Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экология и здоровье человека



Выше шла речь об экологических проблемах в аспекте взаимо­отношений общества и природы. Настало время поговорить и об экологии человека. Экология человека, являясь составной частью об­щей экологии, рассматривает, прежде всего, взаимоотношения че­ловека и природы в аспекте негативного воздействия на людей ими же самими изменяемой окружающей среды обитания.

Человек — дитя Земли, продукт природы, результат развития биосферы. Однако, преобразуя биосферу, человек не только улуч­шает условия своего существования, но и весьма часто ухудшает их. В настоящее время в большей мере наблюдается как раз вторая тен­денция, выражающаяся в том, что окружающая среда вследствие ан­тропогенной деятельности неуклонно деградирует. Окружающая сре­да нашей планеты создана биотой — биологическими организмами, которые живут на Земле около 4 млрд лет. За это время биота — сис­тема жизни — научилась регулировать состояние окружающей среды, делая его пригодным для своего существования. Человечество же не создало ничего, что могло бы заменить биоту как регулятора окру­жающей среды. Но зато за время своего недолгого существования человек уничтожил 70% естественных экосистем, которые способны перерабатывать отходы его жизнедеятельности. Достаточно привести такие примеры, как разрушение озонового экрана Земли, уничто­жение планктона морей и океанов, гибель многих видов животных и растений и т.д.

Еще в XVIII в. человечество находилось в гармонии с природой. Но уже в конце XIX в. возник дисбаланс между человеком и окру­жающей средой. Сейчас объем допустимого воздействия на биосфе­ру превышен в 8—10 раз. Человек выбрасывает в окружающую сре­ду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и являются чужеродными биосфере. По существу, происходит унич­тожение глобальной экологической системы, именуемой биосферой, а это — знак близкой катастрофы. Вместе с тем физическое и пси­хическое здоровье человека испытывает мощное отрицательное воз­действие со стороны все более загрязняемой окружающей среды.

Именно с этим фактором связано возникновение экологической проблемы, сущность которой состоит в необходимости срочной за­щиты окружающей среды от вредоносного воздействия Homo sapiens. Хотя экологическая проблема, в принципе, имеет глобаль­ный характер, однако в различных странах она проявляется по-разному. Поэтому при ее рассмотрении недостаточно только обще­теоретического анализа. Необходимо обратиться к конкретным реа­лиям отдельно взятой страны. Мы будем рассматривать ее примени­тельно к условиям современной России, экологическое состояние

 

которой в настоящее время является, по некоторым оценкам, наи­худшим в мире1.

Так, по самым скромным подсчетам, 60 млн россиян живут в зонах экологического неблагополучия. Лишь 15% городов России можно считать экологически безопасными для здоровья человека. В стране имеется 13 зон с опасной экологической ситуацией. К ним, прежде всего, относятся такие районы, как зона аварии Чернобыль­ской АЭС, Южный Урал (окрестности Челябинска), где появилось новое для врачей понятие — «хроническая лучевая болезнь» и др.

Поэтому закономерно, что здоровье населения страны с каждым годом ухудшается. Самое страшное, что речь идет в первую очередь о здоровье молодого поколения. Будущий гражданин России во многих случаях еще до рождения обречен на болезнь. В последние ] годы 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здо­ровья. До 20% возросла доля новорожденных с физическими и нев­рологическими патологиями. При этом за последние 5 лет заболе­ваемость новорожденных увеличилась в 2,5 раза. Важнейшим инди­катором здоровья народа и социального благополучия общества яв­ляется уровень младенческой смертности. В России этот показатель за последние 5 лет увеличился на 15%. Резко снизилось общее со­стояние здоровья молодежи: лишь 20% юношей призывного возрас­та могут служить в армии, а две трети девушек к 18 годам имеют отклонения в состоянии здоровья.

Таким образом, экологическая проблема в нашей стране выдви­гается на первый план прежде всего в связи с угрозой физическому и психическому здоровью и генофонду нации.

Говоря о влиянии окружающей среды на здоровье человека, еле- , дует иметь в виду, что экологической проблемы в чистом виде не су­ществует. Она всегда прямо или косвенно связана с политикой, эко­номикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой чело­века и общества, с уровнем зрелости экологического сознания. Если у нации в целом и каждого гражданина в отдельности не будет сфор­мировано экологическое мышление, предполагающее осознание каж­дым человеком своей ответственности за судьбы природы и планеты в целом, то ни о каком решении экологической проблемы не может быть и речи.

Все факторы, обусловившие возникновение экологической проблемы, взаимодействуя, усиливают или ослабляют ее остроту. Так, выдвижение на первый план рыночных интересов в условиях нецивилизованной рыночной экономики нередко приводит к то­му, что производятся и продаются недоброкачественные пищевые

1 Круть И.В. Экологические коллизии России // Вопросы философии. 1995. — № 3. - С. 62.


продукты, с высоким уровнем содержания вредных веществ. Поли­тические интересы также порой бывают несовместимы с раскрыти­ем истинного положения дел в сфере экологии. Достаточно вспом­нить факт сокрытия в нашей стране масштабов и последствий ава­рий на Чернобыльской АЭС, Южном Урале и в других регионах. Все это привело к тому, что многие люди даже не подозревали о причинах своих болезней и не смогли получить надлежащую ме­дицинскую помощь.

Однако экологические катастрофы не только несут угрозу физи­ческому здоровью человека, но и влекут за собой психические забо­левания. Как отмечают многие эксперты, авария на Чернобыльской АЭС породила такое явление, как радиофобия, которая выражается в повышенном страхе перед радиацией, увеличении мнительности, необъективности в оценке своего здоровья, немотивированной раз­дражительности, эмоциональных срывах и т.д. Возникло неизвест­ное ранее заболевание, получившее название синдрома Чернобыля. В загрязненных районах возрастает употребление алкоголя населе­нием, в том числе подростками, а у 30% 5—6-летних малышей на­блюдается отставание в психическом развитии. В областях, постра­давших от аварии на Чернобыльской АЭС, резко возросло число де­тей с раком щитовидной железы.

Не менее удручающими являются показатели влияния некото­рых компонентов окружающей среды на здоровье человека. Так, известно, что загрязненность атмосферы вызывает заболевания ор­ганов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Кроме того, данный фактор — одна из важнейших причин накопления мутаций в организме, затрагивающих генотип человека.

Примерно 85% заболеваний вызываются и переносятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое качество питьевой воды, содержащей токсические соединения тяжелых металлов, вредные ор­ганические примеси и патогенные бактерии. Чем больше насыщен­ность воды солями, тем выше риск заболевания атеросклерозом, ин­сультом, инфарктом и т.д. Весьма неблагоприятное воздействие ока­зывает хлор, применяемый для обеззараживания воды. Вначале он, правда, спасает от инфекций, однако в дальнейшем его производные, накапливаясь в организме, начинают медленно, но уверенно подры­вать здоровье, так как обладают канцерогенным и мутагенным эф­фектом. Они могут влиять на наследственность, многие из них яв­ляются сильнейшими печеночными ядами и т.д.

По имеющимся данным, до 80% нашей питьевой воды пред­ставляет опасность для здоровья. Качество воды по биологическим и химическим показателям далеко не соответствует стандартам. При этом следует иметь в виду, что отечественная система проверки ка­чества воды сильно отстает от зарубежной. Всемирная организация здравоохранения учитывает более 100 основных показателей, по ко-


 




торым нужно судить о качестве воды. Наш ГОСТ признает лишь 28. А на самом деле реально и систематически, как утверждают специа­листы, контролируются только 14—18 показателей.

Большую опасность для здоровья человека представляет и за­грязнение почвы. Среди загрязнителей почвы в первую очередь сле­дует назвать высокотоксичные тяжелые металлы в составе промыш­ленных и бытовых отходов и выхлопных газов автотранспорта, ра­диоактивные вещества, гербициды, пестициды и т.д. О масштабах проблемы свидетельствует тот факт, что только одних накопленных твердых отходов в нашей стране 80 млрд т. Это в 1,5—2 раза боль­ше, чем в других странах. В целом ряде российских городов пре­дельный уровень загрязнения почвы превышен более чем в 100 раз.

Всем известно, как велика опасность радиационного загрязне­ния для здоровья человека: происходит ослабление иммунной сис­темы организма, увеличивается восприимчивость к заболеваниям. Но главная опасность заключается в том, что при этом страдают не только сами облученные, но и последующие поколения. Рождаются больные дети, прежде всего, с онкологическими и нервно-психи­ческими заболеваниями. Спустя 20 лет после аварии на Чернобыль­ской АЭС население 17 областей России в той или иной степени про­должает подвергаться облучению. В этом кроется одна из причин ежегодного увеличения числа онкологических больных в указанных областях1.

Главными источниками радиоактивного загрязнения являются долгоживущие радионуклиды2, в частности цезий-137 и стронций-90. Радиоактивно загрязненными становятся воздух, питьевая вода, про­дукты растительного и животного происхождения, особенно мясо­молочная продукция. Поэтому радиоактивное заражение почвы не менее опасно, чем загрязнение воздуха и воды.

Ко всему следует добавить все увеличивающееся воздействие на окружающую среду промышленности, транспорта, сельского хозяйст­ва при отсутствии должного финансирования экологических и соци­альных программ и здравоохранения.

Для того чтобы справиться со всеми названными проблемами и сохранить здоровье человека и природу, необходимы в первую очередь ответственная экологическая политика и практика государственных и общественных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций.

В связи с этим перед обществом встает еще одна важная задача — формирование экологического сознания населения. Она включает целый комплекс мер по экологическому образованию и воспитанию, утвер­ждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких

1 Морозова Г.Ф. Здоровье человека в свете экологии // Социологические иссле­
дования. - 1994. - № П. - С. 7, 8.

2 Радионуклиды — от лат. radiare — излучать и nucleus — ядро.


элементов, как экологическое научное сознание, экологическая эти­ка, экологическая психология, экологическое правосознание.

Формирование экологического научного сознания предполагает ов­ладение современной научной картиной мира, основывающейся на системном подходе, в соответствии с которым мир рассматривается в его взаимодействии и целостности; принципе универсального эволю­ционизма, а также таких современных концепциях и теориях, как си­нергетика, учение о «феномене человека» П. Тейяра де Шардена, теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского и т.д. Именно эколо­гическое научное сознание должно быть положено в основу экологи­ческой политики и практики.

Важная роль в формировании экологического сознания принад­лежит экологической этике. Основной ее принцип был замечательно сформулирован еще Л.Н. Толстым: «Не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным». От себя добавим: не только людям и животным, но и всей природе.

Важным компонентом экологического сознания является и эколо­гическая психология. Суть ее можно коротко выразить следующим об­разом: любовь к природе как черта характера человека, любовь к «брать­ям нашим меньшим», ко всему живому. Если пользоваться термино­логией Э. Фромма, то можно сказать, что сущность экологической психологии заключается в биофилии. Под биофилией Фромм подра­зумевал «стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы». Соответственно этика биофилии, по Фромму, — это при­знание добром всего того, что служит жизни, «утверждение жизни, роста, расцвета»1.

В экологическое сознание следует, безусловно, включать и эко­логическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражда­нами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подкрепляться действенными юридическими мерами.

10.10. Актуальные проблемы охраны здоровья человека в России

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)2, «Здоровье является состоянием полного физического, ду-

1 Фромм Э. Указ. соч. С. 43.

2 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) является специализированным
учреждением ООН, основанным в 1946 г. Ее уставные задачи состоят в борьбе с
особо опасными болезнями, разработке международных санитарных правил,
статистической деятельности в области здравоохранения населения и т.д. Сего­
дня в нее входят более 150 государств.


ховного и социального благополучия, а не только отсутствием бо­лезней и физических дефектов». Из этого определения видно, что здоровье человека — это комплексное понятие, включающее в себя в качестве компонентов физическое и психическое (душевное) здо­ровье, а также социальное благополучие.

Все перечисленные компоненты взаимообусловлены и состав­ляют единую целостную систему здоровья человека. Эта целостность настолько органична, что ухудшение состояние какого-либо из эле­ментов рано или поздно неизбежно приводит к ухудшению состоя­ния всей системы. Остановимся на выделенных элементах более подробно.

1. Физическое здоровье человека во многом зависит от наследст­
венности. По имеющимся данным, примерно на 20% здоровье обу­
словлено именно генетическими факторами. В данном аспекте все
мы являемся «заложниками» здоровья наших родителей и в полной
мере должны осознавать ответственность перед своими детьми и
последующими поколениями. Однако большей частью болезни че­
ловек приобретает сам, в процессе жизни.

Первое место по распространенности занимают сердечно-со­судистые и онкологические заболевания. Основными причинами заболеваемости являются нездоровый образ жизни, неблагоприятная среда обитания, неправильное питание, вредные привычки.

2. Психическое здоровье — один из важнейших компонентов здо­
ровья человека, во многом обусловливающий и его соматическое1
состояние. Психика здорового человека характеризуется эмоцио­
нальной стабильностью, хорошей адаптируемостью к окружающей
среде, уравновешенностью, адекватной реакцией на раздражители.
Для хорошего психического здоровья большое значение имеет ясное
понимание человеком смысла жизни, ближайших и перспективных
целей. Между тем человек, живущий в современном «цивилизован­
ном» мире, испытывает колоссальное давление на психику. Не слу­
чайно, что сегодня нервно-психические заболевания занимают тре­
тье место среди причин смертности.

3. Социальное благополучие человека обусловлено прежде всего
социальной средой. Со временем и здесь проблем становится все
больше. Приведем лишь некоторые факторы социальной среды, от­
рицательно влияющие на здоровье человека.

> Постоянно возрастает технизация социальной среды. В ре­зультате машин, механизмов и приборов вокруг человека становится все больше, а здоровья остается все меньше, поскольку шумы и элек­тромагнитное излучение оказывают негативное влияние на здоровье человека. Систематическое использование бытовой техники и транс-

1 Соматический (от греч. soma — тело) — термин, обозначающий разного рода явления в организме, связанные с телом, в противоположность психике.


портных средств лишает нас необходимых физических нагрузок и приводит к гиподинамии.

Растет урбанизация социальной жизни. Большая часть населения сосредоточивается в крупных городах, а кроме того, городской об­раз жизни распространяется на промышленные центры и сельскую жизнь, со всеми вытекающими отсюда многочисленными отрицатель­ными последствиями.

В последнее время появился специальный термин — «синдром горожанина»1. Он связан с тем, что ббльшая часть городского насе­ления находится на том уровне состояния здоровья, который уже становится опасным для жизни. На этом уровне происходит накоп­ление самых разных болезней, основным источником которых явля­ется современная городская жизнь.

> В результате ускорения темпа и убыстрения ритма жизни пси­
хика современного человека не успевает адаптироваться к экономи­
ческим преобразованиям, производственным инновациям и потоку
информации. Это влечет за собой хронические психические пере­
грузки и появление дистресса, который выражается в сверхсильном
психическом напряжении и понижении способности организма
адекватно реагировать на внешние раздражители.

> В качестве фактора социальной среды, негативно воздейст­
вующего на здоровье человека, можно рассматривать и коммерциа­
лизацию общественной жизни.
Коммерциализация, связанная с вы­
движением на первый план рыночных отношений во всех сферах
общественной жизни, порождает человека с «рыночным характе­
ром» (Э. Фромм). Этот человек живет в постоянном противоречии
между «иметь» и «быть». С одной стороны, он стремится быть са­
мим собой и действовать по принципу «я такой, какой я есть», с
другой — рыночные отношения толкают его действовать по прин­
ципу маркетинга «я такой, какой вам нужен». Это внутреннее про­
тиворечие усугубляется страхом обанкротиться, потерпеть пораже­
ние в конкуренции, потерять работу и т.д. Все это, безусловно, от­
рицательно влияет на социальное благополучие человека и другие
компоненты его здоровья.

При характеристике уровня здоровья человека выделяют различ­ные валеологические2 уровни — от простого выживания до способ­ности к полноценной здоровой жизни. В этой связи отметим, что важнейшими интегральными критериями практически здорового человека являются:

1 Синдром (от греч. syndrome — стечение) — под этим термином в медицине
подразумевается сочетание ряда симптомов (признаков болезней), имеющих
общий механизм возникновения и характеризующих определенное болезненное
состояние организма.

2 Валеологш — наука, ставящая своей целью сохранение психического и телесно­
го здоровья человека.


• работоспособность — способность к активной деятельности и
реализации своих планов;

• психоэмоциональная устойчивость, или стрессоустойчивость;

• способность адаптироваться к окружающей социальной среде;

• способность адаптироваться к природной среде;

• способность адекватным образом удовлетворять свои первич­
ные и вторичные (материальные и духовные) потребности.

Таким образом, здоровье человека - это комплексное явление и подход к его охране по необходимости также должен быть комплекс­ным, т.е. включать систему мер и усилий как со стороны общества, так и со стороны самого индивида.

К сожалению, развитие цивилизации пока не дает оснований для оптимизма в вопросе о сохранении и охране здоровья человека. И Россия здесь не исключение. Более того, у нас в стране задача охраны здоровья населения стоит даже более остро, чем в других странах.

В современной России актуальность проблемы охраны здоровья обусловлена прежде всего создавшейся негативной ситуацией в сфере здравоохранения. Без радикального изменения в системах здраво­охранения и социальной защиты населения, без существенных сдвигов в социальной политике государства не может быть и речи о решении демографической проблемы в стране и «сбережении на­рода» (А. И. Солженицын) и т.д. Чтобы продемонстрировать серьез­ность и актуальность проблемы приведем лишь некоторые показа­тели состояния здоровья населения в Российской Федерации.

> Уровень смертности — наиболее наглядный и убедительный
критерий состояния здоровья населения. В последние годы в России
отмечается стабильное превышение смертности над рождаемостью.
Ежегодная убыль населения составляет около 1 млн человек. В по­
следние годы она возросла особенно резко. Основными причинами
смертности являются болезни органов системы кровообращения
(22 млн больных имеют сердечно-сосудистые заболевания), онколо­
гические заболевания, несчастные случаи, отравления спиртосодер­
жащими жидкостями (от отравления фальсифицированным алкого­
лем в России ежегодно умирает от 35 до 45 тысяч человек). При
этом неэффективность и недостаточность нашей системы здраво­
охранения особенно наглядно выступают на фоне других развитых
стран, где общая смертность населения в 1,5 раза ниже.

> Однако наибольшую актуальность имеет задача охраны здоро­
вья материнства и детства. Младенческая смертность в стране в
3 раза выше, чем в других развитых странах, причем с каждым го­
дом ее уровень возрастает. Среди причин младенческой смертности
выделяют прежде всего многочисленные осложнения во время про­
текания беременности и родов и патологии послеродового периода.


Таким образом, сегодня в России сложилась демографическая си­туация, характеризующаяся весьма высокой смертностью и очень низкой рождаемостью, что, безусловно, представляет реальную уг­розу существованию самой нации. К этому следует добавить, что примерно 20% младенцев появляются на свет с различными генети­ческими патологиями.

> Важной характеристикой состояния здоровья населения явля­
ется продолжительность жизни. За последние 20 лет средняя продол­
жительность жизни в нашей стране существенно сократилась, и сего­
дня по этому показателю мы занимаем одно из последних мест среди
развитых стран. Особенно она низка среди мужского населения,
средняя продолжительность жизни которого не достигает и 60 лет.

Весьма серьезной проблемой при этом являются социально обу­словленные болезни — алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция. Потребление алкоголя среди всех возрастных групп населения по­стоянно увеличивается. По имеющимся данным, распространенность только бытового пьянства составляет примерно 20%.

При этом потребление суррогатных, фальсифицированных спир­тосодержащих жидкостей приводит к массовым отравлениям и ги­бели людей. Особенно беспокоит распространенность потребления алкогольных напитков среди молодежи. Начинают пить уже с 13-лет­него возраста. В возрасте 15—16 лет пьют уже 60% молодых людей, при этом 30% подростков регулярно употребляют алкоголь.

Следует иметь в виду, что злоупотребление алкоголем оказывает не только прямое отрицательное воздействие на здоровье. Среди лиц, регулярно употребляющих спиртные напитки, заболеваемость в 2 раза выше, чем у тех, кто от них воздерживается. Алкоголь являет­ся причиной более чем 70% несчастных случаев, в том числе до­рожно-транспортных происшествий, связанных с травмами и гибе­лью людей. В этой связи отметим, что ежегодно только на дорогах нашей страны погибает более 35 тыс. человек.

> Актуальной проблемой для страны стала наркомания. В на­
стоящее время наркотики употребляют более 3 млн человек. Подав­
ляющее большинство из них (около 70%) молодые люди в возрасте
до 30 лет. И именно эти люди составляют основную группу больных СПИДом. Отметим, что с каждым годом средний возраст людей, употребляющих наркотики, заметно снижается, что вызывает осо­бую тревогу.

> При рассмотрении актуальных вопросов охраны здоровья на­
селения нельзя обойти и проблему курения. В отличие от большин­
ства развитых стран, где количество курящих неуклонно и заметно
снижается, у нас в стране в последние годы наблюдается противо­
положная тенденция. Сегодня в России курят 63% взрослого насе-


 



 



ления, 25% из них женщины, в том числе те, которым предстоит рожать. Среди трудоспособного мужского населения в возрасте до 40 лет курящие составляют 70%. Особенно тревожно, что быстро увеличивается удельный вес курящих подростков обоего пола. Сего­дня 10% школьников являются никотинозависимыми и имеют те или иные заболевания, связанные с курением.

Говоря об алкоголизме, наркомании, табакозависимости и других так называемых «вредных привычках», следует подчеркнуть, что их негативные последствия не ограничиваются ухудшением индивиду­ального здоровья. Носители этих привычек наносят огромный вред здоровью и социальному благополучию других людей. Достаточно сказать, что один активный курильщик может нанести вред сразу не­скольким окружающим его людям, которые в силу сложившейся ситуации вынуждены выступать в качестве пассивных курильщиков.

> Весьма важная проблема охраны здоровья человека связана с
улучшением экологической обстановки в стране, о чем подробно го­
ворилось в § 10.9. Коротко отметим, что в России сегодня более
50% населения проживает в экологической обстановке, крайне не­
благоприятной для здоровья. Основные факторы загрязнения окру­
жающей среды связаны с выбросами промышленных предприятий и
автомобильного транспорта, плохой питьевой водой, загрязнением
почвы и т.д. Если учесть, что, по мнению ученых, здоровье человека
на 20% обусловлено состоянием окружающей среды, то станет по­
нятным важность решения этой проблемы.

> Следующая проблема, о которой нельзя не сказать, — это ги­
подинамия, или недостаточная физическая активность. Нам следует
более активно перенимать опыт развитых стран, где активно утвер­
ждается культ здорового образа жизни, пропагандируются занятия
физкультурой и спортом. В России же около 70% населения вообще
не занимаются физкультурой. Об остроте проблемы свидетельствует
тот факт, что распространенность гиподинамии среди школьников
достигает 80%. Неудивительно, что более 30% населения страны
имеет избыточный вес.

> Проблему гиподинамии усугубляет неправильное (несбаланси­
рованное, недостаточное или излишнее) питание, что прямо отра­
жается на здоровье человека. В результате неправильного питания
(особенно среди молодежи) резко ограничивается поступление в
организм микронутриентов (витаминов и минеральных веществ),
белков, биологически активных соединений, без которых организм
не может нормально функционировать. Об актуальности проблемы
охраны здоровья, связанной с неправильным питанием, говорит тот
факт, что прежде всего именно по этой причине в стране 30% насе­
ления имеет избыточный вес и примерно 30% — дефицит веса.


Обобщая основные причины, негативно влияющие на здоровье людей, назовем следующие факторы:

• нездоровый образ жизни (распространение вредных привычек);

• низкий уровень и низкое качество жизни значительной части
населения (низкий уровень заработной платы и пенсий; плохие
условия жизни, в том числе плохие жилищные условия; плохие
условия труда и отдыха; ухудшение качества и структуры пита­
ния и др.);

• ухудшение состояния окружающей природной среды;

• чрезмерные психоэмоциональные нагрузки;

• снижение общего уровня культуры населения, в том числе и
санитарно-гигиенической культуры.

Все названные причины обусловливают основные направления, задачи и принципы охраны здоровья человека. Прежде всего отме­тим, что к решению проблемы охраны здоровья необходим именно комплексный подход, включающий совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. Охрана здо­ровья предполагает также поддержание активной и долголетней жизни человека и предоставление ему медицинской помощи в слу­чае утраты здоровья.

Согласно современным исследованиям, здоровье человека опре­деляется следующими факторами:

• образом жизни — на 50%;

• наследственностью — на 20%;

• состоянием окружающей среды — на 20%;

• возможностями медицины и здравоохранения — на 10%.

Как видим, здоровье человека определяется прежде всего образом жизни. Поэтому формирование здорового образа жизни следует счи­тать приоритетным направлением в деле сохранения здоровья нации. Тем более, что его утверждение не требует значительных финансовых затрат.

Под «образом жизни человека» в данном случае мы понимаем поведение человека и его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Утверждение здорового образа жизни пред­полагает формирование у человека приоритетного отношения к сво­ему здоровью, ориентированного на минимизацию тех факторов, ко­торые отрицательно влияют на его здоровье. Среди основных факто­ров здорового образа жизни следует в первую очередь выделить:

• совокупность индивидуальных и общественных мероприятий,
различных видов материальной и духовной деятельности, на­
правленных на укрепление здоровья человека как биопсихо­
социального существа;


 



ю*



отказ от вредных привычек — злоупотребления алкоголем, упот­
ребления наркотиков, табакокурения и т.д.;

• систематические занятия физкультурой, рациональная двига­
тельная активность, закаливание организма и т.д.;

• рациональное полноценное питание, включающее сбаланси­
рованное количество (и хорошее качество) белков, жиров, уг­
леводов, витаминов и микроэлементов;

• высокий уровень санитарно-гигиенической культуры;

• соблюдение общечеловеческих моральных принципов и норм
поведения.

Помимо задач по утверждению здорового образа жизни необхо­димо отметить и другие, не менее актуальные проблемы охраны здо­ровья человека:

• охрана окружающей среды, создание благоприятной экологи­
ческой обстановки;

• повышение качества жизни людей, улучшение условий их тру­
да, быта и отдыха;

• создание экономических и социальных условий, способствующих
снижению распространенности негативных факторов риска;

• создание условий и вовлечение различных групп населения в
активное занятие физкультурой и спортом;

• реализация целевых программ, направленных на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• создание постоянно действующей информационно-пропаган­
дистской системы, направленной на формирование здорового
образа жизни и профилактику заболеваний, помня о том, что
болезнь легче предотвратить, чем лечить;

• реальное обеспечение населения бесплатной медицинской по­
мощью в рамках программы государственных гарантий.

Особое место в деле охраны здоровья человека должна занимать забота о состоянии здоровья молодежи как будущих родителей. В этой связи достаточно обратить внимание, по крайней мере, на два обстоятельства. Во-первых, сегодня в России только по официаль­ным данным 6 млн супружеских пар не могут иметь детей по при­чине их нездоровья. Во-вторых, примерно 20% младенцев имеют наследственные заболевания.

При рассмотрении актуальных задач охраны здоровья человека в России следует отметить, что на государственном уровне они осоз­наются достаточно отчетливо.

Так, 17 декабря 1997 г. Указом Президента Российской Федера­ции (№ 1300) была утверждена Концепция национальной безопас­ности Российской Федерации, которая определяет здоровье населе­ния основой национальной безопасности страны.


Однако, к сожалению, реализуется она пока неэффективно. Дос­таточно сказать, что в 2006 г. наша страна находилась на 127-м мес­те в мире по медицинскому обеспечению. Как показывают социоло­гические исследования, только 12% населения удовлетворены сис­темой здравоохранения в стране. Лишь 28% опрошенных ответили положительно на вопрос: «Можете ли вы и члены вашей семьи при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание?»1. К этому следует добавить, что в стране 10% всех поступающих в тор­говую сеть лекарств являются фальсифицированными. Как резуль­тат слабого внимания со стороны государства к охране здоровья че­ловека, сегодня наблюдается возрождение некоторых болезней, ко­торые в России практически были уничтожены еще в прошлом веке (туберкулез; заболевания, передающиеся половым путем).

Правда, в последнее время Президент и Правительство Россий­ской Федерации предпринимают ряд мер по укреплению здоровья населения. В частности, необходимо отметить важность и своевре­менность разработки национального проекта «Здоровье», преду­сматривающего целый ряд неотложных и приоритетных мер по со­хранению и укреплению здоровья людей.

Говоря о проблемах охраны здоровья населения в современной России, необходимо обратить внимание еще на один немаловажный момент, который часто упускают из вида. Как показала реальная жизнь, переход предприятий, особенно мелких и средних, в част­ную собственность явился тем социальным фактором, который весьма отрицательно повлиял на здоровье нации. Неблагоприятные социально-экономические условия привели к негативным измене­ниям в состоянии здоровья работников частных предприятий. Это объясняется тем, что во всех отраслях промышленности условия труда и отдыха заметно ухудшились. Вследствие этого ухудшилось здоровье работников и увеличилось число несчастных случаев на производстве.

Преодоление существующей ситуации предполагает осуществле­ние по крайней мере следующих мероприятий:

• проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья
человека;

• создание базы данных профессиональных заболеваний;

• выделение групп повышенного риска;

• проведение мероприятий по улучшению условий труда;

• совершенствование системы медико-социальной и трудовой
реабилитации.

В решении главных проблем охраны здоровья человека, в реали­зации тех задач и мер, о которых шла речь выше, особая роль при­надлежит средствам массовой информации. Они должны играть ос-

1 Аргументы и факты. — 2006. — №43.


новную роль в пропаганде здорового образа жизни. При этом соот­ветствующие программы должны быть высокопрофессиональными и талантливыми, учитывать возрастные и социальные особенности тех или иных групп населения.

Информацию о реальном здоровье населения, средствах и спо­собах его сохранения и укрепления необходимо систематически ис­пользовать для просвещения людей, создания культа здоровья в об­ществе. Нашим СМИ уже давно пора заменить господствующую сегодня парадигму «некрофилии» на противоположную ей жизнеут­верждающую парадигму — «биофилию»1.

???

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какое место занимает человек в истории Земли?

2. Назовите основные проблемы антропосоциогенеза.

3. В чем состоит отличие эволюционной теории Ч. Дарвина от
синтетической теории эволюции?

4. Каково соотношение биологического и социального в истори­
ческом развитии человека? Продолжается ли его биологиче­
ская эволюция?

5. Каково соотношение биологического и социального в инди­
видуальном развитии человека?

6. Назовите социально-этические проблемы генной инженерии
человека.

7. Дайте характеристику взаимодействия сознательного и бес­
сознательного в мотивации поведения человека.

8. Что такое коэволюция?

9. В чем суть проблемы «экология и здоровье человека»?

10. Каковы актуальные проблемы охраны здоровья человека в России?


Библиографический список

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-Пресс, 2004.

2. Дубинин Н.П. Генетика и человек. — М.: Просвещение, 1978.

3. Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности / Под ред. Ю.В. Хен. - М., 2005.

4. Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. — М.: Наука, 1985.

5. Козлова М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее. — М.: Наука, 2006.

6. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и
среда: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.

7. Мовчан В.Н. Экология человека. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун­-та, 2004.

8. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные
разломы / Избранные труды. — М.: Тайдекс Ко, 2003.

9. Общество и природная среда / Отв. ред. В.П. Гаврилов. — М.: Наука, 2006.

10.Пехов П.П. Биология с основами экологии. — М.: Наука, 2006.

 

11.Семенов ЮМ. На заре человеческой истории. — М.: Мысль,
1989.

12.Тарко A.M. Антропные изменения глобальных биосферных про­цессов. — М.: Наука, 2005.

13.Урсул А.Д., Демидов Ф.Д. Устойчивое социоприродное развитие. — М.: Наука, 2006.

14.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 2002.


1 «Биофилия» и «некрофилия» — противоположные по смыслу понятия, введенные Э. Фроммом. Его объяснение биофилии мы приводили в §10.9. Вот как Фромм объясняет, что такое некрофилия: «Некрофилия в характерологическом смысле может быть описана как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездоровому. Это страсть делать живое неживым, разрушать во имя одного лишь разрушения. Это повышенный интерес ко всему чисто механическому». (Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии: Пер. с англ. — М.: Высшая школа, 1992. — С. 10).


Заключение

В связи с тем, что главная цель учебника — сформировать у сту­дентов научное мировоззрение, авторы стремились показать совре­менную картину мироустройства в аспекте последних достижений науки, ее нынешней методологии и основных принципов познания.

Научное познание — это процесс движения от незнания к более полному знанию о предмете, системному раскрытию всеобщих свя­зей между явлениями природы, принципов их взаимодействия и развития. Процесс научного познания всегда имеет свое начало, но пока существует человечество, он не будет иметь конца. В процессе познания каждая из наук дает представление о какой-либо одной из сторон действительности. Но только на базе достижений всех наук складывается относительно объективный и системный взгляд на всю окружающую человека действительность.

Так, физика выявляет взаимосвязи между телами на трех уров­нях организации материи — на уровне микро-, макро- и мегамира. Познание человеком законов взаимодействий в микромире позво­лило использовать заключенные в нем огромные силы природы на благо человека. Однако, как свидетельствует история, односторон­ний, технократический подход к использованию этих законов, иг­норирующий нравственные принципы гуманитарной культуры, с неизбежностью ведет к негативным последствиям.

В макромире важнейшими теоретическими обобщениями вы­ступают законы сохранения. Некоторые явления в мегамире объяс­няются с позиций общей теории относительности. Эти явления по­лучили название релятивистских, поскольку они проявляются при скоростях, близких к скорости света.

Более полным представлениям о мироустройстве способствуют и современные достижения химической науки. Четыре концепту­альные системы химии позволяют понять природу возникновения и развития макромира, мира молекул и состоящих из них систем. Особенно ценные сведения об организации макромира дает эволю­ционная химия как высший уровень развития химических знаний. Достижения эволюционной химии однозначно подтверждают, что жизнь во всех ее проявлениях и многообразии форм сформирова­лась в земных условиях благодаря уникальному стечению обстоя­тельств в эволюции Вселенной.

Современные достижения биологической науки свидетельствуют о том, что биологическая эволюция есть закономерное продолжение эволюции химической. Связь добиологической и биологической эволюции заключается в появлении белков и нуклеиновых кислот


I


(РНК и ДНК), которые обеспечивают механизм реализации наслед­ственности и предшествуют образованию археклетки — первой жи­вой системы.

Биосфера, образовавшаяся 3,5—4,5 млрд лет назад, представляет собой глобальную живую суперсистему. Любое изменение связей в ней ведет к нарушению целостности ее структуры, а также отдель­ных звеньев, вплоть до выпадения некоторых из них из состава био­сферы.

Все секреты живого организма заложены природой в зиготе, об­разующейся в результате слияния женской и мужской гамет. Про­цесс развития живой материи однонаправлен — от зарождения к становлению, а затем к старению и разрушению.

Научные открытия эволюционной химии и биологии дают ос­нования утверждать о единстве живой и неживой природы. Появле­ние живой материи из неживой обусловливает полную зависимость первой от второй. Опыты, проведенные под руководством академи­ка А.И. Опарина и американского ученого С. Миллера по искусст­венному воспроизведению механизма возникновения жизни из не­живой природы, показали, что при соответствующих условиях жизнь с неизбежностью (как закономерность самой природы) может возникнуть в любом месте необъятной Вселенной. Однако такие условия природа создает чрезвычайно редко.

Кульминационной точкой в эволюции биосферы стало появле­ние на Земле человека. Пока он — ее единственное создание, кото­рое осознает себя, помнит прошлое, живет настоящим и думает о будущем. Это обстоятельство обязывает человека чрезвычайно бе­режно относиться к живой и неживой природе, с тем чтобы сохра­нить жизнь на планете Земля. Природа наградила человека разумом, и потому он как существо разумное должен нести ответственность и за свою собственную судьбу, и за все происходящее на Земле. В наши дни об этой ответственности на каждом шагу заявляет сама природа. Поэтому и бьют тревогу представители гуманитарной куль­туры о сохранении и улучшении окружающей природной среды. На­ступило время, когда каждый человек обязан осознать свою личную причастность и ответственность за сохранение биосферы как среды своего собственного обитания.

Бездумное вмешательство человека в природные процессы по­родило «неожиданную» ситуацию — начала разрушаться его собст­венная среда жизнеобеспечения. Появились такие экологические проблемы, по сравнению с которыми все другие проблемы челове­ческой цивилизации — сущий пустяк.

Смертельный приговор подпишет само себе человечество, если даже хотя бы один глобальный экологический процесс примет не­обратимый характер. У людей не останется альтернативы для выжи-


 




вания и не останется иных дел, как только вычислить сроки насту­пления «конца света». Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы не допустить необратимого разрушения и уничтожения не­живой и живой природы.

В ряду экологических проблем стоит и угроза перенаселения. С наступлением третьего тысячелетия земляне начинают резко ощу­щать недостаток полезных ископаемых. Каждый из шести с лишним миллиардов жителей планеты хотел бы иметь такие же условия жизни, какие имеют представители среднего класса в развитых стра­нах. Но на Земле для этого уже нет ресурсов.

Экологические проблемы есть «побочный» результат, обусловлен­ный внедрением научных достижений в практику, благая цель кото­рого — улучшение жизненных условий человека. Раскрытие тайн микромира показало, что использование научных открытий может нести как благо, так и зло. В частности, использование «секретов мик­ромира» в мирных целях оказалось далеко небезопасным для био­сферы. Сегодня физики ведут эксперименты по освоению термо­ядерного синтеза, то есть стремятся подчинить себе еще более мощ­ные силы природы, чем ядерные. Некоторые ученые, полагающие, что управление термоядерными процессами окончательно разрешит энергетическую проблему человечества за счет якобы неисчерпаемых ресурсов тяжелого водорода, подходят к этой проблеме только с тех­нических позиций, то есть односторонне. Однако никто не может дать гарантий о последствиях того, что еще неизведано. Вместе с тем, вмешиваясь в сложные и до конца не изученные процессы, можно вызвать необратимую деградацию биосферы.

Разумеется, научный поиск останавливать неразумно. Без науки невозможно решить ни одной серьезной проблемы. Однако настало время просчитывать каждый свой шаг и помнить о том, что ученый — это не только представитель науки, но и представитель всего челове­чества, лицо, ответственное за последствия внедрения своих науч­ных достижений.

Физики овладели силами, заключенными в атомном ядре, био­логи внедряются в генетический код живого, химики способны син­тезировать вещества с любыми заданными свойствами, человек вы­шел в открытый космос и т.д. Трудно даже предположить, что могут нового со временем создать биологи, которые уже сегодня успешно заменяют отдельные фрагменты ДНК и осуществляют клонирова­ние. Главное, чтобы эти достижения использовались исключительно во благо людей.

Точно так же и достижения гуманитарных наук могут как пода­рить человечеству новые духовно-нравственные идеалы, так и раз­рушить его сознание. Например, достижения современной психоло­гии успешно используются определенными кругами для манипули-


рования сознанием людей, превращения их в программируемых ро­ботов. В тех же целях используются философия, социология, исто­рия, социобиология и другие гуманитарные виды человеческого знания.

Развитие наук дает человеку возможность решить многие про­блемы, но статистика свидетельствует, что проблем у человечества становится не меньше, а все больше и больше. Для их решения не­обходимы огромные средства и объединение усилий ученых всего мира. Пока такая задача практически неразрешима из-за политиче­ских мотивов, но остается возможность объединения ученого сооб­щества на концептуальной основе: «Не навреди человечеству!», а в конечном счете — «Не навреди самому себе!»

Попытка способствовать решению этой задачи предпринята в представленном учебнике. На базе достижений современных наук показано, что человеческая жизнь представляет собой высший про­дукт развития природы в пределах обозримой части Вселенной.

Человеческая жизнь насколько уникальна, настолько и уязвима. Ее сохранение и продолжение во многом, если не во всем, зависит от осознания людьми, прежде всего учеными, ответственности пе­ред человечеством за все негативные последствия, которые могут принести научные открытия. В то же время только наука способна помочь людям разрешить глобальные и иные проблемы. Поэтому ученые, занимаясь наукой, должны в первую очередь осуществлять гуманитарную экспертизу открытий, внедрять идеалы гуманизма в жизнь всего общества и мировоззрение отдельного человека. Необ­ходимо в первую очередь объяснить человечеству истинную сущ­ность всех проблем, стоящих перед ним, которых накопилось так много, что они грозят катастрофой.

Нам хотелось помочь студентам увидеть научно-мировоззрен­ческие ориентиры, осознать свою личную причастность к делам всего человечества и собственную роль в судьбах нашей планеты.



важнейшие термины и понятия

АБСОЛЮТНОЕ — безусловное по своей сущности и безотноси­тельное к чему-то внешнему (например, абсолютное пространство и время в классической механике И. Ньютона).

АДСОРБЦИЯ — поглощение вещества из газовой или жидкой среды поверхностным слоем твердого тела (адсорбента) или жидкости.

АНАЛИЗ — познавательная процедура мысленного (или реаль­ного) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений. Анализ тесно связан с противоположным по направлению методом — синтезом.

АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека.

АНТРОПОГЕНЕТИКА — генетика человека.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos — человек и греч. logos — понятие, мысль, разум, учение) — наука о происхождении и эволю­ции человека и его рас.

АНТРОПОИДЫ (от греч. anthropoeides — человекообразный) — человекообразные обезьяны.

АТОМ — структурный элемент микромира, состоящий из ядра и электронной оболочки.

БАКТЕРИИ (от греч. bakterion — палочка) — микроскопиче­ские, преимущественно одноклеточные организмы.

БЕЛКИ — высокомолекулярные органические вещества, со­стоящие из аминокислот и составляющие основу жизнедеятельно­сти всех организмов.

БИОЛОГИЯ (от греч. bios — жизнь и греч. logos — учение) — совокупность наук о живой природе.

БИОСФЕРА (от греч. bios — жизнь и греч. sphaira — шар) — об­ласть активной жизни, в которой живые организмы и среда их оби­тания органически взаимосвязаны и образуют целостную динамиче­скую систему.

БЛИЗКОДЕЙСТВИЕ — передача взаимодействия от тела к телу, от точки к точке с конечной скоростью.


В

ВАКУУМ (от лат. vacuum — пустота) — особое состояние элек­тромагнитного поля при отсутствии возбуждения.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus — истинный и лат. facio — делаю) — проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувст­венными данными, экспериментом.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ — теоретически вычисленные элементарные частицы, непрерывно возникающие и исчезающие в очень короткие промежутки времени.

ВИРУС (от лат. vims — яд) — мельчайшие неклеточные части­цы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белко­вой оболочки. Резко отличаются от других форм жизни, являются внутриклеточными паразитами.

ВОЛНЫ МАТЕРИИ — понятие, введенное французским физи­ком Луи де Бройлем для обозначения волновых свойств материаль­ных частиц.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ — теория, согласно которой Солнце явля­ется центральным телом Солнечной системы, вокруг которого об­ращаются планеты.

ГЕН (от греч. genes — рождающий) — наследственный фактор живого, функционально неделимая единица наследственной ин­формации. По химическому составу гены относятся к нуклеиновым кислотам (ДНК и РНК). Совокупность генов данного организма составляет его генотип.

ГЕНЕЗИС (от греч. genesis — происхождение, возникновение) — процесс образования и становления какого-либо природного или социального явления.

ГЕНОМ — совокупность генов, содержащихся в одинарном на­боре хромосом данной животной или растительной клетки.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА — земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - учение, согласно ко­торому географическая среда оказывает решающее воздействие на развитие общества.

ГЕОПОЛИТИКА — политическая концепция, исходящая из признания в качестве главного географического фактора жизни об­щества: пространственного положения страны, климата, природных ресурсов и т.д.

ГЕОЦЕНТРИЗМ — теория, указывающая на центральное положе­ние Земли во Вселенной (например, теория Аристотеля—Птолемея).

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - представление о всеоб­щем характере эволюции во Вселенной, подтверждаемое теорией


Большого взрыва и неравновесной термодинамикой в физике, кон­цепциями предбиологической эволюции в химии, учением о дрейфе континентов в геологии, эволюционной генетикой и биологией, а также другими теоретическими построениями.

д

ДАЛЬНОДЕЙСТВИЕ — представление, согласно которому дей­ствие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на сколь угодно большие расстояния.

ДЕДУКЦИЯ — способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. Дедуктивный метод мо­жет давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок (постулатов, аксиом и проч.) и соблюдении правил логического вывода. Дедукция тесно связана с противоположным по направлению методом — индукцией.

ДИСКРЕТНОСТЬ (от лат. discretus — разделенный, прерыви­стый) — прерывность; противопоставляется непрерывности.

ДИФРАКЦИЯ (от лат. diffractus — разломанный) — отклонения волн, возникающие при их распространении в неоднородных средах.

ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes — хорошего рода) — учение о на­следственном здоровье человека и путях его улучшения, а также о возможных методах влияния на эволюцию человечества для совер­шенствования его биологической природы.

ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА — среда обитания человека, вклю­чающая неживую и живую природу.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — система наук о природе.

Ж

ЖИВАЯ МАТЕРИЯ — совокупность организмов, отличающихся от неживых систем рядом признаков, таких, как обмен веществ, размножение, развитие на основе передачи наследственной инфор­мации и естественного отбора. Живая материя тесно связана с не­живой.

ЗАКОН — необходимая, существенная, повторяющаяся, устой­чивая связь между явлениями, предметами или их свойствами. Вскрываемые наукой законы природы представляют собой объек­тивные характеристики изучаемой реальности. В то же время фор­мулировки законов выражают достигнутый на настоящий момент уровень знаний.


И

ИЗОТРОПНОСТЬ (от изо... и греч. tropos — поворот, направле­ние) — независимость свойств физических объектов от направле­ния; например, изотропность пространства.

ИНВАРИАНТНОСТЬ (от лат. invarians — неизменяющийся) — неизменность какой-либо величины при изменении физических условий или преобразовании координат.

ИНДУКЦИЯ — способ рассуждения или метод получения зна­ния, при котором общий вывод делается на основе обобщения ча­стных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи довольно редки. Не­возможность учесть все явления данного класса заставляет исполь­зовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — чередование темных и светлых полос спектра при наложении волн в противоположных фазах.

К

КАТАЛИЗ — изменение скорости химической реакции при уча­стии катализатора (вещества, ускоряющего ее).

КВАНТ — понятие, введенное М. Планком для обозначения элементарной дискретной порции энергии.

КВАРК — теоретически вычисленная элементарная частица с дробным электрическим зарядом.

КЛЕТКА — элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов.

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ (от греч. continuum — непрерывное) — непрерывность; например, непрерывная совокупность всех точек отрезка.

КОНТИНУУМ — непрерывное, связанное, целостное единство точек, чисел или физических величин.

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система) — оп­ределенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; система взглядов, объясняющих их.

КОРПУСКУЛА (от лат. corpusculum — частица) — частица в классической (неквантовой) физике.

КОСМОГОНИЯ (от греч. kosmogonid) — учение о происхожде­нии и эволюции космических тел и их систем.

КОСМОЛОГИЯ — учение о Вселенной как целом, основанное на исследовании той ее части, которая доступна для астрономиче­ских наблюдений и других способов ее изучения.

КОСМОС (от греч. kosmos) — синоним астрономического опре­деления Вселенной. Выделяют так называемый ближний космос,


исследуемый с помощью космических аппаратов и межпланетных станций, и дальний космос — мир звезд и галактик.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение) — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; характерен для теисти­ческих религий — иудаизма, христианства, ислама.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, развитие) — исторически определенный уровень развития общества и человека, его познавательных и творческих способно­стей, а также его воздействия на природу. В широком смысле слова культура — это все, что в отличие от данного природой создано че­ловеком. В более узком смысле слова можно выделить материаль­ную и духовную культуру, социальную, политическую и правовую культуру, культуру деятельности и общественных отношений людей, культуру их межличностного общения. Естественно-научная культура есть научное осмысление природных процессов и использование данных естествознания в практической деятельности. Гуманитарная культура — это осмысление общественных явлений в понятиях, ху­дожественных и религиозных образах и т.д., их отражение в науках об обществе и человеке, в искусстве, морали, религии и других формах общественного сознания, а также практической деятельно­сти людей.

М

МЕТАНОКОККИ — группа живых организмов, занимающая промежуточное положение между прокариотами и эукариотами. Две трети генов метанококков не похожи на гены прокариотов и эука-риотов. Из оставшейся трети генов часть напоминает гены прока­риотов, а часть — эукариотов.

МЕТОД — совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой изучаемого объекта. Различают методы конкретно-научные, применяемые в отдельных науках, и общенаучные, используемые во всех областях знания. К первым относятся, например, спектральный анализ, хро­матография и др.; ко вторым — анализ и синтез, индукция и дедук­ция и т.д.

Н

НАУКА — система знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития; наука как социальный институт есть сфера деятельности людей, в которой вырабатываются и систематизируются научные знания о явлениях природы и общества.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — радикальное изменение всех эле­ментов научного знания (методов, теорий, норм и идеалов научности


и т.д.), приводящее к смене научной картины мира. Таких четко фиксируемых смен научных картин мира, т.е. научных революций, в истории науки принято выделять три: аристотелевскую, ньютоновскую и эйнштейновскую. Эти революции разбивают историю науки на три больших периода: доклассический (VI в. до н. э. — XVI в. н. э.), классический (XVII—XIX вв.) и неклассический (XX в.).

НЕЕВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ — геометрия, отличная от евк­лидовой, описывающая поверхности, обладающие кривизной (на­пример, геометрия Лобачевского, геометрия Римана).

НЕЙТРОН — электрически нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.

НЕЛИНЕЙНОСТЬ — понятие, обозначающее процессы, опи­сываемые нелинейными уравнениями. В математическом смысле — уравнения, содержащие искомые величины в степенях, большие единицы, которые могут иметь несколько качественно различных решений. В более общем плане понятие нелинейности используется для указания на многовариантность, альтернативность и необрати­мость возможных путей эволюции сложных самоорганизующихся систем.

НООСФЕРА — сфера разума, область активного проявления на­учной мысли как главного фактора воздействия человека на окру­жающий мир.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (метаболизм) — совокупность всех химиче­ских изменений и всех видов превращения веществ и энергии в ор­ганизмах, обеспечивающих их развитие, жизнедеятельность и само­воспроизведение, а также связь с окружающей средой и адаптацию к изменениям внешних условий.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система наук об обществе.

ОКЕАНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ — система взглядов, соглас­но которой развитие человеческого общества определяется в первую очередь освоением водных ресурсов и путей сообщения (речных, морских, океанических). Сформулирована и обоснована русским ученым Л.И. Мечниковым.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА — явление более широкое, чем гео­графическая среда; включает, помимо поверхности земли и ее недр, часть Солнечной системы, попадаемой в сферу деятельности чело­века, а также материальный мир, созданный человеком.

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, ontos — сущее и генез) — индивиду­альное развитие растения или животного, охватывающее все изме­нения, происходящие с ним от момента зарождения до окончания жизни. Онтогенез следует рассматривать в единстве с историческим развитием рода или вида (филогенезом).


п

ПАРАДИГМА — понятие современной науки, введенное амери­канским ученым Т. Куном и означающее особый способ организа­ции научного знания, задающий то или иное видение мира и соот­ветственно образцы или модели постановки и решения исследова­тельских задач. К парадигмам в истории науки относят аристотелев­скую динамику, ньютоновскую механику и т.д. Смена парадигмы рассматривается как научная революция.

ПРОКАРИОТЫ (от лат. pro — вперед и греч. karyon — ядро) — организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром и ти­пичным хромосомным аппаратом. К прокариотам относятся бакте­рии, сине-зеленые водоросли, риккетсии, микоплазмы.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ - цело­стное, непрерывное единство пространственных и временных коор­динат.

ПРОТОН — положительно заряженная частица, входящая в со­став ядра атома.

СИНЕРГЕТИКА — теория самоорганизации. Возникшее в 1970-е гг. междисциплинарное научное направление (И.Р. Пригожий, Г. Ха-кен и др.), занятое поиском общих принципов самоорганизации систем самой различной природы (физических, биологических, со­циальных и т.д.). Под самоорганизацией в синергетике понимают процессы спонтанного перехода открытых неравновесных систем от менее к более упорядоченным формам организации (переход от хаоса к порядку). Указывается, что развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность); подчеркивается нелинейный характер развития большинства извест

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.