Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критерии спортивной формы



Наиболее обобщенным критерием спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. В нем, как в фокусе, отражаются все стороны подготовленности спортсмена. Анализируя динамику спортивных результатов, можно судить о наличии спортивной формы, о периодах ее становления, сохранения, утраты. Но спортивный результат именно в силу своей обобщенности не позволяет избирательно контролировать отдельные стороны подготовки спортсмена: техническую, физическую и т. д. Нужно учесть и то, что в некоторых видах спорта результат не выражается в достаточно объективных количественных критериях (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.)- Все это ставит вопрос о дополнительных, частных критериях спортивной формы. Выбирая их, учитывают:

а) функциональное состояние важнейших органов и систем, степень их врабатываемости и динамику восстановительных процессов после физической нагрузки;

б) уровень развития основных физических качеств;

в) степень совершенства техники в избранном виде спорта;

г) опыт в распределении сил; знания, умения и навыки в области спортивной тактики;

д) способность к максимальным волевым проявлениям.

В период спортивной формы все эти показатели, должны быть оптимальными. Руководствуясь этим, можно найти такие способы, которые позволят приближенно оценить состояние спортивной формы; спортсмену в этом случае не придется предельно затрачивать силы во время прикидки. Понятно, какое это имеет значение, особенно накануне напряженных состязаний.

У тренеров, спортивных врачей и научных работников накопился значительный опыт определения состояния спортивной формы. Отчасти сложился и комплекс соответствующих методов и приемов. Их можно условно подразделить на две группы: педагогические и врачебно-физиологические. Используя педагогические методы, определяют состояние физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности спортсмена на основе обобщенной оценки его качеств, знаний, навыков и умений. Врачебно-физиологические методы направлены на выявление дееспособности важнейших функциональных систем организма.

К педагогическим методам относятся, прежде всего, учет и анализ спортивных результатов и специальных нормативов по физической, технической и тактической подготовке. Широко используются наблюдения за техникой, тактическими действиями и поведением спортсмена в условиях соревнований и ответственных прикидок. Применяются также методы, регистрирующие движения спортсмена или отдельные их элементы с помощью специальной аппаратуры (киносъемка, циклография, динамометрия, динамография и др.).

При врачебно-физиологических методах берутся показатели состояния важнейших функциональных систем спортсмена, в первую очередь нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Эти показатели учитываются при различной активности организма: в покое, во время и после так называемой стандартной нагрузки, во время и после максимальной нагрузки. Поэтому показателей, полученных в состоянии покоя, недостаточно для определения спортивной формы.

Таким образом, показатели функциональных проб в состоянии покоя дают только примерное, весьма неполное представление о тренированности спортсмена. Реакция на стандартную нагрузку, раскрывая степень экономизация деятельности различных органов и систем, является уже более достоверным критерием. Эти данные, дополненные исследованием характера реакции на максимальную работу, а также на повторную специфическую нагрузку, дают уже относительно полную характеристику спортивной формы.

Психофизиологическая характеристика предстартового состояния. Физиологические механизмы и разновидности. Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения и коррекции в избранном виде спорта.

Предст. изменения. – неспецифические(при любой работе), специфические (связ.со спецификой предст. упр.).

Неспецифические – 3 формы предст. сост.: 1) боевая готовность-обесп. наилучш. психол. настрой и функциональную подг. Спортсменов (оптимальный уровень физ.сдвигов – повышенная возбудимость Н.Ц, и мышечных волокон, пост. глюкозы из печени в кровь, превышение концентрации нора- над адреналином, укорочение времени дв. реакции, оптим. усиление частоты и глубины дыхания и ЧСС. 2) предстартовая лихорадка – возбудимость мозга чрезмерно повышена, состояние тревоги (нарушение межмыш.координации, преждевр. энергозатраты, избыточные кардиореспират. реакции, ↑ возбудимость, бытрые и неоправданные движения – истощение ресурсов). 3) предстартовая апатия –недост. уровень возбудимости ЦНС (↑ времени дв. реакции, подавленность и неуверенность в своих силах, невысокие изменения в состоянии скел.мышц и вегетативных ф.). При длительной работе негативные реакции предст. лихор. и апатии могут преодолеваться, при кратковременной работе это невозможно.

Специфические –редст.реакц. отражают особенности предст. работы (в КБП активиз. зоны, которые будут вовлекаться в работу, функц. изменения выше на соревн., чем на тренировке).

Регуляция предст. состояний – на формы проявления предст.состояний оказывает влияние тип ВНД: сангвиники, флегматики – сильные и уравновешенные нервн.проц. – боеваяготовность, холерики – предстартовая лихорадка, меланхолики – аппатия.

Беседа с тренером.

Перекл. на др. вид деятельности способствует оптимизации предст. состояний.

Массаж.

Правильно проведенная разминка (в невысоком темпе – глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляция), в быстром темпе – для возбуждения нервной и мыш.систем).

Разминка(10 – 30 мин.)велика роль в подготовке организма к предстоящей работе, т.к. к условнорефлекторному механизму предстартовых состояний подключаются безусловнорефлекторные реакции, вызванные работой мышц. Общая разминка – неспецифична, направлена на повышение функционального состояния орг. и создание оптимального возбуждения. Разогр. мышц ↓ их вязкость, повышает гибкость суставно – связочного аппарата, ↑ поступление О2 к мышцам и тканям, акт.ферменты и ускоряет биохимические реакции. Разминка не должна доводить до выраженного утомления и вызвать повышение темп. до 38, что вызовет отрицательный эффект. Специальная часть разминки – обесп. специфическую подготовку именно тех нервных центров и скелетных мышц, которые несут основную нагр. Происходит оживление рабочих доминант динамических стереотипов, вегетативные сдвиги достигают уровня, необходимого для быстрого вхождения в работу.

12. Физиолого-биохимическая характеристика сдвигов в организме при мышечной деятельности. Изменения в организме при выполнении мышечной работы постоянной и переменной мощности. Характеристика сердечно-­сосудистой, дыхательной системы, системы крови, двигательного аппарата, удельных и суммарных затрат энергии.

Опорно-двигательный аппарат-лабильности и возбудимость, чувствительность работающих мышц, темперетура и вязкость мыш. волокон. в мышцах дополнительно открываются капилляры и улучшается кровоснабжение.

При длительных физ. нагр. ДЕ вовлекаются в работу попеременно, восстанавливаясь в периоды отдыха. А при больших кратковременных напряжениях – синхронно.

В зависимости от мощности работы активиз.ДЕ:1) высоковозбудимые и менее мощные медленные- небольшая интенсивность 2)промежуточные, маловозбудимые, но наиболее быстрые и мощные – при увеличении интенсивности.

Дыхание- глубина дыхания (до 2-3 л) и частота дыхания (до 40-60 вдохов/мин). МОД ↑ до 150-200 л∙мин. Однако большое потребление О2 дыхательными мышцами (до 1 л в мин) делает нецелесообразным предельное напряжение внешнего дыхания.

ССС - сист.объем (до 150-200 мл), ЧСС (до 180 уд/мин. и более), МОД (у тренированных до 35 л/мин. и более). Происходит перераспределение крови в пользу раб.мышц (скелетных, сердечной мышцы, легких, активных зон мозга) и кровоснабжения внутренних органов и кожи.

Система крови - числа форменных элементов – миогенный эритроцитоз, тромбоцитоз, лейкоцитоз: 1 стадия –лимфоцитарная( небольшие нагр., преобладание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле) 2 стадия нейтрофильная( рост кол-ва нейтрофилов, особенно юных и палочкоядерных, и лейкоцитов. 3 стадия или 2-я нейтрофильная (истощающая нагрузка, резкий рост кол-ва лейкоцитов, преобладание незрелых нейтрофилов и исчезновение др.форм лейкоцитов – эозинофилов и базофилов).

артерио-венозная разность (отдача кислорода из крови в ткани)по О2 и коэффициент использования О2, кислородного долга, в крови концентрации молочной кислоты и ↓ РН крови, вязкость крови достигает 70%.

Энергет.емкость оценивается по энерг. затратам орг.за время работы

Энергет.мощность опр. мощность вып. нагр., опр. энергозатр. за время работы за ед.времени, при этом эффективность определяется соотнош.: Е затр/Vработы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.