Содержание католического вероучения, социально–политической доктрины на различных этапах истории пополнялось, шлифовалось и видоизменялось в зависимости от конкретных условий. Однако всегда как идеология, так и политическая практика церкви неизменно были направлены на консервацию существующих в обществе эксплуататорских отношений, сдерживали социальную активность масс, отвлекая их сознание в сферу ложных религиозных иллюзий. Приблизительно со второй половины прошлого века социальная функция, идеология и политика католической церкви (которая на протяжении столетий была связана с феодальным строем) стали определяться в конечном итоге потребностями консервации и упрочения основных устоев капиталистического общества.
Защита основных устоев капитализма проводится под благовидной маской защиты «интересов религии», «высших христианских ценностей», «естественного закона». При этом пускается в ход утонченная социальная демагогия; широко распространяются иллюзии о возможности «христианизации» капитализма и его «оздоровления», которым все еще верят политически отсталые слои трудящихся (часть пролетариата, промежуточные прослойки, мелкая буржуазия и т. д.).
Пробуржуазную деятельность реакционных католических церковников, активно распространяющих в религиозной оболочке идеи буржуазной пропаганды, можно проследить на примере ряда актуальных социально–политических проблем.
Еще в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс заклеймили папство как заклятого врага коммунизма, объединившегося со всеми силами старого мира для его «священной» травли. Эта оценка полностью подтвердилась последующей более чем столетней деятельностью Ватикана. За истекшее время основным в деятельности реакционных клерикалов была клевета на растущее коммунистическое движение, фальсификация его задач и идеалов. В целях дискредитации коммунизма в глазах верующих реакционные церковники изображают его как греховное учение, отвергающее будто бы высшие духовные ценности, как учение, враждебное человеку и цивилизации. Ватиканская конгрегация священной канцелярии (бывшая инквизиция) декретом от 1 июля 1949 г. отлучила от церкви тех, кто сочувствует коммунистическим партиям, читает их прессу и голосует за коммунистических кандидатов на выборах. Стремясь к достижению основной своей цели – отдалить трудящихся от коммунизма, Ватикан в апреле 1959 г. запретил верующим поддерживать уже не только коммунистические партии, но и те христианские организации, которые хотя и не отходят от религии, но на практике сотрудничают с коммунистами и своими действиями «им благоприятствуют каким–либо образом».
Успехи коммунизма вынуждают церковников прибегать и к более изощренным приемам социальной деятельности с целью разобщить и деморализовать трудящихся, внушить им классовую покорность и христианское послушание. Так, антикоммунистическую пропаганду церковь старается сочетать с демагогической проповедью своей близости к трудящимся, выставляя себя их другом и защитником от угрозы «ненасытной капиталистической жадности».
«Антикапитализм» церкви выражается в осуждении частных «несовершенств» капитализма, основной причиной которых объявляется моральная распущенность отдельных представителей власть имущих, зараженных «необузданной жадностью» и «эгоизмом». Все это объявляется «печальными следствиями первородного греха». Суть антикапиталистической фразеологии церковников наглядно выражена в следующих словах папы Пия XI: «Капиталистическая система внутренне здорова, она лишь искажена».
Правые идеологи католицизма восхваляют капиталистический строй, проповедуют его незыблемость и естественность. С этой целью разрабатываются специальные социально–религиозные доктрины, защищающие в конечном итоге систему капиталистического наемного труда, буржуазное государство, существование антагонистического классового общества и прежде всего святая святых капиталистического строя – частную собственность.
Реакционная деятельность правой верхушки католических организаций буржуазных стран проявляется и в важнейших вопросах современных международных отношений. На протяжении ряда лет многие реакционные начинания империалистических сил в области международных отношений находят у нее поддержку и сочувствие. Так, церковь приветствовала создание Североатлантического агрессивного блока как «лучшую гарантию будущего» и наиболее действенное оружие против «безбожия» и «богоненавистников». Католические иерархи враждебно встретили (так же как в свое время и победу социалистической революции в России) победу народно–демократического строя в ряде стран Европы, Азии и Америки и, не гнушаясь никакими средствами, вплоть до клеветы, дезинформации, участия в заговорах, деятельно помогали международной реакции в ее попытках задушить молодую народную власть.
Все эти факты позволяют составить представление об истинном смысле социальной политики, проводимой правыми церковниками, который они пытаются скрыть от масс за красивыми фразами о католическом гуманизме.