В общих положенияхпредлагается дать характеристику ЧС, которые являются предметом деятельности подсистемы, основные показатели их последствий (масштаб, численность пострадавшего и погибшего населения, ущерб), динамику ЧС чрезвычайных ситуаций в сравнении с предыдущими периодами (по общему количеству чрезвычайных ситуаций, по их видам, масштабности, числу безвозвратных и санитарных потерь, размерам материального ущерба),сведения об основных причинах их возникновения, в частности, связанных с износом основных производственных фондов. Оценить степень защищенности курируемых подсистемой объектов, привести данные о подверженности населения и территорий опасностям данного вида ЧС.
В разделе I указываются цели и задачи, решаемые подсистемой по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В разделе2 представляется в виде блок-схемы организационная структура подсистемы, указываются ее элементы и связи между ними, силы и средства подсистемы для выполнения ею своих функциональных задач. Формирование подсистемы рекомендуется начать с определения координирующих органов подсистемы (комиссий по ЧС всех уровней), постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органов повседневного управления, сил и средств, находящихся в ведении соответствующего органа исполнительной власти и участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состояниемокружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.
При разработке организационной структуры подсистемы должны быть рассмотрены вопросы управления ею:
органы управления подсистемой;
оповещение органов управления и населения в ЧС;
сведения, о состоянии ивозможностях территориальной и локальных системоповещения.
В разделе 3 представляются функциональные блок схемы для реализации основных функций подсистемы, представляется последовательность действий по реализации этих функций с указанием элементов подсистемы, производящих действия.
Действия органов управления, сил и средств подсистем рекомендуется определить при различных режимах функционирования (режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации).
В разделе 4 описывается информационное обеспечение подсистемы, способы получения информации подсистемой, формы входных документов, способы регистрации входной информации. Далее описываются способы обработки входных данных, используемые при этом классификаторы, регламентирующие документы, а также используемые базы данных и программное обеспечение. Описывается процесс разработки планов действий органов управления, их средств и сил по предупреждению и ликвидации ЧС
Рассматривается документооборот системы управления (сведения о состоянии готовности и уровне развития органов и пунктов управления, системы и средств связи, автоматизированной информационно-управляющей системы, единых систем оперативно-диспетчерского управления, данные о возможностях по оперативной оценке обстановки при различных бедствиях, проблемные вопросы управления силами и средствами в повседневных условиях и при ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.п.).
При описании информационного обеспечения необходимо привести классификаторы, используемые в подсистеме при обработке информации, используемые базы данных, программное обеспечение.
В разделе 5 описывается взаимодействие рассматриваемой подсистемы сдругими органами управления, службами министерств и ведомствами, при решении каких задач происходит это взаимодействие, чем оно регламентируется, практика такого взаимодействия. Необходимо уточнить планы взаимодействия координирующего органа комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности с аналогичными органами других ведомств, соседних регионов, военным командованием и общественными и другими организациями по вопросам сбора и обмена информацией в ЧС, направления сил и средств для их ликвидации. При организации связи для обмена информацией оЧС рекомендуется руководствоваться Положениями по взаимодействию с МО РФ, МВД РФ, Минсвязи России по вопросам организации связи в районах чрезвычайныхситуаций, Распоряжениями по связи МЧС России, Руководствамипо эксплуатации стационарных и подвижных (полевых) узлов связи м-другими руководящими документами.
Для территориальных подсистем дополнительно необходимо определить привлекаемые для ликвидации ЧС специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации и других воинских формирований, согласно Руководства по взаимодействию МЧС России и Минобороны России по вопросампредупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Определяются также силы и средства органов внутренних дел, применяемые при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Раздел 6 содержит характеристики функционирования подсистемы и предложения разработчиков подсистемы по ее совершенствованию.
Характеристики функционирования подсистемы должны содержать основные результаты работы органов госэкспертизы и госнадзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, анализ состояния работы по декларированию безопасности потенциально опасных объектов, сведения о результатах лицензирования деятельности потенциально опасных объектов, оценку состоянию внедрения системы обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасных объектов, основные направления деятельности по вопросам развития системы страховой защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Необходимо осветить состояние финансирования и основные результаты выполнения федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от ЧС, выполнение научно-технических программ и научных исследований, проводимых в целях защиты населения и территорий от ЧС, проблемные вопросы реализации мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и предложения по их решению, сведения об участии
органов управления подсистемой в международном сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации ЧС.
Для территориальных подсистем и подсистем, связанных с социальной защитой граждан, предлагается привести также:
сведения о страховых выплатах гражданам, пострадавшим от ЧС на потенциально опасных объектах.
данные о мероприятиях, проведенных в целях реализации нормативных актовпо проблеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
сведения о размерах единовременных и компенсационных выплат гражданам за материальный ущерб или увечья (заболевания), полученные в связи с чрезвычайными ситуациями и выполнением работ по их ликвидации.
При оценке реализации задач подсистемы необходимо отразить ее роль в системе мероприятий по предупреждению ЧС:
оценитьсостояние сети наблюдения и лабораторного контроля, эффективность работы по созданию и развитию центров мониторинга и прогнозирования, степень достаточности проводимых мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, привести данные о составе,возможностях и технической оснащенности систем наблюдения и лабораторного контроля, результаты работы за год по поддержанию в готовности и развитию систем наблюдения и контроля, периодичность и качество представляемой информации от систем мониторинга и прогнозирования ЧС. При развитии системы наблюдения и контроля на подведомственной территории за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, кроме собственных территориальных сил и средств и сил, необходимо учитывать силы и средства функциональных подсистем , находящихся на этих территориях. Организуется взаимодействие с этими силами и средствами, предусматривается взаимный обмен информацией. Сбор и обработка информации организуется рабочим органом комиссии по предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.
Необходимо дать информацию о непосредственно проводимых в подсистеме мероприятиях, направленных на профилактику ЧС:
состояние оснащенности промышленных объектов системами предотвращения аварий, объемы финансирования на содержание и развитие упомянутых систем;
сведения о проведении профилактических инженерно - технических мероприятиях на потенциально опасных объектах за последние 5 лет;
данные о полной или частичной остановке потенциально опасных объектов для вывода из эксплуатации выработавшего свой срок оборудования и его замены, о выделении денежных средств на проведение профилактических работ;
сведения о других выполняемых подсистемой мероприятиях по предупреждению ЧС (мероприятия по инженерной защите населения и территорий,, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, мероприятия по медицинской ипротивоэпидемической защите населения, организация эвакуационных мероприятий и т.п.).
В перечне мероприятий по предупреждению ЧС должны быть рассмотрены также мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС. В частности должны быть представлены :
сведения о состоянии защищенности основного оборудования объектов экономики от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями;
данные о готовности сил и средств к восстановлению нарушенного производства;
информация о наличии страхового фонда;
мероприятия, проведенные в истекшем году, по проблеме подготовки объектов к функционированию в чрезвычайных ситуациях.
Обратить особое внимание на меры, предпринимаемые в подсистеме и направленные на противодействия терроризму: информация о случаях (попытках) проникновения на охраняемые потенциально опасные объекты; сведения о состоянии пропускного режима на объектах и их оборудовании техническими средствами охраны; проблемные вопросы противодействия терроризму и возможные пути их решения.
В предложениях должны быть рассмотрены вопросы развития сил и средств РСЧС (совершенствование сил и средств наблюдения и контроля, ликвидации ЧС, сил и средств постоянной готовности), совершенствования порядка создания Li использования резервов финансовых и материальных ресурсов, совершенствования систем связи и оповещения, государственного регулирования, подготовки специалистов органов управления, населения в области защитыот ЧС, аттестования аварийно-спасательных формирований.
Предложения по совершенствованию функционирования подсистемы представляются по направлениям:
информационные технологии в управлении РСЧС;
повышение готовности сил и средств РСЧС к ликвидации ЧС;
создание и использование резервов материальных и финансовых ресурсов;
осуществление мероприятий со средствами массовой информации и общественностью в области повышения культуры противодействия ЧС;
совершенствование законодательной и нормативной правовой базы;
усиление роли государственной экспертизы, надзора и контроля;
переход на методы экономического регулирования в области защиты населения и территорий от ЧС;
развитие страховой защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
развитие нормативного правового обеспечения функционирования подсистемы;
реализация методов целевого и научно-технического программирования в области защиты населения и территорий от ЧС и др.
Раздел 7 - предложения по оценке эффективности функционирования разрабатываемой подсистемы, критерии. В этом же разделе могут быть высказаны предложения по оценке эффективности функционирования РСЧС в целом.
Раздел 8 - положение о подсистеме и предложения по совершенствованию деятельности координационных органов, постоянно действующих и органов повседневногоуправления РСЧС в целях наиболее эффективного функционирования рассматриваемой подсистемы.