Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы экспертного эпроса



 

Метод "индивидуального блокнота"

Обозначенный метод проведения маркетингового анализа исключает общение эксперта - участника с исследователями которые будут проводить интервью. Он предполагает заочную работу эксперта. Данный метод требует достойного уровня оплаты услуг, предоставляемых экспертом, так как его деятельность предполагает значительную вовлеченность в процесс маркетинговой экспертизы.

После определения сложности заданной проблемы и срочности ее решения и перед экспертом ставиться задача в промежуток указанного отрезка времени в выданный блокнот заносить все свои мысли, замечания, идеи касательно обозначенной проблемы. На первой странице блокнота формулируется тема заданной проблемы. По истечении оговоренного срока, блокнот необходимо сдать исследователям. При проведении данного метода значительную сложность представляет собой дальнейшая обработка информации, ее грамотная формулировка.

 

Что касается групповых методов

Они подразумевают коллективную деятельность экспертов (очную/заочную). Для проведения таких методов маркетингового исследования привлекаются высококвалифицированные специалисты. По характеру обсуждения групповые методы экспертизы подразделяют на креативные и аналитические.

Аналитические методы применяются преимущественно при исследовании характеристик изучаемого объекта.

Креативные применяются при изучении коллективных идей или формулировке решения задачи.

Согласно этому и экспертные группы имеют соответствующую классификацию: Группы созидательные, содержащие креативную и аналитическая цель

Групповые методы весьма сложны по подготовке и проведению, но предпочтительнее с точки зрения надежности экспертизы.

Практика проведения маркетинговых исследований в своем арсенале имеет ряд форм проведения такого вида заданий. Приведем несколько вариантов методов выработки обобщающего экспертного мнения, которые могут быть применены при групповом методе:

 

Метод "мозгового штурма"только зачитать

В основе метода лежит вариант совместного обсуждения проблемы группой экспертов. Принцип такого метода в том, чтобы собрать как можно больше идей. Идеи могут быть самыми разнообразными. Процесс обсуждения проходит вживую в два этапа. Первый - это этап так называемая "конференция идей". В процессе этого этапа экспертами выдвигают различные идеи, относительно трактовки ситуации, которая является объектом анализа или относительно прогноза развития явления. Все идеи записываются, но не обсуждаются. Длительность этого этапа составляет примерно час - два. Затем небольшой перерыв в работе экспертной группы. Затем, наступает второй этап, на котором идеи обсуждаются, анализируются, оцениваются, и выбираются те из них, которые признаются наиболее правильными. Заключительный итог по имеющейся проблеме может быть принят путем гласного или негласного голосования. Естественно процесс обсуждения и обобщения идей может быть в большей ими меньшей степени формальным.

 

Метод "критической атаки"

Этот метод является одной из разновидностей метода мозгового штурма. Как основное отличие выступает критическая направленность обсуждения. Основную цель метода можно сформулировать следующим образом - определить структуру заданной проблемы, выявить как можно большее количество факторов, которые являются определяющими для данной ситуации, обозначить взаимосвязи между ними.

В отличие от классического варианта метода мозгового штурма в данном случае обсуждение поставленной задачи носит более деловой характер и не отягощенное лишними далекими от сути проблемы определениями.

Процесс реализации метода проходит несколько ступеней.

1. Первый этап обсуждения предполагает сбор всех возможных вариантов решения, прогнозов развития событий обозначенной проблемы, предложенных участниками экспертной команды, их анализ и трактовку ситуации. Непременным условием является то, что каждое предложенное решение должно быть веско аргументировано. В процессе обсуждения каждый эксперт группы должен ознакомиться с мнениями и решениями, предложенными другими членами экспертной команды, проанализировать их и предметно аргументировать обнаруженные недостатки в предлагаемых решениях.

2. Следующий этап предполагает коллективное рассмотрение и обсуждение всех представленных вариантов решений. Высказываются каждый по очереди и предметно защищают свою версию, при этом цель оппонентов - разрушить стройную схему доводов выступающего. В итоге дискуссии эксперты останавливаются на том, решении, которое подверглось наименьшей критике и было наиболее аргументированным и обоснованным.

 

Метод "635"

Данный метод также можно назвать одной из вариативных разновидностей метода мозгового штурма. Схема проведения данного метода опроса такова: каждый из членов экспертной группы, состоящей из 6 человек должен в течении 5 минут представить три гипотезы или сформулировать три предложения касательно обозначенного аспекта заданной проблемы и ситуации. Все услышанные мнения тщательно заносятся в специальные формуляры. Эти формуляры передаются по кругу каждому участнику. После того как все эксперты высказали свое мнение и представили предложения касательно обсуждаемого аспекта задачи, группа переходит к обсуждению, оценке и анализу имеющейся информации и формулирует в итоге наиболее верный окончательный ответ.

 

Метод комиссий

Этот метод, как и предыдущий также заключается в коллективном обсуждении заданной проблемы. Основным отличием от метода фокусирования является то, что члены экспертной команды стремятся уяснить и сформулировать причину противоречия между разными вариантами предлагаемых решений, найти как можно большее количество объединяющих моментов и прийти к решению, приемлемому для всех членов группы.

 

Метод "консилиум"

При применении данного метода эксперты копируют форму исследования проблемы у врачей (обследование пациента, формулировка симптоматики и т.д. по плану): и здесь идет первичное рассмотрение проблемы, классифицируются признаки (симптомы), выявляются причины приведшие к данной проблеме, проводится анализ, постановка окончательного диагноза и формулируются прогнозы развития проблемы.

 

Деловая игра

Для данного метода характерна многовариантность форм реализации. Самой распространенной является форма, которая представляет собой моделирование анализируемых процессов, прогнозирование вариантов возможного развития ситуации и обсуждение полученных данных. Планирование схемы проведения деловой игры - задача сложная и неоднозначная, требующая серьезного отношения и пристального внимания. При подготовке необходимо четко определить и сформулировать все составляющие игры:

тема, цели, задачи, сюжет, роли участников, регламентные показатели. Процесс проведения деловой игры предполагает один из важных этапов - это рефлексия (анализ игрового процесса и подведение итогов). Применимо к данному методу рефлексия это не только разбор хода игры, но и всесторонний анализ процесса моделирования заданного явления.

Метод "суда"

Это один из вариантов деловых игр. Для проведения игры выбираются все участники настоящего судебного процесса: прокурор, адвокат, судья, присяжные и др. участники. В соответствии со своей ролью каждый участник аргументируя отстаивает свои высказывания, связанные с проблемой, которая анализируется или прогнозируется. Дискуссия моделирует форму судебного процесса: проходит так называемый "процесс над проблемой". Окончательный "судебный" вердикт выносится в два этапа: путем голосования "присяжных" и путем вынесения решения "судьями".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.