Материалы и оборудование. 34-х дневные проростки овса или ячменя в глиняном горшочке с опилками, 10% раствор хлороформа, стеклянный колпак, химический стакан с отверстием в дне, проволочка или стеклянная палочка с привязанной фильтровальной бумагой, вата, кристаллизатор, песочные часы.
Цель работы. Ознакомиться с деятельностью корневого давления (нижнего концевого двигателя водного тока) у растений и влиянием на силу корневого давления внешних факторов.
Ход работы.
3–4-х дневные проростки, выращенные в глиняных горшках с влажными опилками, накрыть химическим стаканом (колпаком) с отверстием в дне. Под стаканом (колпаком) быстро создается влажная атмосфера и у проростков начинается гуттация. Через 30–60 минут на кончиках листьев появятся капельки воды. Провести наблюдения за гуттацией проростков, изменяя условия окружающей среды для корневой системы и наземных частей.
Опыт 1. Наблюдения следует провести за 2–3 проростками овса или ячменя при комнатной температуре. Как только на кончиках листьев появятся первые капельки, фильтровальной бумагой, прикрепленной к концу проволочки или стеклянной палочки, через отверстие в дне стакана снять капельки с проростков, за которыми ведется наблюдение Заметить время и следить за появлением капелек вновь на этих же проростках, отметить скорость образования капелек. Скорость появления капель учесть по их количеству 31 определенный промежуток времени (10 минут). Опыт повторить 3 раза и вывести среднюю скорость появления капелек раствора на кончиках листьев при комнатной температуре.(4 капли за 10 мин,4 капли за 10 мин.,5 капель за 10 мин.Средняя величина = 4 капли за 10 мин);(5 мин.,2 мин.,3 мин.Ср. знач.3,3);(2,5 мин.)
Опыт 2. Провести наблюдение за гуттацией проростков, изменив температуру для корневой системы. Для этого горшочек с проростками, не снимая стакана (колпака), поместить в кристаллизатор с водой, температура которой равна 3/—400°С (температуру поддерживать во время опыта на этом уровне). Отметить скорость появления капелек на кончиках листьев проростков.(47 сек.);(25 сек.);(47 сек.)
Опыт 3. Поместить горшочек в кристаллизатор со снегом или с холодной водой и провести наблюдение за гуттацией при данной температуре. Подсчитать количество выделившихся капелек за тот же промежуток времени, который брался в двух предыдущих опытах. Отметить снижение скорости гуттации в этих условиях.(2 мин. 18 сек);(7 капелек);(2 мин 18 сек.)
Опыт 4. Полить проростки злаков несколькими миллилитрами 10%-ного раствора поваренной соли (N30!) и проследить за гуттацией проростков при снижении водного потенциала почвенного раствора, (не наблюдается)
Сравнить результаты проведенных опытов и сделать вывод соответственно цели работы.
Выводы:
Тема Фотосинтез
Определение фотосинтеза при помощи прибора Л. А. Иванова и Н. Л. Коссович.
Материалы и оборудование:Веточка и лист какого-либо растения, раствор щелочи Ba(OH)2, раствор щавелевой кислоты C2H2O4, пробочные сверла, нож, стеклянная палочка, термометр, колба, пробки.
Цель работы:определить интенсивность фотосинтеза у растений
Ход работы.
Изготовить прибор для учета фотосинтеза. Для этого взять круглодонную колбу емкостью 1–3 л с тубусом сбоку. К горлышку колбы плотно пригнать каучуковую пробку. В пробке пробочным сверлом сделать отверстие, в которое вставить стеклянную палочку так, чтобы она могла легко, как поршень, двигаться в этом отверстии. На конец палочки надеть вторую каучуковую пробку такого размера, чтобы она могла закрывать горло колбы изнутри. В тубус колбы сбоку вставить термометр.
Рис. 2. Прибор Л. А, Иванова для фотосинтеза.
В этой колбе необходимо сначала провести контрольное титрование.Для этого из тубуса сбоку колбы вынуть термометр и через это отверстие налить 20 мл барита (горло колбы при этом закрыто пробкой). Полное поглощение углекислого газа, имеющегося в колбе, обеспечивается путем периодического встряхивания колбы в течение 10 минут.
После этого баритовую воду протитровать в присутствии фенолфталеина щавелевой кислотой и определить количество кислоты, пошедшей на титрование 20 мл барита до опыта (контроль).
Затем к стеклянной палочке между двумя пробками привязать небольшую веточку или лист. Вместе с палочкой в точку или лист ввести внутрь колбы так, чтобы горло колб при этом закрылось пробкой. Веточку или лист выдержать в колбе в течение 20 минут на ярком солнечном свете.
По окончании экспозиции веточку или лист вынуть из колбы, путем вытягивания из колбы стержня, горло колб» у основания при этом закрывается пробкой, закрепление на конце стеклянной палочки. Из тубуса сбоку колбы вынуть термометр, через это отверстие снова налить в колбу 20 мл барита и 2–3 капли фенолфталеина. Затем протитровать баритовую воду в щавелевой кислоте через это же отверстие и определить количество кислоты израсходованной на титрование 20 мл барита после опыта.
По разности в числе миллилитров щавелевой кислоты пошедшей на второе и первое титрование, определить количество поглощенного С02 за время опыта.
Титр щавелевой кислоты приготовлен таким образом, что 1 мл С2Н2О4 соответствует 1 мг
Далее необходимо определить площадь листа (листьев). Для этого взять писчую бумагу, лучше в клеточку, вырезать из нее квадрат площадью 100 см и взвесить его. Лист положить на бумажный квадрат и обрисовать его контур тонко отточенным карандашом. Вырезать контур листа и взвесить его. Зная массу 100 см бумажной площади (Р) и массу неизвестной площади (Р), найти по пропорции эту площадь (S): 100 см2: P=S:P1
S = 100xPl/P
Зная количество мг С02, поглощенного листом площади за время опыта, произвести окончательный расчет поглощенного СО2 на 1 дм листовой поверхности за один час.
(S): 100cm2:P=S:P
Окончательный расчет поглощенного СО2 на дм. КВ. за час произвести по формуле: И ф-за = (B-A)x60xl00/S x t.
А - кол-во мл С2Н2О4,пошедшее на титрование до опыта.
В — кол-во С2Н2О4, пошедшее на титрование после опыта.
В-А - разница в мл.С2Н2О4 при титровании
t - время опыта в мин.
S - площадь листьев в см. кВ.
60 и 100 - цифры для перевода интенсивности фотосинтеза на 1 дм.. и 1 час.
Во время опыта необходимо зафиксировать условия интенсивность освещения в люксах при помощи люксметра, влажность воздуха, температуру, при которой шел опыт в колбе.