В автодорожных мостах конструкция устоев проще, расход древесины и трудоемкость возведения устоев меньше. Это связано с меньшей интенсивностью временной вертикальной нагрузки и тормозных сил. При незначительной высоте насыпи H=2-3м устои выполняются в виде плоской однорядной опоры (рис.13,а).
В некоторых случаях однорядную опору усиливают подкосами, которые упираются в стойки соседней опоры. При более значительной высоте насыпи H>3м устой автодорожного моста представляет собой пространственную опору из двух рядов стоек, связанных подкосами и горизонтальными схватками (рис.13,б). Расстояние между рядами стоек не превышает 2-3м.
Рис. 13
Устой с насыпью сопрягаются с помощью так называемого закладного щита. Перед устоем на насыпи устраивается «мягкий» въезд в виде наклонного деревянного щита, засыпанного грунтом. Щит препятствует оседанию и разрушению дорожного покрытия перед устоем.
В автодорожных мостах при сопряжении устоев с большими пролетами часто используют решение, показанное на рис.13,в. Для опирания прогонов устоя устраивают дополнительный третий ряд стоек на расстоянии 1,0-1,2м.
ОБЩАЯ КОМПОНОВКА МОСТА И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ВАРИАНТОВ
При компоновке моста прежде всего определяются его генеральные размеры: длина, высота; выбирается система моста; производится разбивка на пролеты, затем более детально прорабатываются схемы опор, пролетных строений.
Длина моста, проектируемого через водоток, зависит от необходимой величины отверстия, числа и размеров опор, стесняющих отверстие, высоты насыпи и уклонов откосов конусов.
При компоновке опор следует обращать внимание на увязку их конструкции с конструкцией пролетных строений и прежде всего с размещением балок или прогонов пролетных строений в направлении поперек оси моста. Последнее определяется положением рельсов, заданными габаритами проезжей части, шириной тротуаров. Соответствующие указания имеются в разделе 1. При компоновке моста необходимо вычерчивать фасад и поперечники одновременно, взаимно согласуя их.
Для опор моста под автомобильную дорогу рекомендуется найти оптимальное расстояние между стойками в направлении поперек оси моста. При рассредоточенных прогонах этим расстоянием определяется пролет насадки, работающей на изгиб. При рассредоточенных прогонах расстоянием между стойками определяется количество прогонов и пролеты поперечин. Оптимальное расстояние можно найти путем сравнения вариантов с различным количеством стоек в опоре, подсчитывая при этом расход лесоматериалов.
Глубина забивки свай зависит от характера грунтов основания, но должна быть не менее 4м, считая от линии размыва дна. При наличии твердых грунтов глубина забивки может быть уменьшена до 2,5м. В целях безопасности и устойчивости моста назначаю глубину забивки 4 метра.