Цель учебной практики –закрепление и углубление знаний теоретического курса по физиологии растений, приобретение навыков в изучении важнейших физиологических процессов.
Задачи учебной практики:
1. Закрепить и углубить теоретические знания по физиологии растений;
2. Освоить методы постановки полевых и вегетационных опытов;
3. Изучить сезонный ритм растений и оценить их состояние с использованием полевого оборудования и экспериментальных методов анализа;
4. Познакомиться с последними достижениями в области повышения урожайности и выращивания экологически чистых продуктов;
5. Изучить влияние различных экологических факторов в естественных условиях на физиологические процессы растений;
6. Выяснить экологические особенности важнейших физиологических процессов;
7. Развитие способностей к самостоятельному анализу, сопоставлению и обобщению материала, касающегося особенностей протекания основных физиолого-биохимических процессов у растений.
Распределение дней учебной практики
№
Виды занятий
Количество дней
Установочное занятие
1 (весна)
Закладка полевых и вегетационных опытов
1 (весна)
Изучение физиологии культурных и дикорастущих растений. Выполнение лабораторно-практических работ
6 (лето)
Выполнение индивидуальных работ
1 (лето)
Уход за опытными растениями (полив, прополка, рыхление и др.)
1 (лето)
Уборка урожая, оформление дневников, отчетов
2 (осень)
Итого:
Закладка полевых и вегетационных опытов
Основные требования методики полевого опыта
Полевой опыт - широко распространенный метод исследования, применяемый в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве, а также в условиях школьного учебно - опытного участка.
Полевой опыт закладывается в полевых условиях, близких к производственной обстановке.
Основная задача полевого опыта – установление влияния факторов жизни, сроков посадки, приемов возделывания, на урожай растения и его качество.
Требования:
1. Типичность опыта, т.е. соответствие условиям проведения опыта, почвенно-климатическим и агротехническим условиям данного района или зоны, и биологическим особенностям изучаемой культуры.
Опыт ставится на таких же почвах, где будут в дальнейшем использоваться результаты исследований.
2. Соблюдение принципа единственного различия. В полевом опыте допустимо различие лишь в отношении изучаемого фактора, приема; все остальные условия опыта (почвенные, предшественник, сорт, посев, уход и т.д.) должны быть одинаковые.
3. Проведение опыта на специально выделенном участке, который в предыдущие 2-3 года был занят монокультурой и где не применялись минеральные и органические удобрения, а если применялись, то в одинаковой дозе на всем участке.
Планирование опытной работы
Педагогическая эффективность опытнической работы зависит от уровня ее организации, тематики и методики полевых опытов и наблюдений. Опытническая работа начинается с выбора темы опыта и составления программы опыта, которая включает цель опыта, схему опыта, наблюдение, уборку урожая и определение его качества. Схема опыта включает в себя контрольные или стандартные и опытные варианты. Контролем или стандартом называют такой вариант, с которым сравнивают опытный вариант. После составления схем опыта необходимо определить площадь делянок, их число и размещение. Размеры делянок зависят от культуры и могут быть от 1-50-100 м. Форма делянок квадратная или прямоугольная.
Программа опыта включает:
1. фенологическое и метеорологическое наблюдение, наблюдение за болезнями, вредителями и сорняками.
2. физиологические исследования, определение динамики роста, еженедельные(подекадные),определение общей оводненности и интенсивности транспирации. Определение продуктивности фотосинтеза и др. физиологических показателей.
3. уборка урожая с учетом площадки каждой делянки
4. определение качества урожая
5. первичная и математическая обработка данных
6. подготовка иллюстрированного материала и составление отсчета по опыту.