Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
Рецензент: кафедра музеологии и краеведения исторического факультета Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова
Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом: метод. указания / авт-сост. Д. Е. Озерова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – с.
Методические указания включают основные темы по курсу «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы для контроля, темы для рефератов, задания для самостоятельной и практической работы, вопросы для экзамена и рекомендуемую литературу.
Издание предназначено для студентов очного отделения исторического факультета, обучающихся по специальности «Музеология».
Целью курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом» является освоение студентами системы знаний об одном из основных направлений работы современного музея.
Студенты начинают изучение курса с этапов развития культурно-образовательной деятельности в разные периоды становления отечественного музееведения, получают представление о базовых и новых формах работы с музейными посетителями, использование их на практике, как в российских, так и зарубежных музеях. В заданиях предлагается самостоятельно разработать некоторые музейные мероприятия.
Студенты изучают музей как многофункциональный социокультурный институт, имеющий широкие возможности для формирования личности, призванный быть центром просвещения и образования широкого круга людей. Поэтому в процессе освоения курса уделяется внимание каждой категории посетителей: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями. Вопросы изучения музейной аудитории – реальной и потенциальной – также не оставлены в стороне. В программу курса входят базовые знания о музейной социологии.
Поскольку теоретической основой культурно-образовательной деятельности является музейная педагогика, одна из тем посвящена ее истории происхождения и развития, представлениям о музейной педагогике в России и за рубежом, музейно-педагогическим программам. Подчеркивается особое внимание музейных специалистов в России и во всем мире к детской аудитории, изучается история вопроса детских музеев и их современное развитие.
Отдельная тема для изучения отводится роли и значению экспоната и экспозиции в культурно-образовательной деятельности музея, уделяется внимание эмоционально-образному восприятию посетителей.
В заключение курса внимание студентов фокусируется на использовании новых технологий музейного образования, таких, например, как интерактивность или метод «развлекая – обучать». Будущим специалистам предлагается высказывать мнения и делать прогнозы по поводу дальнейшего развития отношений между современным музеем и его посетителем.
Многие темы и вопросы курса рассматриваются на примере работы музеев Ярославской области, поэтому предполагается обязательное посещение новых выставок и мероприятий в музеях города Ярославля. Выполнение практических заданий позволит студентам побывать в роли «музейного педагога», «экскурсовода», «автора образовательной программы», «организатора музейного праздника» и т. д.
К другим используемым методам работы со студентами относятся: индивидуальное изучение с использованием профессиональной и исследовательской литературы, веб-сайтов и дополнительного материала, индивидуальная и групповая работа по выполнению упражнений и творческих заданий.
Предложенные темы, при необходимости, изучаются на нескольких лекционных и практических занятиях согласно количеству отведенных учебным планом часов.
Тема 1.
Основные этапы развития культурно-образовательной деятельности отечественного музея
Культурно-образовательная деятельность – одно из основных направлений деятельности современного музея наряду с его экспозиционно-выставочной и фондовой работой.
Понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось на рубеже 1980–1990-х годов, на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию. В эти годы происходило переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода, и складывалась новая образовательная модель музея. Музей стал рассматриваться как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.
Корни современных культурно-образовательных принципов в нашей стране можно найти еще в XIX веке, если вспомнить труд русского философа Н. Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение». Многие его высказывания о музее являются актуальными и по настоящий день. Другой русский ученый и педагог К. Д. Ушинский впервые сказал о принципе наглядного обучения, который является основным в культурно-образовательной сфере музея.
В качестве самостоятельного направления работа с публикой выделилась из других сфер музейной деятельности в конце XIX – начале XX века, получив название культурно- воспитательная работа. Со второй половины 1920-х годов она обозначалась понятием политико-просветительная работа, а с 1930-х годов – массовая политико-просветительная работа, на рубеже 1950–1960-х годов – научно-просветительная работа.
На каждом историческом этапе изменение термина отражало новые содержательные аспекты музейной работы и новые задачи музея в обществе, которые будут рассмотрены на занятиях.
Задание 1.
Ознакомьтесь с энциклопедической статьей о культурно-образовательной деятельности музеев:
Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 311.
Задание 2.
Прочитайте внимательно приложение № 1 в конце данного пособия. Ответьте на следующие вопросы:
- Какие высказывания участников беседы подтверждают идеологическую роль музеев в 1980-е годы? Найдите их в тексте и зачитайте.
- Как отреагировали музеи Башкирии на известное постановление ЦК КПСС о музейной работе?
- Какие формы работы с посетителями используют музеи республики? Какие конкретные мероприятия предлагаются?
- Какие музеи занимают особое место среди других музеев республики? Почему?
- Что такое «общественные музеи»? Каким еще термином их обозначают?
- Какие проблемы музеев, о которых сказано в публикации, остаются, на Ваш взгляд, актуальными в 2000-е годы?
Темы рефератов
Музей как средство воспитания во взглядах русских мыслителей в конце XIX – начале XX века.
Педагогические и школьные музеи в России на рубеже XIX– ХХ веков.
Просветительная модель отечественных музеев со второй половины XIX века до 20-х годов ХХ века.
Формирование отечественной экскурсионной школы.
Музей как «политико-просветительный комбинат» в 1920-е–1930-е годы.
Идеологическая роль музея в советском государстве.
Научно-просветительная деятельность советских музеев в 1960–1980-е годы.
Создание и развитие народных музеев в советское время.
Смена моделей отечественного музея по М. Ю. Юхневич.
Коммуникативная модель музея, 1980-е–2000-е годы.
Вопросы для контроля
- Кому из русских мыслителей принадлежит высказывание, что музей является собором, хранилищем и школой?
- С чем было связано возникновение педагогических музеев в России?
- Кто из русских педагогов говорил о принципе наглядного обучения?
- Почему принцип наглядного обучения является основным в музейной педагогике?
- В какие годы появилось выражение «музей-учебник» и что оно означает?
- Какие особенности экскурсионного дела в нашей стране в 1920-е годы Вы можете назвать?
- Какие правительственные документы закрепили за советским музеем роль идеологического учреждения?
- В чем заключалась идеологическая роль музея в советском государстве?
- По каким показателям определяли эффективность научно-просветительной работы советского музея?
- Какие формы научно-просветительной работы советского музея перестали существовать в наши дни?
- В каком случае общественному музею присваивалось звание «народный музей»?
- Когда и кем впервые стал использоваться термин «музейная коммуникация»?
- Какие существуют модели развития музея согласно М. Ю. Юхневич?