Наиболее обобщенным критерием спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. В нем, как в фокусе, отражаются все стороны подготовленности спортсмена. Анализируя динамику спортивных результатов, можно судить о наличии спортивной формы, о периодах ее становления, сохранения, утраты. Но спортивный результат именно в силу своей обобщенности не позволяет избирательно контролировать отдельные стороны подготовки спортсмена: техническую, физическую и т. д. Нужно учесть и то, что в некоторых видах спорта результат не выражается в достаточно объективных количественных критериях (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.)- Все это ставит вопрос о дополнительных, частных критериях спортивной формы. Выбирая их, учитывают:
а) функциональное состояние важнейших органов и систем, степень их врабатываемости и динамику восстановительных процессов после физической нагрузки;
б) уровень развития основных физических качеств;
в) степень совершенства техники в избранном виде спорта;
г) опыт в распределении сил; знания, умения и навыки в области спортивной тактики;
д) способность к максимальным волевым проявлениям.
В период спортивной формы все эти показатели, должны быть оптимальными. Руководствуясь этим, можно найти такие способы, которые позволят приближенно оценить состояние спортивной формы; спортсмену в этом случае не придется предельно затрачивать силы во время прикидки. Понятно, какое это имеет значение, особенно накануне напряженных состязаний.
У тренеров, спортивных врачей и научных работников накопился значительный опыт определения состояния спортивной формы. Отчасти сложился и комплекс соответствующих методов и приемов. Их можно условно подразделить на две группы: педагогические и врачебно-физиологические. Используя педагогические методы, определяют состояние физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности спортсмена на основе обобщенной оценки его качеств, знаний, навыков и умений. Врачебно-физиологические методы направлены на выявление дееспособности важнейших функциональных систем организма.
К педагогическим методам относятся, прежде всего, учет и анализ спортивных результатов и специальных нормативов по физической, технической и тактической подготовке. Широко используются наблюдения за техникой, тактическими действиями и поведением спортсмена в условиях соревнований и ответственных прикидок. Применяются также методы, регистрирующие движения спортсмена или отдельные их элементы с помощью специальной аппаратуры (киносъемка, циклография, динамометрия, динамография и др.).
При врачебно-физиологических методах берутся показатели состояния важнейших функциональных систем спортсмена, в первую очередь нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Эти показатели учитываются при различной активности организма: в покое, во время и после так называемой стандартной нагрузки, во время и после максимальной нагрузки. Поэтому показателей, полученных в состоянии покоя, недостаточно для определения спортивной формы.
Таким образом, показатели функциональных проб в состоянии покоя дают только примерное, весьма неполное представление о тренированности спортсмена. Реакция на стандартную нагрузку, раскрывая степень экономизация деятельности различных органов и систем, является уже более достоверным критерием. Эти данные, дополненные исследованием характера реакции на максимальную работу, а также на повторную специфическую нагрузку, дают уже относительно полную характеристику спортивной формы.
Психофизиологическая характеристика предстартового состояния. Физиологические механизмы и разновидности. Неблагоприятные предстартовые состояния и способы их предотвращения и коррекции в избранном виде спорта.
Неспецифические – 3 формы предст. сост.: 1) боевая готовность-обесп. наилучш. психол. настрой и функциональную подг. Спортсменов (оптимальный уровень физ.сдвигов – повышенная возбудимость Н.Ц, и мышечных волокон, пост. глюкозы из печени в кровь, превышение концентрации нора- над адреналином, укорочение времени дв. реакции, оптим. усиление частоты и глубины дыхания и ЧСС. 2) предстартовая лихорадка – возбудимость мозга чрезмерно повышена, состояние тревоги (нарушение межмыш.координации, преждевр. энергозатраты, избыточные кардиореспират. реакции, ↑ возбудимость, бытрые и неоправданные движения – истощение ресурсов). 3) предстартовая апатия –недост. уровень возбудимости ЦНС (↑ времени дв. реакции, подавленность и неуверенность в своих силах, невысокие изменения в состоянии скел.мышц и вегетативных ф.). При длительной работе негативные реакции предст. лихор. и апатии могут преодолеваться, при кратковременной работе это невозможно.
Специфические –редст.реакц. отражают особенности предст. работы (в КБП активиз. зоны, которые будут вовлекаться в работу, функц. изменения выше на соревн., чем на тренировке).
Регуляция предст. состояний – на формы проявления предст.состояний оказывает влияние тип ВНД: сангвиники, флегматики – сильные и уравновешенные нервн.проц. – боеваяготовность, холерики – предстартовая лихорадка, меланхолики – аппатия.
Беседа с тренером.
Перекл. на др. вид деятельности способствует оптимизации предст. состояний.
Массаж.
Правильно проведенная разминка (в невысоком темпе – глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляция), в быстром темпе – для возбуждения нервной и мыш.систем).
Разминка(10 – 30 мин.)–велика роль в подготовке организма к предстоящей работе, т.к. к условнорефлекторному механизму предстартовых состояний подключаются безусловнорефлекторные реакции, вызванные работой мышц. Общая разминка – неспецифична, направлена на повышение функционального состояния орг. и создание оптимального возбуждения. Разогр. мышц ↓ их вязкость, повышает гибкость суставно – связочного аппарата, ↑ поступление О2 к мышцам и тканям, акт.ферменты и ускоряет биохимические реакции. Разминка не должна доводить до выраженного утомления и вызвать повышение темп. до 38, что вызовет отрицательный эффект.Специальная часть разминки – обесп. специфическую подготовку именно тех нервных центров и скелетных мышц, которые несут основную нагр. Происходит оживление рабочих доминант динамических стереотипов, вегетативные сдвиги достигают уровня, необходимого для быстрого вхождения в работу.
12. Физиолого-биохимическая характеристика сдвигов в организме при мышечной деятельности. Изменения в организме при выполнении мышечной работы постоянной и переменной мощности. Характеристика сердечно-сосудистой, дыхательной системы, системы крови, двигательного аппарата, удельных и суммарных затрат энергии.
Опорно-двигательный аппарат-↑лабильности и возбудимость, чувствительность работающих мышц, ↑темперетура и ↓ вязкость мыш. волокон. в мышцах дополнительно открываются капилляры и улучшается кровоснабжение.
При длительных физ. нагр. ДЕ вовлекаются в работу попеременно, восстанавливаясь в периоды отдыха. А при больших кратковременных напряжениях – синхронно.
В зависимости от мощности работы активиз.ДЕ:1) высоковозбудимые и менее мощные медленные- небольшая интенсивность 2)промежуточные, маловозбудимые, но наиболее быстрые и мощные – при увеличении интенсивности.
Дыхание- ↑ глубина дыхания (до 2-3 л) и частота дыхания (до 40-60 вдохов/мин). МОД ↑ до 150-200 л∙мин. Однако большое потребление О2 дыхательными мышцами (до 1 л в мин) делает нецелесообразным предельное напряжение внешнего дыхания.
ССС - ↑сист.объем (до 150-200 мл), ЧСС (до 180 уд/мин. и более),↑ МОД (у тренированных до 35 л/мин. и более). Происходит перераспределение крови в пользу раб.мышц (скелетных, сердечной мышцы, легких, активных зон мозга) и ↓кровоснабжения внутренних органов и кожи.
Система крови - ↑числа форменных элементов – миогенный эритроцитоз, тромбоцитоз, лейкоцитоз: 1 стадия –лимфоцитарная( небольшие нагр., преобладание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле) 2 стадия нейтрофильная( рост кол-ва нейтрофилов, особенно юных и палочкоядерных, и лейкоцитов. 3 стадия или 2-я нейтрофильная (истощающая нагрузка, резкий рост кол-ва лейкоцитов, преобладание незрелых нейтрофилов и исчезновение др.форм лейкоцитов – эозинофилов и базофилов).
↑артерио-венозная разность (отдача кислорода из крови в ткани)по О2 и коэффициент использования О2, ↑кислородного долга, ↑в крови концентрации молочной кислоты и ↓ РН крови, вязкость крови достигает 70%.
Энергет.емкость оценивается по энерг. затратам орг.за время работы
Энергет.мощность опр. мощность вып. нагр., опр. энергозатр. за время работы за ед.времени, при этом эффективность определяется соотнош.: Е затр/Vработы.