При установлении отношений коучинга важно дать клиенту понять, что коуч ожидает от него исполнения намеченного. Он должен знать, что его считают ответственным. Коуч не будет «заставлять» своего подопечного делать что бы то ни было. Но когда клиент не выполняет то, о чем заявил, задача коуча — отметить это и задать вопрос. Заметьте: «не осуждать клиента» — это совсем не значит предоставлять ему карт-бланш для невыполнения того, что им же самим намечено. И коуч, и клиент понимают разницу между выполнением обязательства и его невыполнением. Коуч не имеет права игнорировать это. Он должен отметить невыполнение обещания и спросить об этом: «Что это для вас означает? Похоже на сопротивление. В чем оно состоит? Что можно было бы сделать по-другому?».
На ранних стадиях отношений коучинга клиент, скорее всего, попытается прозондировать степень возлагаемой на него ответственности и решимость коуча. Ему хочется знать, как много свободы ему будет предоставлено. Он попытается понять, сколь снисходительным будет коуч, прежде чем среагирует; узнать, строг ли он или снисходителен. Многие из нас практикуют эту тактику с подросткового возраста. Сознательно или подсознательно мы проверяем границы ответственности перед авторитетными лицами на протяжении многих лет.
Прогресс от: «Интересно, что будет, если я не сделаю вовремя сообщение по истории?» до: «Интересно, что будет, если я опоздаю со своим маркетинг-планом?» не так уж значителен. Клиенты все еще живут и действуют в рамках этой старой парадигмы, поэтому задача коуча — объяснить им, чем отличается подотчетность в отношениях коучинга от других ситуаций. Например, когда клиент впервые не выполнит то, что намеревался, коуч должен спросить: «Я заметил, Вы обещали сделать это, но не сделали. Как бы Вы хотели отчитываться в рамках наших отношений?». Он скоро поймет, что коуч — не его босс, который с него шкуру спустит за малейший промах. Вместо этого он обнаруживает отношения, которые созданы специально ему на пользу.
Сессии коучинга
Клиент на каждой сессии обозначает, что он собирается сделать на неделе (разовые и ежедневные дела), обозначая это как «домашнее задание» или «домашняя работа». Коучинг создает идеальную структуру для того, чтобы приступить к деятельности и измерить достигнутый результат. Степень подробности и форма, которую примет деятельность, зависят от клиента.
Одни клиенты весьма скрупулезны в деталях: они знают, что должно быть выполнено, и уже достигли совершенства в планировании и претворении в жизнь своих действий. Другие совершенно теряются, когда дело доходит до действия. Одна из задач коуча состоит в том, чтобы прояснить последовательность шагов. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы это совместное разъяснение не стало уловкой клиента, который хочет, чтобы ему подсказали, что делать дальше. Такие клиенты просто перекладывают ответственность за свои действия или отсутствие таковых на коуча, тем самым отказываясь принимать ответственность за свою жизнь.
Жизненная ситуация клиента определяет степень подробности планирования и подотчетности. Клиент может нести ответственность за личные размышления, так же как за продуманную систему действия. Работа коуча состоит в том, чтобы чувствовать, какое действие продвигает клиента вперед и углубляет его обучение, но актуальные детали, в первую очередь, исходят от клиента.
Клиенты — люди находчивые: они знают, что нужно предпринять, что подействует. Коучу необходимо быть готовым пробовать, подталкивать, поднимать шлагбаум, но список задач для клиента составляет не он. Клиент усвоит больше, если сделает это самостоятельно. Самый эффективный способ отчитываться оказывается к тому же самым простым. Задайте клиенту вопрос: «За что Вы будете отвечать на этой неделе? ». Иногда становится удивительно, сколько же клиенты хотят с себя спросить, а иногда требуется подвигнуть их на большее.
Однако подотчетность в коучинге касается не только домашних заданий. Осознанно проработанный союз существует для блага клиента, помогает ему поддерживать видение, осознавать Цель Жизни, стремиться к балансу. Многие приходят в коучинг с желанием изменить свое отношение к жизни, свой стиль, возможно, обрести легкость... В этом случае коуч и клиент организуют действия в контексте событий жизни последнего. Коучу следует пробудить в подопечном ответственность и за это тоже. Сконцентрироваться на деталях действия очень просто, и за это коучу воздастся сторицей, потому что данный процесс специфичен, измерим, а прогресс можно наблюдать в деталях. Но коуч должен иметь в виду, что он побуждает клиента отвечать не только за деятельность в настоящем, но и за его видение желаемого будущего. Деятельность должна приводить к воплощению видения.