Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 14. СЛОВО ПЕДАГОГА В КОМПЛЕКСЕ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ



Слово педагога как средство и метод направленного воздей­ствия на обучаемых лиц применяется в комплексе с гимнастичес­кими упражнениями, музыкальным сопровождением занятий и условиями, в которых они проводятся. Слово — основной компо­нент этого комплекса.

Как единица речи слово служит дли выражения отдельного понятия. В гимнастике есть свои специфические понятия — тер-


мины. Ими пользуются гимнасты и педагоги в процессе занятий и спортивных соревнований. Гимнастическая терминология строго соблюдается в научно-методической и научной литературе по гим­настике.

Каждое понятие (гимнастический термин) включает в себя другие, менее общие понятия, образующие своеобразную систе­му. Например, «гимнастическое упражнение» как понятие пред­ставляет собой систему, включающую в себя его назначение, от­дельные движения, энергетическое, информационное (сенсорное) обеспечение, способы выполнения в зависимости от его назначе­ния. Словами выражаются не только понятия, но и законы (F= m- flmax — второй закон динамики), принципы наук (дидак­тики, воспитания, спортивной тренировки), категории (простран­ство, время, материя, движение и др.).

С физиологической точки зрения слово служит раздражителем, который действует на соответствующие корковые центры через афферентные нервные пути. Слова являются вторыми сигналами действительности. По заключению И.П.Павлова, они представ­ляют собой отвлечение от действительности и допускают обобще­ние, что составляет специально человеческое, высшее мышле­ние, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм и, наконец, науку — орудие высшей ориентации человека в окружающем мире и в самом себе.

Диапазон значения слова беспредельно широк — от условного обозначения отдельного свойства предмета, движения, личности, деятельности, способностей до абстрактных представлений и по­нятий, являющихся содержанием человеческого мышления.

Удачным подбором и применением слов можно воздействовать на функции организма, психические и личностные свойства гим­настов, обогащать их необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками, развивать способности, необходимые для успешного овладения сложными гимнастическими упражнения­ми. Это оказывается возможным потому, что слово, как считает И.П.Павлов, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражите­лями, приходящими в большие полушария, все их сигнализиру­ет, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, кото­рые обусловливают эти раздражители.

Сила слова огромна. Это хорошо отражено в пословицах и по­говорках народов мира. «Рана от ожога заживает, рана от слова — никогда», — говорят на Востоке. «Слово лечит — слово ранит», — говорят на Руси. «Слова — ключи к сердцу», — гласит китайская пословица.

При занятиях гимнастикой сила слова определяется его значе­нием для занимающихся, тем, в какой степени оно затрагивает их жизненные интересы. В этой связи для выражения мыслей пе-


 




дагога большое значение имеют удачный подбор слов, их эмоци­ональная окраска. При этом следует учитывать психологическое состояние занимающихся и их готовность воспринимать содержа­ние слов педагога. От этого зависит убеждающая и внушающая сила слова.

Убеждение словом — это метод педагогического воздействия на чувства, сознание и опыт лиц, занимающихся гимнастикой (схе­ма 7).

Большая сила убеждения достигается тогда, когда слова педа­гога не расходятся с тем, что и как он делает сам, с его нрав­ственностью, справедливой требовательностью и уважительным отношением к своим ученикам. Об убеждающей силе словесных воздействий педагога на своих учеников можно судить по каче­ственной стороне этого процесса, по их отношению к занятиям гимнастикой (посещение, активность, любознательность), по стремлению в совершенстве овладевать знаниями в области гим­настики, техникой сложных упражнений, по дисциплинирован­ности, организованности на занятиях и в быту, по чувству долга и ответственности за результаты спортивной подготовленности. Ме­тодика оценки убеждающей силы слова педагога нуждается в спе­циальных исследованиях.

Внушение словом представляет собой психологическое воздей­ствие педагога на своих учеников, с тем чтобы вызвать у них же­лаемые ему двигательные действия, поведение, суждения, пред­ставления. Внушение рассчитано на веру, на некритическое вос­приятие того, что сообщает педагог, что утверждает или отрицает без достаточных доказательств, категорично, уверенно, однознач­но, бескомпромиссно. Этой однозначностью и достигается вну-


щающий эффект. Сила внушения, как и убеждения словом, зави­сит от восприимчивости учеников к внушающим воздействиям и от авторитета педагога. Внушающее воздействие может быть пря­мым и опосредованным.

Прямое словесное внушение осуществляется путем непосредствен­ного воздействия самой речи, имеющей определенную смысло­вую значимость и императивное воздействие на высшую нервную деятельность, через нее на первую сигнальную систему и на под­корку, а отсюда и на всю соматическую и эндокринно-вегетатив-ную деятельность. Сила внушения зависит от функционального состояния в данный момент коры головного мозга человека, вос­принимающего внушение. Оно определяет степень его внушаемо­сти. Сила внушения обусловлена смысловым содержанием внуша­емого словесного комплекса. При этом виде словесного внушения на кору головного мозга воздействует лишь само слово (словес­ный раздражитель) в его чистом виде. Оно может быть либо про­стым и коротким («Отдыхать!», «Спать!»), либо более или менее сложным и логически обоснованным («Расслабьте мышцы, что­бы быстрее восстановить их силу»).

Словесное внушение не должно противоречить моральным ус­тановкам лиц, занимающихся гимнастикой, так как оно может не реализоваться. Настойчивое и упорное внушение (принужде­ние) нередко приводит к возникновению невротической реак­ции, а в тяжелом случае к срыву высшей нервной деятельности и последующему невротическому состоянию. Нельзя принуждать учеников к выполнению непосильных для них упражнений.

Опосредованное словесное внушение предусматривает использо­вание какого-либо предмета или гимнастического упражнения. Например, с помощью гимнастического упражнения можно за­маскировать преднамеренное словесное внушение со стороны пе­дагога-тренера. Нерешительному и робкому гимнасту никогда не надо говорить об этом его недостатке. Наоборот, следует подчер­кивать его способность к решительным и смелым действиям при овладении новыми сложными, «рискованными», но доступными для него упражнениями. В процессе выполнения таких упражне­ний педагог подчеркнуто говорит занимающемуся, что он дей­ствует решительно и смело, способен успешно осваивать более сложные упражнения. Для того чтобы внушить ему уверенность, предлагается выполнить ряд упражнений, с которыми занимаю­щийся заведомо может успешно справиться. При разборе выпол­нения каждого из них подчеркивается решительность и смелость Действий. После нескольких таких удачных попыток и словесных внушений, возможно даже по прошествии ряда занятий, предла­гается выполнить действительно сложное, требующее решитель­ных и смелых действий упражнение, конечно, предварительно ; создав о нем и о технике его исполнения четкое представление и


подготовив занимающегося физически. Во время первых попыток можно слегка помочь и незаметно подстраховать гимнаста там где это нужно. При разборе качества выполнения упражнения ак­цент делается на смелые и решительные действия.

Опосредованное словесное внушение по силе своего воздей­ствия превосходит прямое словесное внушение и оказывается тем более сильным, чем более является скрытым. Эффект от этого вида внушения может проявляться не сразу, а через некоторое время. Оно необходимо для того, чтобы обучаемые смогли про­чувствовать и осознать оказанное на них внушающее воздействие.

Образное, эмоционально окрашенное слово в сочетании с по­казом изучаемого упражнения, наглядных пособий обеспечивает полноценное осуществление принципа наглядности, чувственно­го и осмысленного познания назначения упражнения и техники его исполнения. Удачно подобранные слова, гимнастические уп­ражнения и музыкальное сопровождение имеют особенно важное значение при занятиях гимнастикой с детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Слово педагога наряду с гимнастическими упражнениями и музыкой — это наиболее сильное средство воздействия на зани­мающихся. При умелом использовании указанных средств можно сформировать личность гимнаста и гражданина, а при неумелом,— непоправимо навредить его здоровью, психике и нравственности. Поэтому подбору этих средств при занятиях с юными гимнастами должно уделяться самое серьезное внимание. Еще более важное значение имеют методы применения этих средств.


Часть третья

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.