Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



Успешное изучение курса студентами, обучающимися заочно, зависит от умелой организации самостоятельной работы и систематических занятий по заранее составленному графику.

Для студентов обязательно выполнение письменных работ и решение задач к практическим занятиям (семинарам) в соответствии с учебным планом вуза.

Для эффективности первого семинарского занятия по граж­данскому процессу требуется особо тщательная, кропотливая и творческая подготовка преподавателя к его про­ведению с тем, чтобы пробудить интерес к научной дисципли­не у студентов.

Хорошо продуманными и правильно заданными вопросами на практическом занятии необходимо заставить работать самих студентов. Следует исходить из того положения, что многие из участни­ков семинара уже в той или иной форме встречались с элемен­тами гражданского процесса. Поэтому постановкой вопросов следует выяснить представ­ления студентов о суде, правосудии, судебной реформе, граж­данских делах, причинах гражданско-правовых споров, о фор­мах защиты права и т.д.

Интересным методом работы на первом семинарском заня­тии является ознакомление студентов с конкретными граждан­скими делами.

Другим приемом, способствующим активизации студентов при проведении семинарских занятий, является использование и составление в ходе занятия графических схем по рассматриваемой теме или отдельному вопросу.

Составление графических схем по каждой из тем курса и по отдельным изучаемым вопросам, призвано разнообразить учебный процесс и ввести в него тренирующие, инновационные ориентации на углубленное изучение предмета. Данный методический прием укладывается и в систему непрерывного контроля и самоконтроля за знаниями.

Он призван - активизировать творческих потенциал обучаемого;

n способствовать познанию собственных способностей обучаемого;

n предоставить обучаемому новые познания и навыки.

При использовании данного метода возрастает нагрузка на преподавателя. Он должен стимулировать учебу слушателя, через формирование новых заданий и вопросов, хорошо представлять, что нужно отразить в графической схеме и при необходимости быть готовым к появлению неожиданного вопроса или возникновению дискуссии.

План проведения семинара с рассмотрения графической схемы выглядит следующим образом:

1. Опрос в начале занятия по теме семинара.

2. Представление и защита графической схемы одним из студентов.

3. Обсуждение предложенной схемы членами группы.

4. Выступление оппонента с оценкой схемы.

5. Вывод преподавателя.

Задание на составление схемы может, как даваться заранее, так и в оде семинарского занятия и при этом перед студентами ставится задача, как можно полнее отразить в схеме заданную тему, а также составить план её защиты перед членами группы.

Задача на подготовку и обсуждение предложенной схемы имеет своей целью - развить вкус к самостоятельному изучению и рассуждению на предложенную тему, сформировать интерес к самостоятельному творчеству. В процессе обсуждения у членов учебной группы развиваются внимание к предлагаемой теме для обсуждения, навыки анализа и оценки выступающего, а также умение участвовать в дискуссии.

Составление графических схем возможно, как по отдельным вопросам семинарского занятия, так и по теме в целом, например: «Доказательства в судебном разбирательства», «Лица в гражданском процессе», «Участие представителя в гражданском судопроизводстве» и т.п.

В ходе подготовки графической схемы и комментария к ней студент должен ознакомится с научной и учебной литературой по данному вопросу, и изучить нормативные документы. В процессе подготовки у студентов должно сложится цельное представление об изучаемом вопросе, так и о её части, которую он должен представить в виде схемы.

При подготовке к составлению графической схемы студент должен использовать следующие навыки: по поиску материала, его обобщению и выделению частного из общего.

Проведение семинара с использованием графической схемы можно представить в следующем виде:

 

Преподаватель - выступает, Студент -

экспертом оценивающим собирает информацию,

информацию и ведущим ———- применяет свои навыки и

дискуссии. использует ранее полученные

знания в конкретной ситуации.

 

Использование данной методики дает возможность активизировать работу на семинаре, способствует познанию студентами своих творческих возможностей и предоставляет преподавателю дополнительный инструмент для контроля за их знаниями. Существенно возрастает значение преподавателя, который получает в этом случае «обратную связь» и может корректировать уровень и объем учебных заданий для различных по уровню подготовки слушателей. Преподаватель через работу со схемой дает слушателям инструмент для оценки, анализа и практического применения собственных знаний в области гражданского процессуального права.

Рекомендации студентам:

Целью семинарских занятий является не только контроль знаний студентов, но и привитие навыков устных публичных выступлений, обоснования своей позиции, формирование умений участвовать в полемике, выдвигать аргументы и отстаивать свою точку зрения, применять полученные знания для решения практических вопросов.

Также целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, и материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль). В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки студентов.

Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

Для студентов обязательно решение тестов и задач к практическим занятиям (семинарам), выполнение письменных работ.

На семинары выносятся вопросы, требующие углубленного изучения понятий, процедур, особенностей толкования действующего законодательства и применения его в практической деятельности. Подготовка студентов к семинарским занятиям включает (в том числе в виде докладов) ознакомление: с соответствующими разделами учебников, пособий, нормативными источниками и рекомендуемой правовой литературой, судебной практикой.

Интересным методом работы на практическом занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданским делами.

Другой прием, способствующий активизации студентов при проведении занятий, заключается в использовании и составлении в ходе занятия графических схем по рассматриваемой теме или отдельному вопросу.

Составление графических схем по каждой из тем курса и по отдельным изучаемым вопросам призвано разнообразить учебный процесс и ориентировать на углубленное изучение предмета. Данный методический прием укладывается и в систему непрерывного контроля и самоконтроля знаний. Он призван активизировать творческий потенциал обучаемого, способствовать познанию его собственных склонностей, помочь овладеть новыми знаниями и навыками.

При использовании данного метода возрастает нагрузка на преподавателя. Он должен стимулировать учебу студента путем формулирования новых заданий и вопросов, хорошо представлять, что нужно отразить в графической схеме, и при необходимости быть готовым к появлению неожиданного вопроса или возникновению дискуссии.

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

1) Рефераты-сообщения по дискуссионным вопросам в виде доклада. После доклада происходит обсуждение данной темы всей аудиторией с выявлением проблем и предложением путей их решения.

Указания по выполнению рефератов, докладов

Основные требования:

- объем в пределах от 15 до 25 страниц текста;

- обязательно наличие плана работы;

- по тексту работы обязательно наличие ссылок на мнение различных авторов по рассматриваемому вопросу и цитирование различных источников;

- в работе должны быть ссылки на судебную практику;

- во введении, дается оценка рассматриваемой темы, ставятся проблемные вопросы, в заключении делается общий вывод по работе и по возможности даются ответы на поставленные проблемные вопросы.

- список литературы должен включать не менее 5-ти научных работ.

2) Составление схем по отдельным теоретическим вопросам.

Обязательные требования в графической схеме

В графической схеме необходимо представить формулу построения данного института права или группы норм регулирующих конкретные правоотношения. При чтении схемы должно создаваться полное представление о теме и раскрыты причинно следственные связи, определяющие внутреннею структуру норм. В схеме должны быть даны ответы на основные узловые вопросы темы, и она должна служить планом для устного ответа.

3) Вопросы для самостоятельного изучения, которые включаются в экзаменационные билеты и изучаются студентами индивидуально, без преподавателя.

4) Решение задач, тестирование, составление процессуальных документов.

Работа организуется с использованием лекционного материала, рекомендованной литературы, нормативно-правовых актов, актов судебной практики, методических рекомендаций преподавателя, консультаций в индивидуальном и групповом порядке.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающих сущность той или иной правовой дефиниции. Это поможет студентам приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

По каждой теме семинарского занятия имеется перечень необходимой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения закона, используя при этом официальные издания («Российскую газету», «Парламентскую газету», «Собрание законодательства»).

В процессе самостоятельной работы целесообразно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Готовясь к семинару, студент должен самостоятельно:

- проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

- изучить материалы лекций и литературу, делая выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

- продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию следует аргументировать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные правовые источники, а также при возможности примеры из собственной профессиональной деятельности.

Семинар предполагает наличие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение сообщений и выступлений. На семинарских занятиях может быть использована и система докладов. К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в УМК, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты.

 

Одной из форм самостоятельной работы студентов является изучение материала в виде ролевой игры (имитация судебных заседаний, оформления наследственных прав у нотариуса, разрешения конфликтных задач-ситуаций, связанных с судебной защитой наследственных прав и оформлением наследства, принятием мер по его охране и т.д.). Это необходимо в целях формирования у студентов навыков применения на практике принципов наследственного права, при изучении вопросов о специфике перехода прав в порядке наследования. Задание на выполнение ролевой игры выдаёт преподаватель: он определяет тему и форму занятия-игры, определяет цели и задачи занятия, рекомендует литературу, нормативные акты и судебную практику, с которыми необходимо ознакомиться при подготовке к занятию. Для подготовки к данному виду занятия студентам необходимо изучить рекомендованную преподавателем библиографию, при необходимости сделать выписки и конспекты, распределить роли между остальными студентами, составить сценарий ролевой игры исходя из целей и задач, которые поставил преподаватель перед началом занятия. Итогом проведения данной формы самостоятельной работы студентов является анализ основных ошибок с точки зрения материального и процессуального права.

 

Ещё одной формой самостоятельной работы студентов выступает решение практических задач, предложенных преподавателем для каждого практического занятия. Это особенно важно с учётом практической направленности спецкурса. Поэтому при выполнении данной самостоятельной работы студентам необходимо внимательно изучить нормы действующего законодательства (в том числе и те, которые не являются непосредственным предметом изучения темы семинарского или практического занятия), а также обязательно – положения судебной практики – Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Президиума Верховного Суда РФ, на которые следует ссылаться при разрешении юридических казусов на занятии.

 

При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам.

В процессе самостоятельной работы, как отмечалось выше, студент должен ознакомиться с содержанием настоящих методических материалов, требованиями, предъявляемыми к изучению спецкурса.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

 

Самостоятельная работа студентов

1. Основу самостоятельной работы студентов составляют лекции, вопросы, содержащиеся в планах практических и семинарских занятий, а также дополнительные вопросы, предложенные преподавателем в качестве дополнительных при рассмотрении лекционной темы.

2. Значимой составляющей самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной основной и дополнительной учебной литературой. При изучении рекомендованных материалов важно использовать все виды памяти – зрительную, слуховую, устную (вербальную), прорабатывать определения, анализировать правовые явления и процессы, использовать материалы смежных учебных дисциплин – теории государства и права, истории государства и права.

3. Рекомендуется следующие уровни проработки материала:

А) углубленное изучение материала, полученных в курсе лекций и практических занятий.

Б) изучение материалов по учебникам.

В) решение задач и выполнение заданий для самостоятельной работы.

Г) подготовка рефератов по темам, предложенным преподавателем или выбранным самостоятельно.

4. Очень важным является формирование у студента своей системы:

o запоминание большого объема информации (теории, определений, интерпретаций, понятий, выявление общих закономерностей развития правовых институтов);

o умение ориентироваться в теме по блоку понятий при подготовке к практическому занятию и экзамену; находить корреляционные связи между правовыми явлениями.

 





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.