1.1. Как вам уже известно, нисходящий тон придает высказыванию категоричность, законченность. Напротив, восходящий тон выражает незаконченность суждения, сомнение, отсутствие категоричности.
Восходящий тон употребляется в общих вопросах (вопросах без вопросительного слова), при перечислении и в ряде других случаев. Графически восходящий тон изображается направленной снизу вверх стрелкой (}), поставленной перед последним ударным слогом перед паузой.
Сравните интонацию английских и русских предложений с восходящим тоном.
Вы } студент? Are you a } student?
У меня есть } кошка, } птичка и со\бака. I have a }cat, a }bird and a \dog.
1.2. Обратите внимание на интонацию при перечислении: на последнем предмете перечисления тон меняется с восходящего на нисходящий. Таким образом вы показываете, что перечисление закончено.
1.3. Запомните, что восходящий тон в английском языке значительно отличается от русского. В английском языке возвышение тона происходит в конце слога, а не в начале, как в русском, и начинается с самого низкого тона.
Четвертый тип чтения гласных под ударением
2.1. Говоря о третьем типе чтения гласных в ударном слоге, мы ввели следующие ограничения: за сочетанием “гласный + r” не должен следовать гласный.
Гласный, следующий за таким сочетанием, изменяет звучание ударного гласного.
2.3. Обратите внимание, что звуки четвертого типа чтения в основном представляют собой дифтонги и трифтонги, т.е. состоят из двух или трех элементов. Наиболее сильным из них (наиболее долгим и четко произносимым) является первый компонент — так называемое “ядро дифтонга (трифтонга)”.
Неоднородность гласных звуков нехарактерна для русского языка, поэтому произношение английских дифтонгов и трифтонгов может вызвать затруднения и должно быть хорошо оттренировано.
2.4. Сочетание “ere” может в некоторых словах читаться как [E'], хотя основным вариантом чтения этого сочетания является, как указано в таблице (2.2.), звук [i'].
Запомните слова-исключения:
Влияние буквы “w” на чтение последующего гласного
3.1. Сочетание wo + согласный (кроме r) на конце слова или wo + сочетание согласных читается как [wA].
Например: wonder [‘wAnder] чудо.
3.2. Сочетание wa + группа согласных или конечный согласный (кроме r) читается как [wo], [wO].
Например: want [wont] хотеть.
3.3. Сочетание war читается [wO:].
Например: war [wO:] война;
warm [wO:m] теплый, тепло.
3.4. Сочетание wor читается [w':].
Например: work [w':k] работать, работа;
worse [w':s] хуже.
4. Чтение буквосочетаний “ow” и “ou”
Эти буквосочетания имеют два типа чтения.
4.1. В односложных словах они обычно дают звук [aќ]:
out [aќt] снаружи, за пределами;
now [naќ] сейчас;
how [haќ] как.
4.2. На конце многосложных слов в безударной позиции сочетание “ow” читается как [Oќ]. Например:
Moscow [‘moskOќ] Москва;
yellow [‘jelOќ] желтый.
5. Буквосочетания “eer” и “ear” дают звук [i']
Например: beer [bi'] пиво;
engineer [1endZi’ni'] инженер;
dear [di'] дорогой, любимый;
hear [hi'] рядом, близко.
6. Буквосочетание “air” читается как дифтонг [E']
Например: air [E'] воздух;
chair [tFE'] стул;
hair [hE'] волосы.
7. Буквосочетание “our” читается как трифтонг [aќ']
Например: our [aќ'] наш;
sour [saќ'] кислый.
Тексты и упражнения
Установочные упражнения
Упражнение
Прочитайте слова, обращая внимание на правила чтения гласных:
[E'] [i'] [aќ] [ai'] [aќ'] [jќ']
fair here how fire our pure
hair mere cow tired sour cure
bare fear now tyre flour se’cure
glare dear out lyre
stare beer loud
Тексты
~Text 1 Текст 1
Hello! Привет!
My name is Clare. Меня зовут Клара.
I am an engineer. Я инженер.
I have many friends. У меня много друзей.
My friends are: Peter, Gordon, Мои друзья: Питер, Гордон,
George and Mary. Джордж и Мэри.
Peter is a student. Питер студент.
Is Gordon a student? Гордон студент?
No, he is not. Нет.
Gordon and George are workers. Гордон и Джордж рабочие.
~Text 2 Текст 2
— Hello, Clare! — Привет, Клара!
— Hello, George! — Привет, Джордж!
— Where is Mary? Is she here? — Где Мэри? Она здесь?
— No, she isn’t. Mary is at home now. — Нет. Мэри сейчас дома.