителей.
Задание 1.
Выберите одну из форм культурно-образовательной деятельности музея: календарный праздник в музее, историческая игра, конкурс или экскурсия. Определите один из ярославских музеев, с помощью экспозиции которого следует написать план (текст, сценарий, задания) проведения праздника, игры, конкурса или экскурсии.
Задание 2.
Выберите одно из предлагаемых мероприятий: «Свадьба в музее», «День рождения в музее», «Школьный выпускной в музее».
А) Расскажите подробно о проведении выбранного Вами мероприятия в том музее (или музеях), где оно входит в список предлагаемых для посетителей мероприятий.
Б) Разработайте самостоятельно выбранное Вами мероприятие для конкретного музея.
Темы рефератов
Основные формы культурно-образовательной деятельности музея (краткая характеристика).
Формы культурно-образовательной деятельности ярославских музеев (по выбору).
Формы культурно-образовательной деятельности зарубежных музеев.
Музейный праздник как новая форма культурно-образовательной деятельности музеев.
Сценарии (детских) музейных праздников (на примере работы ярославских музеев).
«Музейная ночь» – новая форма культурно-образовательной деятельности музеев.
Музейные фестивали в отечественных музеях.
Экскурсия: традиционная или новая форма культурно-образовательной деятельности?
Вопросы для контроля
- Какие формы культурно-образовательной деятельности музеев относятся к базовым формам?
- Каким должен быть экскурсовод-профессионал?
- В чем достоинства и недостатки экскурсионного обслуживания с помощью аудио-гида?
- Какие существуют новые формы культурно-образовательной деятельности музеев?
- Что такое «музейный праздник»?
- Какие музейные фестивали Вы знаете?
- Какие виды экскурсий существуют в современном музее?
- Чем отличается интерактивная экскурсия от традиционной экскурсии?
- Где и когда впервые прошла «музейная ночь»?
- В каком российском городе впервые состоялась «музейная ночь»?
- Какая страна стала инициатором проведения международной акции «Ночь в музее»?
- В каком году впервые состоялась «музейная ночь» в Ярославле?
- Какие формы работы музея с посетителями Вы считаете наиболее перспективными?