Видео высокого разрешения (далее, HD-видео, от англ. High Definition — высокая четкость) уверенно входит в нашу жизнь. Его распространению способствует увеличивающаяся популярность ЖК и плазменных телевизоров с большой диагональю, на которых видео стандартного разрешения смотрится уже "не очень". И если еще два года назад все бытовые HD-видеокамеры были представлены одной моделью — Sony HDR-HC1E, то сегодня все основные производители видеокамер (Sony, Panasonic, Canon, JVC) выпускают и постоянно расширяют свои линейки HD-видеокамер. Но при всем разнообразии моделей львиную долю на рынке бытовых видеокамер занимают только два формата видео высокого разрешения: HDV и AVCHD.
HDV— формат HD-видео, первым проникший на бытовой рынок (именно в этом формате снимала вышеупомянутая Sony HC1). Перед разработчиками стандарта HDV стояла задача, во-первых, значительно увеличить разрешение финального видео по сравнению с видео стандартного разрешения, а во-вторых, оставить величину видеопотока сравнимой с той, что мы имеем в формате DV, это дало бы возможность записывать HD-видео на те же кассеты miniDV, не жертвуя при этом временем съемки на одну кассету. Для решения этой задачи разработчики стандарта HDV (в качестве которых выступили Sony, Canon, JVC и Sharp) использовали уже знакомый нам формат компрессии MPEG-2. При этом величина видеопотока осталась такой же, как и для DV, — 25 Мбит/с. Это было достигнуто, помимо использования более высокой степени компрессии, с помощью анаморфного преобразования. Его суть в том, что первоначальный кадр, имеющий размер 1920х1080 точек, перед записью на ленту, помимо прочего, еще и сжимается по горизонтали до 1440 точек, так что размер кадра готового видео составляет 1440х1080 и оно "сплюснуто" по горизонтали, его пропорции нарушены. При воспроизведении такого видео устройство воспроизведения (например, программа-плеер на компьютере или сама видеокамера в режиме воспроизведения) производит обратное преобразование 1440->1920, восстанавливая при этом нарушенные пропорции. Анаморфное преобразование позволяет "уложиться" в поток 25 Мбит/с, не прибегая к "запредельным" коэффициентам компрессии, а значит, сохраняя высокое качество видео. А оборотной стороной его использования является сниженное горизонтальное разрешение, информация, потерянная во время преобразования 1920->1440, при обратном преобразовании уже не восстанавливается. Остальные характеристики формата: чересстрочное видео с размером кадра 1920х1080 (1080i, i — interlaced, чересстрочное), форматное соотношение 16:9, видеопоток в 25 Мбит/с, формат компрессии MPEG-2, носитель видео — кассета miniDV.
AVCHD — формат HD-видео, совместно предложенный Sony и Panasonic летом 2006 года. Необходимость появления этого формата была обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, явным дисбалансом между устройствами записи/просмотра видео высокой четкости и устройствами его воспроизведения, сложившимся на современном рынке. Действительно, на рынке в достаточном количестве и по относительно приемлемым ценам присутствуют ЖК и плазменные телевизоры высокой четкости, а также кинотеатральные проекторы, для которых стандартного разрешения уже явно не хватает. Нет недостатка и в видеокамерах высокой четкости. А носителей, на которые можно было бы записывать видео высокой четкости, которые были бы достаточно вместительны для этой цели — практически нет. Затянувшееся противостояние HD-DVD и Blu-Ray снижает интерес пользователей к обоим форматам, да и производство приводов на "синем" лазере еще не отлажено в должной мере, а цена на уже имеющиеся на рынке приводы пока еще неоправданно высока. Их мало и они слишком дороги... Во-вторых, необходимость появления формата AVCHD обусловлена отказом большинства пользователей (на бытовом рынке, конечно) воспринимать кассету как средство хранения цифрового видео, мы уже говорили об этом выше. А значит, учитывая фактор номер один (малую распространенность приводов и дисков на основе "синего" лазера), надо придумать формат, который позволит записывать HD-видео на обычные DVD-диски и flash-карточки, и не жертвуя качеством этого видео в придачу. Так на сцене и появляется AVCHD. В его основу был положен формат компрессии H.264/AVC (его еще называют MPEG4 Part 10). Он использует более "продвинутые" и эффективные алгоритмы компрессии, чем рассмотренный нами выше MPEG-2, а значит, говоря проще, позволяет записать на носитель больше видео и в лучшем, нежели MPEG2 качестве. Что, собственно, нам и требовалось!
Формат позволяет, как проводить анаморфное преобразование 1920->1440, так и не проводить его, работая с разрешением 1920х1080 на протяжении всех этапов кодирования вплоть до записи на носитель. Максимальный видеопоток, предусматриваемый форматом, составляет 24 Мбит/с, что почти соответствует потоку HDV при более совершенных алгоритмах компрессии, а значит, потенциально более высоком качестве. Правда, в видеокамерах выпуска 2007 года эти возможности формата еще не были использованы: видеопоток ограничивался 15 Мбит/с, и всегда использовалось анаморфное преобразование. Но эти возможности вполне могут быть использованы в будущих AVCHD-видеокамерах, так что тут есть куда расширяться, формат это позволяет.
Пора поговорить и о недостатках. А они состоят в том, что, во-первых, применение формата H.264/AVC для кодирования видео требует очень и очень немалых (даже для сегодняшнего дня) компьютерных ресурсов. В частности, только для просмотра такого видео Sony рекомендует (минимально — на самом деле, видео в такой конфигурации будет подтормаживать, проверено на опыте) двухъядерный процессор на ядре NetBurst (Pentium 4) с частотой 2.8 ГГц (и 1 Гигом оперативки) или одноядерный Pentium 4 с частотой от 3.6 ГГц и выше. А что уж говорить о редактировании? Тут без Core 2 Duo E6600 и выше не обойтись! Так что если вы решили покупать видеокамеру формата AVCHD, то вам стоит задуматься — а не произвести ли для начала апгрейд домашнего компьютера... Во-вторых, из-за высокой степени компрессии, которую обеспечивает формат сжатия AVCHD, потери качества видео при рекомпрессии (которая всегда производится в местах вставки титров, переходов, эффектов) будут выше, нежели для формата HDV. Ведь H.264/AVC создавался как формат конечного хранения видео (то есть вы редактируете видео в каком-то другом формате, а потом сохраняете результат в H.264 с однократной компрессией) и, по-хорошему, не предназначен для редактирования. В-третьих, раз уж мы заговорили о редактировании, то надо сказать, что поддержка формата AVCHD в нормальных видеоредакторах пока менее широка, нежели поддержка формата HDV. Но для домашнего пользователя, который не очень "заморачивается" сложным редактированием своего видео, этот формат вполне подходит, тем более что видео в нем записывается на "прогрессивные" носители — диски miniDVD, жесткие диски, а также flash-карточки. Да и поддержка этого формата в современных "монтажках" постоянно расширяется, так что расширяются и возможности для редактирования AVCHD.