Введение (вводная часть, предисловие) к бакалаврской/дипломной работе содержит четкое и краткое описаниеметодологического аппарата выпускной работы (т.е. обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, описание использованных при выполнении работы методов исследования), характеристику используемых автором практических материалов и структуры работы. Методологический аппарат вместе с выводами - это самые важные части работы. Во введении характеризуется также состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики).
Актуальность темы. При обосновании актуальности темы исследования выпускник анализирует состояние реальной практики и опыта работы, научную литературу по данной теме, труды тех исследователей, которые уже в какой-то мере изучали этот вопрос. Раскрытие актуальности темы выпускной работы предполагает обоснованный ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время решать.
Объект исследования. Для его определения следует ответить на вопрос: что рассматривать? Объектом исследования могут выступать проблемы, актуальные для культурной жизни планеты, континента, региона, государства, народа и т.д.
Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект. При этом выделяются главные, наиболее существенные (с точки зрения выпускника) признаки объекта. В качестве предмета исследования можно рассмотреть любые культурные процессы прошлого и настоящего.
Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над выпускной работой.
Гипотеза исследования - это научное утверждение, представляющее собой вероятное решение проблемы. При формулировке гипотезы исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Требования, предъявляемые к научным гипотезам, следующие: эмпирическая проверяемость, теоретическая обоснованность, логическая обоснованность, информативность, предсказательность.
Следует отметить, что гипотеза на стадии подготовки плана-проспекта бакалаврской / дипломной работы может быть сформулирована лишь в общих чертах: она уточняется и дорабатывается в ходе теоретического изучения проблемы и анализа литературы. Структура ее должна быть соотнесена с целью и структурой работы. Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинность которого не очевидна.
Задачи исследования определяют после формулировки целей и гипотезы бакалаврской / дипломной работы. Задачи исследования конкретизируют общую цель исследования. Они основываются на теоретическом анализе проблемы и на оценке состояния ее решения в практике.
Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы:
1. Решение теоретических вопросов проблемы (выявление сущности понятий, разработки критериев, условий и т.п.).
2. Экспериментальное изучение практики решения проблемы, выявление ее реального состояния.
3. Обоснование и экспериментальная проверка предполагаемой системы мер, совокупности способов, условий, факторов, принципов и т.п., обеспечивающих решение проблемы. Следует отметить, что задачи работы в своей совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели выпускной работы.