Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 ч)



I КЛАСС (68 ч)

ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (12 ч)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (5 ч)

Эстетическое восприятие объектовприроды. Разнообразие форм и цвета в природе (цветы, листья, деревья). «Прогулка по городскому (сельскому) парку» (мультимедийная презентация).

Эстетическое восприятие объектовприроды. Сравнительный анализ формы, определение оттенков цвета садовых и луговых цветов, нахождение сходства и различия между ними. «Цветы родной земли» (мультимедийная презентация).

Эстетическое восприятие объектов и явлений природы. Мультимедийные презентации «Экскурсия по осеннему парку (саду)», «Экскурсия по весеннему парку (лесу)»; «Зима-художник», «Снежные скульптуры» (наблюдение за состоянием природы в различные времена года).

Эстетическое восприятие архитектуры Беларуси «Красота современных архитектурных сооружений Беларуси» (мультимедийная презентация).

Эстетическое восприятие предметного мира «Эстетика и польза мира вещей» (мультимедийная презентация).

ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА (7ч)

Виды изобразительного искусства (живопись (картина), графика (рисунок, иллюстрация). Произведения художников: И. Шишкин. «В сосновом бору», Ю. Васнецов. «Аленушка», И.Билибин. Иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане…», Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам «Три медведя», «Теремок»; А. Кашкуревич. Иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена.

Виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; натюрморт, пейзаж, портрет) – художественные произведения по выбору учителя.

Художественный образ в различных видах искусства. Образ осени в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Краски, звуки, состояние осенней природы. Образ осени в произведениях художников: С. Катков. «Логойский мотив»; Г. Ващенко. «Перед отлетом», «Картошка»; Л. Шакинко. «Бабье лето»; И. Левитан. «Золотая осень»; И.Бродский. «Опавшие листья»; В. Поленов. «Золотая осень» и др. Образ осени в произведениях композиторов: П. Чайковский. «Осенняя песнь»; А. Вивальди. «Времена года» (фрагмент). Образ осени в стихах русских и белорусских поэтов А. Пушкина, Н. Рыленкова, Н. Кончаловской, З. Федоровской, Я. Коласа, Я. Купалы и др. (по выбору учителя).

Настроение и состояние природы в пейзажах художников (композиционное и колористическое решение, эмоциональное значение цвета). Времена года в произведениях художников: А. Астапович. «Зимний день»; С. Герус. «Зима в Минске»; Л. Дударенко. «Зимний день»; В. Сумарев. «Иней»; Н. Ромадин. «Незамерзающая речка» (по выбору учителя). В. Цвирко «Припять. Весна»; В.Белыницкий-Бируля «Зеленый май», П. Крохалев «Весна. Вяча», И. Левитан «Весна — большая вода», «Снова весна»; С. Герасимов «Ива цветет».

Реалистические и фантазийные образы животных в устном народном творчестве, прикладном искусстве (сказках, изразцах, предметах народного быта и их декоре), произведениях художников-анималистов (иллюстрации Е. Чарушина к книге «Разные звери», иллюстрации в книге А.Лаптева "Как я рисовал в зоопарке"; рисунки животных В. Ватагина и др.).

Единство формы предмета и его украшения (оговские куфры, жостовские подносы, хохломская роспись).

Белорусская народная глиняная игрушка. Символический смысл и функция оберега игрушки-свистульки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (56 ч)

ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ (33 ч)

Композиция

Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов. Соответствие размера изображения размеру листа бумаги. «Жираф», «Бегемот», «Крокодил Гена», «Попугай Кеша», «Русалочка», «Кентавр».

Компоновка изображения на листе бумаги; выполнение композиции на небольшом формате. Взаимосвязь изображаемых объектов (фигур) в композиции. «Веселые клоуны», «Воздушные гимнасты», «Дрессировщица и голуби» (гуашь, мелки).

Гармоничное заполнение листа бумаги изображениями, выделение композиционного центра. Рисование по памяти и по представлению пейзажа: «Ясный осенний день», «Грустная осень», «Осенняя непогода».

Иллюстрирование стихотворных и музыкальных произведений: «Здравствуй, осень золотая!», «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Передача характера и нрава животных (добрый, злой, хитрый, доверчивый, любопытный и т. д.). Рисование по воображению образов белорусских и русских народных сказок («Кот Максим», «Храбры певень», «Змей Горыныч»), рассказов К. Чуковского, С. Маршака («Цыпленок», «Ворона», «Слон») – по выбору учащихся.

Передача характерных особенностей внешнего облика и настроения человека. «Вот моя мамочка», «Мы с папой играем в шахматы», «Бабушка вяжет шарфик», «Мой любимый дедушка», «Моя сестричка (братик)».

Понятие о композиционной взаимосвязи изображаемых объектов, расположение предметов относительно друг друга. «Снегурочка», «Два Мороза», «Дед Мороз».

Пространство

Передача глубины пространства в рисунке: "на первом плане", "на втором плане". Выполнение композиции «Летний отдых», «На берегу озера», «на даче», «На пришкольном участке», «Зимняя прогулка».

Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под «На стройке», «На уборке сена», «Убираем яблоки».

Форма, пропорции, конструкция

Передача в композиции формы, пропорций и конструкции изображаемых объектов «Осенний натюрморт», «Дары леса», «Овощи и фрукты» (гуашь).

Передача в рисунке характерных особенностей строения деревьев (форма, конструкция). Рисование на основе наблюдений: «Зимний лес», «Волшебные деревья», «Могучий дуб», «Стройная березка» (тушь, гелевая ручка с черными чернилами, фломастер).

Передача в композиции характерных особенностей строения фигуры человека и животных (конструкция, пропорции). «Артисты цирка на арене (акробат, клоун, жонглер, дрессировщик и др.)» (гуашь).

Цвет

Цвет и краски. Понятие об основных (желтый, красный, синий), составных (оранжевый, фиолетовый, зеленый) цветах, светлых и темных оттенках цвета, Выполнение композиций «Воздушные шары», «Разноцветные флажки», «Цветик-семицветик», «Папараць-кветка», «Аленький цветочек», «Вишня (яблоня) цветет».

Эмоционально-образное содержание цвета: радостный и мрачный, резкий и нежный, спокойный и напряженный: «Добрые и злые персонажи сказок».

Композиционные возможности цвета. Теплый, холодный и смешанный колорит. Выполнение многоплановых композиций: «Ясный осенний (зимний) день», «Грустная осень», «Осенняя непогода», «Выглянуло солнышко».

Эмоциональное и смысловое значение цвета для создания художественного образа. Особенности цвета в декоративном изображении. «Герб моего города», «Эмблема Олимпийских игр» (гуашь).

ЛЕПКА (9 ч)

Лепка плодов и фруктов «Осенний натюрморт» (яблоко, груша, слива, огурец, перец, помидор и др.).

Лепка (составление целого из отдельных частей) персонажей сказок и мультфильмов «Чудо-Юдо трехглавый змей», «Лиса», «Винни-Пух», (разноцветный пластилин), «Животные на арене цирка» (одноцветный пластилин; коллективная работа), «Я катаюсь на санках» (одноцветный пластилин).

Передача пластики и формы тела животных «Щенок и котенок», «Моя кошка с котятами», «Кролик» (глина, пластилин).

Декоративное решение образа при лепке игрушек. Лепка игрушки в подарок близким людям (глина, пластилин).

Лепка рельефа «Натюрморт», «Декоративный букет» (разноцветный пластилин).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (14 ч)

Декоративное обобщение форм предметов. Панно для школьной столовой (кухни) «Декоративный натюрморт» (гуашь).

Декоративное обобщение форм растительного и животного мира (стилизация). Фриз «Цветы, бабочки и птицы» (гуашь).

Приемы выполнения композиции «Цветочные мотивы» в технике флористика.

Приемы выполнения композиции «Осенний букет» в технике монотипия.

Приемы выполнения композиции «Древо жизни» в технике вытинанка.

Приемы создания композиций декоративно-прикладного характера (основные композиционные схемы) «Эскиз платка в подарок для мамы»,«Ковер для куклы».

Роспись силуэтов посуды для животных – героев сказок: кота Максима, Змея Горыныча, Василисы Прекрасной, Бабы Яги и др.

Роспись вылепленной игрушки.

Виды орнамента. Украшение орнаментом «шубки», «рукавичек» и «шапочки» для Снегурочки, подноса для бабули Метелицы (гуашь).

Виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная). Приемы вырезывания элементов аппликации «Запасливый еж», «Дрессированный лев», «Пудель Арто», «Веселая обезьянка», «По щучьему велению», «Зимний пейзаж» (сближенные и контрастные по светлоте оттенки бумаги).

Ритм в декоративной композиции. Фриз «Весенние цветы», «Снежинки» (аппликация; коллективная работа).

Приемы выполнения рельефной композиции из бумаги «Новый год в лесу», «В тридевятом царстве» (коллективная работа).

Приемы выполнения композиций, изделий в технике бумажная пластика:«Пригласительный билет», «Поздравительная открытка», елочные игрушки, новогодние сувениры.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- отличительные особенности основных видов искусства (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство);

- названия основных и составных цветов; эмоционально-образные возможности цвета;

- названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей и основные правила работы с ними;

- последовательность работы в рисунке, лепке, аппликации, монотипии, вытинанке;

- приемы лепки, трансформации бумаги, выполнения аппликации, вытинанки, монотипии;

- основные композиционные схемы, используемые при создании произведений декоративно-прикладного характера.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать формат листа и его положение в зависимости от содержания изображения;

- полностью использовать плоскость листа бумаги, изображать предметы соразмерно формату;

- заполнять рисунок цветом, не оставляя пробелов между фигурами и фоном;

- работать с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, пластилин, восковые мелки, тушь, цветная бумага, клей, кисти, палочки);

- соблюдать элементарные правила художественной культуры в работе (организация и уборка рабочего места, аккуратное и бережное отношение к художественным материалам, принадлежностям и своей работе);

- активно участвовать в обсуждении и оценке работ одноклассников.

 

II КЛАСС (34 ч)

ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (7 ч)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (3 ч)

Эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы в разное время года (экскурсии, мультимедийные презентации).

Особенности цвета и формы объектов природы (красота узоров ветвей, изгибы стволов и пр.). Привлечение музыки, поэзии, художественной прозы.

ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА (4ч)

Виды и жанры изобразительного искусства (иллюстративный материал по выбору учителя).

Сказочные образы. Образы и характеристики сказочных героев в иллюстрациях художников (Н. Селещук, Н. Поплавская, Е. Лось, В. Славук) к белорусским сказкам.

Особенности цвета в иллюстрациях разных художников (И. Билибин, Ю. Васнецов) к детским книгам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 ч)

ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ (16 ч)

Композиция

Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы изображаемых предметов и их расположения; заполнение плоскости листа крупными изображениями: поезд, подъёмный кран, Змей Горыныч, крокодил.

Ритмическая организация изображения способом повтора, чередования: «Летят журавли», «Уточка с утятами», «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».

 

 

Пространство

Рисование предметов с учетом их взаимного положения (рядом, над, под): «Я с мамой под зонтиком», «Собираем грибы (ягоды)» и др.

Форма, пропорции, конструкция

Передача характерных особенностей формы предметов (широкая — узкая, высокая — низкая). Сравнение предметов по величине и форме: рисование по представлению и с натуры (лист осины и лист ивы; морковь и свекла; тыква и кабачок).

Цвет

Выполнение рисунков по памяти и по впечатлению после наблюдений и экскурсий на природу.

Основные и составные цвета: «Салют», «Листопад», «Машины везут овощи и фрукты», «Осинка осенью». Иллюстрация к белорусской сказке «Залатая яблынька».

Светлые и темные оттенки цвета: два яблока, «Сон-трава», «Иван и черт» (по сказке «Як Іван чарцей перахітрыў»).

Подбор цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный и печальный, спокойный и напряженный): «Самый веселый клоун», «Печальный Пьеро», «Как курочка петушка спасала», «Пасмурно», «Солнечный денек», «Коток – золотой лобок».

ЛЕПКА (5 ч)

Лепка способом составления из частей: «Утка (плывущая)», «Петушок», «Конек-Горбунок», «Лошадка» (по типу народной игрушки).

Выполнение рельефа и гравировки на поверхности вылепленного предмета: «Сказочный домик», «Курочка-ряба», «Царевна-Лебедь».

Лепка фигуры человека в движении (из целого куска и способом примазывания): «Волот», «Борец», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик с собачкой».

Соотношение двух предметов по массе и размеру: «Слон и слоненок», «Кот в сапогах и Людоед», «Белоснежка и гномы», «Собака и щенок».

Лепка декоративного сосуда: «Волшебная лампа Аладдина».

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (6 ч)

Декоративное обобщение растительных и животных форм. Вырезание без предварительно прорисованного контура сложенной бумаги «Бабочка», «Василек» и пр.

Вырезание элементов с предварительной прорисовкой контура: фриз для украшения класса «Дружат дети всей Земли», «Зимушка», «Весенние цветы» (коллективная работа).

Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета. Выполнение эскиза росписи панно, разделочной доски, шкатулки для рукоделия.

Создание объемной скульптуры из природного материала: «Веселые лесовички», «Болотная Кикимора», «Лесные зверюшки».

Изделия, сувениры из различных материалов: нитки, кожа, мех, проволока, бумага, ткань, природные материалы и т. д. (по выбору учащихся): «Белорусский сувенир», «Русалочка», «Златовласка», «Принцесса на горошине», «Винни-Пух», «Павлин» и т. д.

Рельефная композиция «Аленький цветочек», «Папараць-кветка». «Новый год в лесу» (бумажная пластика; коллективное панно к Новому году).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.