Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И МАТЕМАТИКА



С

овременный этап развития математики характеризуется усиленным проникновением ее методов в различные области естествознания, или, как принято говорить, происходит математизация естественно­научного знания. Ученые объясняют это разными причинами, напри­мер уровнем развития конкретных наук, требующим привлечения ма­тематического аппарата; расширением границ самой математики; раз­витием кибернетики и вычислительной техники и др. Математика как универсальный научный язык позволяет точно и лаконично отображать конкретные научные утверждения.

На сегодняшний день частные естественные науки математизированы в разной степени: физика и химия в большей, биология в меньшей. Био­логические явления, будучи весьма сложными по своей структуре, го­раздо труднее поддаются математическому описанию, однако ученые постоянно концентрируют свои усилия на решении данной проблемы.

4.1. Математика как наука, ее становление и развитие. Изменение предмета математики в процессе ее исторического развития

Математика (греч. mathematike, от mathema — знание, наука) — это наука о количественных отношениях и пространственных фор­мах действительного мира. Такова «чистая» математика.

□ Математика — универсальная наука

Всякая математическая теория есть обобщение. Она дает возмож­ность решать большое число различных задач. Сила математики — в ее отвлеченности от частных, специфических свойств предметов и явлений. Именно это обстоятельство делает ее универсальной, при­годной для решения конкретных задач в любой сфере природы и общества. Выдающийся русский математик П.Л. Чебышев (1821— 1894) отмечал, что всякое соотношение между математическими символами соответствует соотношению между реальными вещами, а математическое рассуждение равнозначно эксперименту безуко­ризненной точности, повторенному неограниченное число раз, и


должно приводить к логически и материально безошибочным вы­водам. Таким образом, математические отвлечения направлены на разрешение конкретных вопросов практической деятельности чело­века. Встает вопрос: «Каким же образом математические отвлече­ния способствуют решению какой-то конкретной задачи?»

К примеру, мы доказали теорему Пифагора о том, что сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату его гипотенузы:

А2 + В2= С2.

Знание приведенного выше равенства — это отвлеченное знание. Оно необходимо, чтобы находить определенный, конкретный ответ в задачах вычисления длин сторон прямоугольного треугольника. Вспомним формулу разности квадратов двух чисел:

а2 - Ь2 = (а + Ь)(а - Ь).

Эта формула в приведенном виде имеет отвлеченный математи­ческий смысл, однако в ходе практического применения наполня­ется конкретным содержанием. Предположим, что нам необходимо устно перемножить два числа, например 46 и 34. На основе приве­денной формулы данное математическое действие можно предста­вить в конкретном виде:

(40 + 6) • (40 - 6) = 402 - б2 = 1600 - 36 = 1564.

Получаем конкретный ответ — 1564.

Даже на одном этом примере очевидна связь отвлеченных мате­матических понятий с конкретными знаниями — на их основе по­строены все вычисления, способы и приемы рационального, упро­щенного решения тех или иных задач.

Математика, как и всякая наука, имеет свою историю развития. В ее периодизации принято выделять четыре основных периода:

1) период зарождения математики;

2) период математики постоянных величин;

3) период математики переменных величин;

4) период математики переменных отношений (современная ма­
тематика).

□ первый период

Для первого периода характерно формирование понятий «чис­ло» и «фигура», возникновение зачатков арифметики и геометрии, выработка приемов арифметических действий над натуральными числами. Однако на рубеже VI—V вв. до н. э. математики древно­сти, считая и измеряя объекты, уже отвлекались от их конкретной качественной природы.

В этот период древнегреческий философ, религиозный и поли­тический деятель Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) обосновал ре-


лигиозно-философское учение, получившее название пифагореизма. Его представители исходили из представления о числе как об осно­ве всего сущего. По их представлениям, числовые соотношения — источник гармонии Космоса, структура которого мыслилась как физико-геометрическо-акустическое единство. Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии и акустики того времени.

□ Второй период

С этого времени (VI—V вв. до н. э.) можно говорить о втором периоде развития математики. Возникло понимание самостоятель­ного положения математики как особой науки, имеющей свой пред­мет (число и фигура). Заканчивается данный период к началу XVII в.

Сравнивая начальные периоды развития математики, можно отметить, что для первого было характерно эмпирическое обосно­вание положений арифметики и геометрии, для второго — проник­новение в математику отвлеченных рассуждений. Сохранившиеся тексты Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии свиде­тельствуют о том, что математика этого периода располагает зна­ниями, имеющими выводной характер. Например, в Древнем Егип­те был известен способ нахождения объема усеченной пирамиды, а его нельзя получить эмпирически. Уже тогда были выработаны не­которые общие приемы, применяемые к однородным числовым задачам.

Древнегреческие математики пифагорейской школы еще в VI— V вв. до н. э. уделяли большое внимание логической доказательности математических построений, предпринимая попытки расположить цепь математических доказательств в определенной последователь­ности. Этот метод, получивший название «дедуктивного», развили Евклид и Архимед (ок. 287—212 до н. э.). Следует подчеркнуть, что их понятие доказательства ничем существенно не отличается от аналогичного понятия сегодня.

Как наука, математика окончательно сложилась только тогда, когда в ней начали систематически применяться логические доказа­тельства, когда ее положения стали устанавливаться в общем виде, выводиться не только путем непосредственных измерений, но и при помощи умозаключений.

Характерно, что математика этого периода строится чаще всего не только на основе дедуктивного, но и аксиоматического метода. Под аксиоматическим методом понимается такое построение опре­деленной научной дисциплины, когда ряд ее положений (аксиом) принимается без доказательства, а все остальные положения (тео­ремы) строго выводятся из аксиом по заранее фиксированным ло­гическим законам или правилам. И в наше время этот метод широ-


ко применяется в различных науках (математике, физике, химии, биологии и т.д.).

Образцом аксиоматического построения геометрии и арифмети­ки были «Начала Евклида» (III в. до н. э.). Несмотря на то, что гео­метрия Евклида была далека от совершенства, заслуга ее автора, разработавшего аксиоматический метод и применившего его к гео­метрии и арифметике, неоспорима.

Еще одним достижением второго периода развития математики явилось создание алгебры. Возникновение и развитие алгебры озна­чало переход на новую ступень абстракции: математики стали от­влекаться не только от качественных свойств предметов, как это имело место при введении понятия числа, но и от количественного значения символов чисел. Например, если число 5 выражает общее свойство любых предметов быть в числе пяти, отвлекаясь от кон­кретной качественной природы объектов, то применение символов а, Ь, с, .... позволило отвлечься и от конкретного количественного содер­жания чисел. Ведь символ «а» может означать и 2, и 5, и 10, и т.д.

□ Третий период

Третий период (середина XVII—XIX вв.) связан с дальнейшим расширением круга изучаемых количественных отношений и про­странственных форм. Математика теперь уже не ограничивается числами и геометрическими фигурами, она отражает идеи непрерыв­ности и движения. На первый план выдвигается понятие функции.

Возникновение аналитической геометрии означало открытие универсального метода перевода вопросов геометрии на язык алгебры и анализа. Геометрия на некоторый период оказалась в подчинен­ном положении. Арифметику, алгебру и анализ с теорией функций стали рассматривать как части «чистой» математики, в качестве предмета которой понимали числа, величины и зависимости между ними. Геометрию же стали рассматривать как «прикладную» мате­матику, применявшую результаты «чистой».

Появление и развитие дифференциального исчисления имело ог­ромное преимущество, так как дифференциальные выражения с самого начала служили в качестве оперативных формул для нахож­дения реальных эквивалентов.

□ четвертый период

Середину XIX в. принято считать началом четвертого периода — периода современной математики. С этого момента математическая теория стала настолько абстрактной, что перешагнула за пределы классической концепции математики, рассматривающей в качестве своего предмета числа и фигуры. Новые понятия и идеи привели к


тому, что классическая концепция, хотя и продолжала официально признаваться большинством ученых, постепенно все более вступала в противоречие с действительным состоянием науки. Это противо­речие до поры до времени еще удавалось разрешить путем отыска­ния соответствующих интерпретаций (или моделей) в других разде­лах математики.

В XIX—XX вв. возросла потребность в применении математиче­ского аппарата для описания новых теорий, создаваемых физиками, химиками, биологами и т.д. Если, например, до этого времени для описания механических явлений было достаточно приложений ма­тематического анализа, то с возникновением электродинамики, тео­рии магнетизма потребовались новые математические идеи. В соот­ветствии с этим в математической науке появились новые понятия. Так, например, в алгебре к таким понятиям следует отнести мнимо­сти Галуа, идеальные числа Куммера, векторы, кватернионы, и-мер-ные пространства, поливекторы, тензоры, булеву алгебру и т.д.

Наглядно видно, как с развитием математики изменяется ее предмет. Происходит его усложнение — от изучения постоянных ве­личин к изучению переменных величин и переменных отношений.

4.2. Объективные предпосылки математизации естественно-научного знания

Как известно, естествознание включает в себя ряд частных на­ук, получивших такое название потому, что в отличие от естество­знания они изучают лишь какую-то часть или какую-то отдельную область окружающего нас мира (физика, химия, биология и т.д.). Частные естественные науки взаимопроникаемы. На их стыке рож­даются новые науки, например физикохимия, астрофизика, биохи­мия и т.д. В определенном смысле математику также следует отнести к частным наукам. Ее прикладные области сегодня весьма обширны. Наблюдается активное проникновение математических методов в различные разделы научного знания, т.е. его математизация. Среди причин, обусловливающих математизацию естествознания, можно назвать, например, возрастающий уровень развития частных наук, который порождает необходимость в привлечении математического аппарата и расширении границ самой математики, развитие киберне­тики, вычислительной техники и др.

При этом общеизвестно, что каких-либо частнонаучных зако­нов, сфера действия которых выходила бы за рамки той или иной частной науки, не существует. Беспредельность сферы действия при­знается лишь за философскими обобщениями. Возникает вопрос: «Правомерны ли представления о математизации различных отрас-


лей естественно-научного знания, если сама математика является в известном смысле частной наукой?»

Как считают ученые, ответ на этот вопрос кроется в самом предмете математики, который и определяет ее проникновение в различные отрасли научного знания. Уяснение сферы действия ма­тематических законов зависит прежде всего от понимания количе­ства и качества как объективных определенностей явлений и объек­тов существующего мира, взаимосвязи в них количества и качества посредством меры.

Смысл этих понятий был установлен еще Г. Гегелем (1770—1831). Однако распространено довольно узкое понимание количества, со­гласно которому данное понятие сводят к числовым характеристи­кам предметов, их пространственным размерам или объему. На са­мом деле количество представляет собой такую определенность объекта, изменение которой в известных пределах не вызывает пре­вращения данного объекта в другой объект. Это определение коли­чества будет справедливо для любого явления, процесса или вообще для какой-либо стороны материального мира. Качество — это тоже определенность объекта, но определенность другого рода: ее изме­нение вызывает превращение данного объекта в другой объект.

Любому материальному объекту присуще неисчерпаемое мно­жество количественных и качественных определенностей. При этом любое качество проявляется через бесконечное множество свойств, каждое из которых представляет собой не что иное, как количест­венную градацию того или иного качества. Количество и качество объекта существуют в неразрывном единстве, выражающемся в фи­лософии посредством понятия «меры». Количество проявляется через неисчерпаемое множество форм. Одни из них являются все­общими, другие — частными или характерными лишь для ограни­ченной области материального мира.

Математика имеет дело и с теми и с другими формами. Это оз­начает, что некоторые математические законы по сфере своего при­менения выступают как всеобщие. Эта всеобщность как раз и явля­ется основой процесса математизации научного знания, причина которой существует объективно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.