Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ



Концепции

Современного

Естествознания

Под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова

Четвертое издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

Юн и т и

UNITY

Москва . 2008


УДК 50(075.8) ББК 20я73-1 К65


Введение


 


Рецензенты: кафедра социальной и политической философии

Московского гуманитарного университета

(зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. А.Э. Воскобойников);

д-р филос. наук проф. ГЛ. Иконникова

и д-р техн. наук проф. В. С. Торопцов

Главный редактор издательства

кандидат юридических наук, доктор экономических наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Н.Д. Эриашвили

Концепциисовременного естествознания: учебник для сту-К65дентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 — 319 с. I. Лавриненко, Владимир Николаевич, ред.

ISBN 978-5-238-01225-4 Агентство CIP РГБ

Предыдущие издания (ЮНИТИ, 1997, 1999, 2003) подтвердили акту­альность этого учебного курса и возможность достижения главной цели — помочь студентам вузов (экономических и гуманитарных) овладеть совре­менной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое це­лое гуманитарную и естественно-научную культуры, сформировать у бу­дущих специалистов естественно-научный способ мышления, целостное мировоззрение.

Учебник призван способствовать более эффективному усвоению кур­са и осознанию студентами фундаментальных принципов и закономерно­стей развития природы — от микромира до Вселенной.

ББК 20я73-1

ISBN 978-5-238-01225-4

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 1997, 1999, 2003, 2007

Воспроизведение всей книги или любой ее час­ти любыми средствами или в какой-либо фор­ме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2007


Настоящий учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания», разработанной с учетом его требований.

Учебник предназначен для студентов вузов, а также для всех интере­сующихся вопросами современного естествознания и естественно-науч­ной картиной мира. Главная цель учебника — помочь студентам эконо­мических и гуманитарных вузов овладеть современной естественно­научной картиной мира, синтезировать в единое целое достижения гума­нитарной и естественно-научной культур.

Усвоение, пусть даже и в самом общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естествознании, позволит сформировать у будущих специалистов естественно-научный способ мышления, навыки критического осмысления действительно­сти, целостное мировоззрение, что поможет им лучше овладеть избран­ной профессией. Поскольку многие методы исследования современно­го естествознания приобрели статус общенаучных и широко использу­ются в общественных и гуманитарных науках, познание основ эволю­ционного, системного, синергетического, антропного и некоторых дру­гих принципов исследования будет способствовать более эффективному изучению этих наук.

Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обу­словлена также и тем, что в последнее время в нашей стране получили достаточно широкое распространение различные виды иррационального знания — астрология, магия, эзотерика, мистицизм, спиритизм. Посте­пенно они вытесняют на периферию общественного сознания естествен­но-научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения.

Представители современной паранауки настойчиво призывают ис­пользовать любые псевдонаучные учения и теории, лишь бы они оказа­ли соответствующее воздействие на общество. Многие из них полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе ничуть не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, по сущест­ву, за безграничный мировоззренческий плюрализм. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение методов естественно-научного познания и основанного на нем мировоззрения.

Только люди, обладающие научным мировоззрением, могут успеш­но противостоять, с одной стороны, догматическому мышлению, а с другой — интеллектуальному анархизму, который находит наиболее полное теоретическое выражение в философских концепциях постмо­дернизма и постпозитивистской философии науки. Так, один из видных представителей постпозитивизма, американский философ П.К. Фейера-бенд, отстаивая теоретический и методологический плюрализм, оценива­ет современную науку с позиций «анархистской критики». Подобная


критика направлена на утверждение анархистской эпистемологии, одна из центральных идей которой состоит в том, чтобы уравнять науку с религией, мифом, магией и т.п.

Конечно, подлинная наука, как и все рациональное знание, несо­вместима с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно воздействуют на сознание современного человека. Игнорирование на­учного миропонимания может повлечь за собой опасные последствия, и эта опасность увеличивается во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить инквизи­ция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому нейтральное отношение сторон­ников науки и научного мировоззрения к псевдонауке — позиция, без­условно, опасная, которая может повлечь за собой победу иррацио­нального знания над научным мировоззрением.

Курс «Концепции современного естествознания» должен способство­вать формированию у студентов подлинно научного мировоззрения и осознанию ими имманентных принципов и закономерностей развития природы — от микромира до Вселенной и Человека. Речь идет об усвое­нии основных концепций в области физики, химии, биологии и других естественных наук, получении представлений о важнейших школах и направлениях современного естествознания.

В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосно­вывать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональ­ных задач, используя современные научные методы исследования.

Такому пониманию целей и задач нового курса авторы стремились подчинить методологию и методику изложения материала, структуру учебника и его содержание.

Методологической основой курса является эволюционно-синерге-тическая парадигма, выдвигающаяся в настоящее время на передний план научного познания. Ее содержание предполагает органическое соединение принципов универсального эволюционизма и системной самоорганизации при рассмотрении любых явлений и процессов мате­риального мира. Блестящее подтверждение эффективности использова­ния подобного метода дано в работах В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена, И.Р. Пригожина, Г. Хакена и других выдающихся ученых. Усвоение данного метода поможет студентам наилучшим образом ос­мыслить диалектику развивающегося мира как единой целостной сис­темы и приобрести навыки системного анализа.

Авторы стремились раскрыть концепции и проблемы современного естествознания на основе синтеза естествознания, философии и общест­венных наук, ибо только таким образом можно показать единство и мно­гообразие мира и сформировать у студентов целостное мировоззрение. При необходимости авторы использовали научно-исторический и фи­лософский подходы к анализу рассматриваемых проблем, старались показать не только результаты их решения, но и те пути в развитии познания, которые к ним привели.


При написании учебника авторы стремились осветить влияние со­циокультурных условий на развитие естественных наук, что очень важно в частности, для понимания актуальности многих проблем естествозна­ния, значения их решения для совершенствования общества.

Естествознание, как и любая другая наука, носит во многом плюрали­стический характер, поскольку искать окончательные истины и исполь­зовать сугубо категорические суждения в науке — дело не только бес­полезное, но и вредное. Поэтому авторы учебника, с одной стороны, стремились отразить объективные основания и закономерности разви­вающегося мира, а с другой — показать незавершенность и открытость процесса научного познания.

В соответствии с отмеченными методологическими и методически­ми принципами раскрывается и содержание курса. Его изложение на­чинается с объяснения специфики и единства естественно-научной и гуманитарной культур как двух взаимосвязанных компонентов единой культуры.

Далее рассматривается научный метод исследования, дается харак­теристика современного естествознания, закономерностей его развития. Большое внимание уделяется научному методу познания, причем ак­цент сделан на объяснение принципиальных особенностей современ­ной естественно-научной картины мира.

Учитывая все возрастающее значение в развитии современного ес­тествознания математики, четвертое издание учебника дополнено но-* вой главой «Естествознание и математика». В ней рассматриваются во­просы становления и развития математики как науки; объективные предпосылки математизации естественно-научного знания; место и роль математики в развитии естественных наук.

Особое внимание в учебнике уделено структурным уровням органи­зации материи. При этом изложение строится таким образом чтобы наиболее полно раскрыть единство микро-, макро- и мегамира и тем самым подчеркнуть принцип универсального эволюционизма, дейст­вующий во Вселенной.

Естественно-научную картину мира нельзя представить без объяс­нения таких его атрибутов, как пространство и время. Этому посвящен специальный раздел, из которого студенты узнают содержание научных понятий пространства и времени, универсальные свойства и специфи­ческие качества физического пространства и времени на различных структурных уровнях организации материи. Здесь же говорится об осо­бенностях биологического, психологического и социального простран­ства-времени.

В работе рассматриваются также химическая и биологическая фор­мы организации материи. Знакомство с современными концепциями химии и биологии поможет студентам понять, как из простых форм организации материи возникают более сложные и как в конечном счете из неживого возникает сама жизнь. С этим непосредственно связана и общая теория химической эволюции и биогенеза, которая помогает решать в комплексе вопросы движущих сил и механизмов эволюцион­ного процесса.'


Глава «Биосфера. Ноосфера. Человек» в значительной степени но­сит обобщающий характер и призвана раскрыть место и роль человека в общем процессе универсальной эволюции, показать «феномен чело­века» как результат этого процесса. При рассмотрении современных экологических проблем раскрывается идея единства человека и космо­са, а естественно-научный и философский виды анализа осуществля­ются во взаимосвязи.

Логическим завершением изложения курса служит тема, посвящен­ная рассмотрению человека как предмета естественно-научного позна­ния. Это одна из тех тем, в которой многие вопросы и сегодня остают­ся спорными. Но авторы не обходят их стороной и в каждом конкрет­ном случае выражают свое отношение к рассматриваемой проблеме, стремясь дать необходимую аргументацию pro et contra той или иной точки зрения. Учитывая важность и злободневность рассмотрения во­просов здоровья человека в нашей стране, данная тема дополнена пара­графом «Актуальные проблемы охраны здоровья человека в России».

К сказанному следует добавить, что авторы стремились к достаточ­ной простоте изложения материала, хотя во многих случаях сделать это было совсем не просто из-за сложности рассматриваемых проблем.

Четвертое издание учебника доработано с учетом последних дости­жений в различных областях естественных наук. В то же время необхо­димо отметить, что работа над учебником будет продолжаться с тем, чтобы в каждом последующем издании отразить новейшие достижения естествознания.

Авторы будут благодарны читателям, прежде всего представителям научно-педагогической общественности, которые выскажут свои заме­чания и пожелания по улучшению учебника.

Учебник подготовлен коллективом авторов:

д-р филос. наук, проф. В.Н. Лавриненко (гл. 10)

д-р филос. наук, проф. В.П. Ратников (введение, гл. 10)

канд. пед. наук, доц. В.Д. Голичев (гл. 4)

канд. филос. наук, доц. В.Ф. Голубь (гл. 7, заключение)

канд. филос. наук, доц. Ю.И. Зельников (гл. 9)

д-р филос. наук, проф. В.И. Колядко (гл. 6)

канд. ист. наук, проф. Э.В. Островский (гл. 8)

канд. филос. наук, проф. Л.Г. Титова (гл. 6)

канд. филос. наук, проф. Л.И. Чернышева (гл. 5)

канд. филос. наук, проф. В.В. Юдин (гл. 1—3).


ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Б

ольшинство из нас уже в школьные годы обнаруживают в себе неко­торую предрасположенность, склонность к дисциплинам гуманитар­ного либо естественно-научного цикла. Любопытно, что речь при этом идет не об отдельных «любимых предметах», а о целых «блоках» учебных дисциплин. Если кому-то нравится история, то можно почти наверняка утверждать, что не останутся без внимания также и литература, языки и прочие гуманитарные предметы. И наоборот, если человек проявляет способности в области математики, то, как правило, он неплохо разбира­ется в физике, космологии и т.д.

Для отдельного человека вопрос различения гуманитаристики и натура-листики (от лат. humanitas — человеческая природа и natura — природа, соответственно) выражается, главным образом, в проблеме выбора рода занятий, профессии, формирования культурных навыков и привычек. Для общества в целом проблема выбора, разумеется, отсутствует; но есть проблема совмещения, взаимосогласованности и гармонизации ценностей двух типов культур — естественно-научной и гуманитарной. Попробуем разобраться в содержании данной проблемы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.