Эстетическое восприятие объектовприроды. Разнообразие форм и цвета в природе (цветы, листья, деревья). «Прогулка по городскому (сельскому) парку» (мультимедийная презентация).
Эстетическое восприятие объектовприроды. Сравнительный анализ формы, определение оттенков цвета садовых и луговых цветов, нахождение сходства и различия между ними. «Цветы родной земли» (мультимедийная презентация).
Эстетическое восприятие объектов и явлений природы. Мультимедийные презентации «Экскурсия по осеннему парку (саду)», «Экскурсия по весеннему парку (лесу)»; «Зима-художник», «Снежные скульптуры» (наблюдение за состоянием природы в различные времена года).
Эстетическое восприятие архитектуры Беларуси «Красота современных архитектурных сооружений Беларуси» (мультимедийная презентация).
Эстетическое восприятие предметного мира «Эстетика и польза мира вещей» (мультимедийная презентация).
ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА (7ч)
Виды изобразительного искусства (живопись (картина), графика (рисунок, иллюстрация). Произведения художников: И. Шишкин. «В сосновом бору», Ю. Васнецов. «Аленушка», И.Билибин. Иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане…», Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам «Три медведя», «Теремок»; А. Кашкуревич. Иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена.
Виды и жанры изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура; натюрморт, пейзаж, портрет) – художественные произведения по выбору учителя.
Художественный образ в различных видах искусства. Образ осени в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Краски, звуки, состояние осенней природы. Образ осени в произведениях художников: С. Катков. «Логойский мотив»; Г. Ващенко. «Перед отлетом», «Картошка»; Л. Шакинко. «Бабье лето»; И. Левитан. «Золотая осень»; И.Бродский. «Опавшие листья»; В. Поленов. «Золотая осень» и др. Образ осени в произведениях композиторов: П. Чайковский. «Осенняя песнь»; А. Вивальди. «Времена года» (фрагмент). Образ осени в стихах русских и белорусских поэтов А. Пушкина, Н. Рыленкова, Н. Кончаловской, З. Федоровской, Я. Коласа, Я. Купалы и др. (по выбору учителя).
Настроение и состояние природы в пейзажах художников (композиционное и колористическое решение, эмоциональное значение цвета). Времена года в произведениях художников: А. Астапович. «Зимний день»; С. Герус. «Зима в Минске»; Л. Дударенко. «Зимний день»; В. Сумарев. «Иней»; Н. Ромадин. «Незамерзающая речка» (по выбору учителя). В. Цвирко «Припять. Весна»; В.Белыницкий-Бируля «Зеленый май», П. Крохалев «Весна. Вяча», И. Левитан «Весна — большая вода», «Снова весна»; С. Герасимов «Ива цветет».
Реалистические и фантазийные образы животных в устном народном творчестве, прикладном искусстве (сказках, изразцах, предметах народного быта и их декоре), произведениях художников-анималистов (иллюстрации Е. Чарушина к книге «Разные звери», иллюстрации в книге А.Лаптева "Как я рисовал в зоопарке"; рисунки животных В. Ватагина и др.).
Единство формы предмета и его украшения (оговские куфры, жостовские подносы, хохломская роспись).
Белорусская народная глиняная игрушка. Символический смысл и функция оберега игрушки-свистульки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (56 ч)
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ (33 ч)
Композиция
Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы и расположения изображаемых предметов. Соответствие размера изображения размеру листа бумаги. «Жираф», «Бегемот», «Крокодил Гена», «Попугай Кеша», «Русалочка», «Кентавр».
Компоновка изображения на листе бумаги; выполнение композиции на небольшом формате. Взаимосвязь изображаемых объектов (фигур) в композиции. «Веселые клоуны», «Воздушные гимнасты», «Дрессировщица и голуби» (гуашь, мелки).
Гармоничное заполнение листа бумаги изображениями, выделение композиционного центра. Рисование по памяти и по представлению пейзажа: «Ясный осенний день», «Грустная осень», «Осенняя непогода».
Иллюстрирование стихотворных и музыкальных произведений: «Здравствуй, осень золотая!», «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».
Передача характера и нрава животных (добрый, злой, хитрый, доверчивый, любопытный и т. д.). Рисование по воображению образов белорусских и русских народных сказок («Кот Максим», «Храбры певень», «Змей Горыныч»), рассказов К. Чуковского, С. Маршака («Цыпленок», «Ворона», «Слон») – по выбору учащихся.
Передача характерных особенностей внешнего облика и настроения человека. «Вот моя мамочка», «Мы с папой играем в шахматы», «Бабушка вяжет шарфик», «Мой любимый дедушка», «Моя сестричка (братик)».
Понятие о композиционной взаимосвязи изображаемых объектов, расположение предметов относительно друг друга. «Снегурочка», «Два Мороза», «Дед Мороз».
Пространство
Передача глубины пространства в рисунке: "на первом плане", "на втором плане". Выполнение композиции «Летний отдых», «На берегу озера», «на даче», «На пришкольном участке», «Зимняя прогулка».
Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под «На стройке», «На уборке сена», «Убираем яблоки».
Форма, пропорции, конструкция
Передача в композиции формы, пропорций и конструкции изображаемых объектов «Осенний натюрморт», «Дары леса», «Овощи и фрукты» (гуашь).
Передача в рисунке характерных особенностей строения деревьев (форма, конструкция). Рисование на основе наблюдений: «Зимний лес», «Волшебные деревья», «Могучий дуб», «Стройная березка» (тушь, гелевая ручка с черными чернилами, фломастер).
Передача в композиции характерных особенностей строения фигуры человека и животных (конструкция, пропорции). «Артисты цирка на арене (акробат, клоун, жонглер, дрессировщик и др.)» (гуашь).
Цвет
Цвет и краски. Понятие об основных (желтый, красный, синий), составных (оранжевый, фиолетовый, зеленый) цветах, светлых и темных оттенках цвета, Выполнение композиций «Воздушные шары», «Разноцветные флажки», «Цветик-семицветик», «Папараць-кветка», «Аленький цветочек», «Вишня (яблоня) цветет».
Эмоционально-образное содержание цвета: радостный и мрачный, резкий и нежный, спокойный и напряженный: «Добрые и злые персонажи сказок».
Композиционные возможности цвета. Теплый, холодный и смешанный колорит. Выполнение многоплановых композиций: «Ясный осенний (зимний) день», «Грустная осень», «Осенняя непогода», «Выглянуло солнышко».
Эмоциональное и смысловое значение цвета для создания художественного образа. Особенности цвета в декоративном изображении. «Герб моего города», «Эмблема Олимпийских игр» (гуашь).
ЛЕПКА (9 ч)
Лепка плодов и фруктов «Осенний натюрморт» (яблоко, груша, слива, огурец, перец, помидор и др.).
Лепка (составление целого из отдельных частей) персонажей сказок и мультфильмов «Чудо-Юдо трехглавый змей», «Лиса», «Винни-Пух», (разноцветный пластилин), «Животные на арене цирка» (одноцветный пластилин; коллективная работа), «Я катаюсь на санках» (одноцветный пластилин).
Передача пластики и формы тела животных «Щенок и котенок», «Моя кошка с котятами», «Кролик» (глина, пластилин).
Декоративное решение образа при лепке игрушек. Лепка игрушки в подарок близким людям (глина, пластилин).
Приемы выполнения рельефной композиции из бумаги «Новый год в лесу», «В тридевятом царстве» (коллективная работа).
Приемы выполнения композиций, изделий в технике бумажная пластика:«Пригласительный билет», «Поздравительная открытка», елочные игрушки, новогодние сувениры.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- отличительные особенности основных видов искусства (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство);
- названия основных и составных цветов; эмоционально-образные возможности цвета;
- названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей и основные правила работы с ними;
- последовательность работы в рисунке, лепке, аппликации, монотипии, вытинанке;
- приемы лепки, трансформации бумаги, выполнения аппликации, вытинанки, монотипии;
- основные композиционные схемы, используемые при создании произведений декоративно-прикладного характера.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать формат листа и его положение в зависимости от содержания изображения;
- полностью использовать плоскость листа бумаги, изображать предметы соразмерно формату;
- заполнять рисунок цветом, не оставляя пробелов между фигурами и фоном;
- работать с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, пластилин, восковые мелки, тушь, цветная бумага, клей, кисти, палочки);
- соблюдать элементарные правила художественной культуры в работе (организация и уборка рабочего места, аккуратное и бережное отношение к художественным материалам, принадлежностям и своей работе);
- активно участвовать в обсуждении и оценке работ одноклассников.
II КЛАСС (34 ч)
ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА (7 ч)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (3 ч)
Эстетическое восприятие окружающего мира. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы в разное время года (экскурсии, мультимедийные презентации).
Особенности цвета и формы объектов природы (красота узоров ветвей, изгибы стволов и пр.). Привлечение музыки, поэзии, художественной прозы.
ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА (4ч)
Виды и жанры изобразительного искусства (иллюстративный материал по выбору учителя).
Сказочные образы. Образы и характеристики сказочных героев в иллюстрациях художников (Н. Селещук, Н. Поплавская, Е. Лось, В. Славук) к белорусским сказкам.
Особенности цвета в иллюстрациях разных художников (И. Билибин, Ю. Васнецов) к детским книгам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (27 ч)
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ (16 ч)
Композиция
Выбор положения листа бумаги в зависимости от формы изображаемых предметов и их расположения; заполнение плоскости листа крупными изображениями: поезд, подъёмный кран, Змей Горыныч, крокодил.
Ритмическая организация изображения способом повтора, чередования: «Летят журавли», «Уточка с утятами», «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».
Пространство
Рисование предметов с учетом их взаимного положения (рядом, над, под): «Я с мамой под зонтиком», «Собираем грибы (ягоды)» и др.
Форма, пропорции, конструкция
Передача характерных особенностей формы предметов (широкая — узкая, высокая — низкая). Сравнение предметов по величине и форме: рисование по представлению и с натуры (лист осины и лист ивы; морковь и свекла; тыква и кабачок).
Цвет
Выполнение рисунков по памяти и по впечатлению после наблюдений и экскурсий на природу.
Основные и составные цвета: «Салют», «Листопад», «Машины везут овощи и фрукты», «Осинка осенью». Иллюстрация к белорусской сказке «Залатая яблынька».
Светлые и темные оттенки цвета: два яблока, «Сон-трава», «Иван и черт» (по сказке «Як Іван чарцей перахітрыў»).
Подбор цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный и печальный, спокойный и напряженный): «Самый веселый клоун», «Печальный Пьеро», «Как курочка петушка спасала», «Пасмурно», «Солнечный денек», «Коток – золотой лобок».
ЛЕПКА (5 ч)
Лепка способом составления из частей: «Утка (плывущая)», «Петушок», «Конек-Горбунок», «Лошадка» (по типу народной игрушки).
Выполнение рельефа и гравировки на поверхности вылепленного предмета: «Сказочный домик», «Курочка-ряба», «Царевна-Лебедь».
Лепка фигуры человека в движении (из целого куска и способом примазывания): «Волот», «Борец», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик с собачкой».
Соотношение двух предметов по массе и размеру: «Слон и слоненок», «Кот в сапогах и Людоед», «Белоснежка и гномы», «Собака и щенок».
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ДИЗАЙН (6 ч)
Декоративное обобщение растительных и животных форм. Вырезание без предварительно прорисованного контура сложенной бумаги «Бабочка», «Василек» и пр.
Вырезание элементов с предварительной прорисовкой контура: фриз для украшения класса «Дружат дети всей Земли», «Зимушка», «Весенние цветы» (коллективная работа).
Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета. Выполнение эскиза росписи панно, разделочной доски, шкатулки для рукоделия.
Создание объемной скульптуры из природного материала: «Веселые лесовички», «Болотная Кикимора», «Лесные зверюшки».
Изделия, сувениры из различных материалов: нитки, кожа, мех, проволока, бумага, ткань, природные материалы и т. д. (по выбору учащихся): «Белорусский сувенир», «Русалочка», «Златовласка», «Принцесса на горошине», «Винни-Пух», «Павлин» и т. д.
Рельефная композиция «Аленький цветочек», «Папараць-кветка». «Новый год в лесу» (бумажная пластика; коллективное панно к Новому году).