Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уровни научения и изменения по Бейтсону



Процесс пробуждения явно связан со сдвигом уровней опыта и осознания. Люди часто говорят о реагировании на различных уровнях. Например, человек может сказать, что какой-либо опыт был негативным на одном уровне, но позитивным — на другом. В структуре нашего мозга, языке и системах восприятия есть естественные иерархии, или уровни, опыта. Каждый уровень организовывает информацию на нижнем уровне и управляет ею. Изменение на верхнем уровне обязательно приводит к изменению на более низких уровнях; изменение на более низком уровне может затрагивать или не затрагивать верхние уровни.

Антрополог Грегори Бейтсон (Bateson, 1973) идентифицировал четыре основных уровня научения и изменения. Каждый следующий уровень более абстрактный, чем более низкий уровень, и оказывает большее воздействие на человека. Бейтсон предложил свою классификацию различных «логических уровней» научения, основываясь на математической теории логических типов Бертрана Расселла. (См. Приложение) Каждый уровень функционирует, делая корректирующие изменения и усовершенствования на более низком уровне.

По мнению Бейтсона:

Нулевой уровень научения характеризуется конкретностью реакции [то есть конкретным поведением в конкретном окружении. Р. Д.], которая правильная или неправильная не подвержена коррекции.

Научение I — это изменение специфики реакции путем коррекции ошибок выбора в пределах набора альтернатив.

Научение II это изменение в процессе Научения I, например корректирующее изменение в наборе альтернатив, из которых делают выбор, или изменение в пунктуации последовательности.

Научение III это изменение в процессе Научения II, например корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делают выбор.

Например, русский физиолог Павлов обнаружил, что можно вызывать у собак слюноотделение, звоня в звонок перед каждым кормлением. Собаки учились связывать звук звонка с получением пищи. Довольно скоро Павлову стоило лишь позвонить в звонок — и у собак начиналось слюнотечение, даже если они не получали пищи.

Согласно модели уровней научения Бейтсона, начальный акт слюноотделения у собак при получении пищи — пример Нулевого Научения. Это — врожденная инстинктивная реакция, которая передается по наследству и которую трудно, если не невозможно, подавить.

Научение расширять реакцию слюноотделения при виде и запахе пищи и вызывать ее на звук звонка — это пример Научения I. Через

Уровни научения связаны с изменениями на различных уровнях поведения

повторение и подкрепление собака учится связывать конкретную реакцию слюноотделения (в противоположность другим реакциям — зевание, лизание, мигание и т. д.) с определенным стимулом конкретного звонка.

Научение II предполагало бы «изменение в наборе альтернатив, из которых делают выбор». Это значило бы, что как только у собаки начинается слюноотделение на звук звонка, она была бы должна, услышав звонок, изменить эту реакцию на что-то совершенно иное (скажем, на лай или бегство), а не просто увеличить или уменьшить интенсивность слюноотделения. Слюноотделение — это элемент набора «пищевых» форм поведения. Другими «наборами» альтернатив были бы «игра», «избегание», «исследование», «агрессия» и т. д. Создание изменения на этом уровне, очевидно, было бы более сложным, чем Научение I.

Научение III было бы еще большим изменением. Бейтсон говорит, что это было бы «изменением в системе наборов альтернатив, из которыхделают выбор». Собака, например, является одной «системой» наборов альтернатив. Другие животные (коты, птицы, люди, волки и т. д.) составили бы иные системы. Чтобы достичь Научения III,собаки Павлова при звуке звонка должны были бы внезапно перейти от «собачьих» форм поведения к «кошачьим» (мяуканье, лазанье по деревьям и т. д.). Это явно было бы задачей весьма сложной и, как указывал Бейтсон, фактически невозможной для взрослых особей большинства видов (хотяподражание другим животным, например собакам, котам и птицам, — естественное и нормальное занятие детей).

Таким образом, с точки зрения Бейтсона, простой механический рефлекс — пример «нулевого научения». Процессы Нулевого Научг-

ния также могли бы включать привычки, склонности и другие паттерны, которые кажутся установившимися и неизменными. Нулевое научение — это обычное состояние для многих людей и организаций. Многие наши паттерны поведения становятся неосознанными встроенными в нас привычками, которые мешают эффективно адаптироваться к изменениям в окружающем мире. Это часто ведет к тупиковым состояниям, сопротивлению, благодушию и неэффективности.

Поведенческое обусловливание, психомоторное научение, перенастройка процессов или возрастающее качественное усовершенствование — действия, касающиеся «корректирующих изменений» конкретных форм поведения и действий в людях и организациях, то есть Научение I. Оно, по сути, связано с поведенческой гибкостью — обновлением и улучшением уже имеющихся процедур и паттернов поведения. Научение I лучше всего стимулировать, помогая людям развить «метапо-знание», понимание действий, внутреннего опыта и процессов мышления. Это делается с помощью базовых техник коучинга и обучения — сравнительного анализа и обеспечения обратной связи.

Изменение таких высокоуровневых процессов, как политика, ценности и приоритеты, связано с действиями, которые обращены к целым наборам альтернатив, — это Научение II. Например, если компания хочет стать в большей степени «ориентированной на обслуживание», чем «ориентированной на производство», это потребует крупномасштабных изменений целых областей процедур и форм поведения и даже использования новых наборов действий и процедур, смоделированных на примере других людей.

Примером изменения в человеке на уровне Научения II был бы резкий переход от исследовательского поведения к избеганию или от агрессии — к исследованию или игре. Достижение такого быстрого и впечатляющего изменения требует сдвига убеждений и ценностей. Например, если человек считает, что определенный контекст «опасен», он, скорее всего, будет выбирать «избегающее» поведение, а не поведение типа «игры». С другой стороны, если человек считает, что контекст «безопасен», он вряд ли выберет поведение типа «бей или беги».

Хорошая иллюстрация этого — быстрое уменьшение числа авиапассажиров после террористических атак 11 сентября 2001 года. Это не было постепенным изменением, вызванным повышением стоимости авиабилетов или ухудшением обслуживания (что было бы примером Научения I). Скорее это было быстрым и значительным изменением, вызванным убеждением, что летать самолетами уже не «безопасно». Очевидно, Научение II происходит быстрее и имеет более серьезные последствия, чем Научение I.

У людей изменения в результате Научения II поддерживаются способностью занимать «метапозицию», то есть диссоциироваться от

себя и рассматривать свои действия в контексте других «наборов альтернатив» и в сравнении с ними. Это одна из главных целей менторства.

Импринтинг и развитие личности в большей степени связаны с осуществлением изменений в целых «системах» альтернативных форм поведения — Научение III. Изменение таких «систем», по существу, предполагает изменение на уровне идентичности. Оно включает расширение диапазона поведения и выход за пределы нашей текущей роли или совокупности «наборов» альтернатив. Интернет и «новая экономика», например, вынудили многие компании принять совершенно новые подходы к менеджменту и маркетингу, иногда значительно отличающиеся от тех, к которым они привыкли и которые их вполне устраивали.

Процесс Научения III можно поддержать с помощью моделирования, эталонного тестирования и принятия «второй позиции» в общении с другими. Эти приемы помогают преодолеть порог и выйти за пределы нашего текущего ощущения себя и идентичности. Как утверждал Бейтсон, «в той степени, в которой человек достигает Научения III, ...его "я" будет становиться в некотором роде неуместным». Бейтсон считал, что осуществить изменение на уровне Научения III очень сложно и «принуждение действовать на этом уровне у некоторых людей и животных может вызвать патогенный эффект». Вот почему спонсорство так необходимо, если мы хотим поддержать человека в расширении его идентичности.

Научение IV

Бейтсон также говорил о возможности Научения IV, стоящего выше этих трех уровней. Он полагал, что этого уровня научения может достичь не отдельный представитель того или иного вида, а лишь группа особей или вид в целом. Научение IV предполагает выработку совершенно новых форм поведения, которые не соответствуют никакой имеющейся системе или классам поведения. Научение IV было бы действительно революционным типом научения, которое предполагает создание полностью новых моделей или систем поведения.

Когда наши предки встали на две ноги и произнесли первые слова, они не выбирали из некоторого имеющегося набора альтернатив и не моделировали представителей какого-то другого вида. Они начали делать нечто совершенно новое, и это в корне изменило нашу роль на этой планете.

Действия гения, как и Научение IV, часто носят беспрецедентный и преобразовательный характер, что ведет к революциям в нашем способе понимания окружающего мира и взаимодействия с ним. В мире высоких технологий Силиконовой долины люди часто прово-

дят различие между «эволюционными» и «революционными» технологиями. Эволюционные технологии существенно усовершенствуют то, что уже существует, значительно расширяя функциональные возможности или характеристики или объединяя технологии. Революционные технологии изменяют или создают новую промышленность и преобразовывают способ работы или общения людей. Например, такие вещи, как печатный станок, автомобиль, самолет, радио, телевидение, персональный компьютер, Интернет, можно считать революционными технологиями.

Хотя определенный тип «пробуждения» сопровождает каждый уровень научения в модели Бейтсона, при Научении IV оно самое глубокое и преобразующее. Революционные аспекты Научения IV — очевидные примеры типа пробуждения, при котором мы способны не только «выбраться из ящика», но и приняться за создание нового набора ящиков.

Как предполагает Бейтсон, прозрения и пробуждения, составляющие Научение IV, скорее всего, проявляются в форме определенного вдохновения или откровения, источник которого находится вне человека в большей системе или «области», окружающей нас; Бейтсон называл эту систему «большим Разумом» или «соединяющим паттерном», а Эйнштейн имел ее в виду, говоря о «замысле Божием» или «Вселенной».

Доступ к Научению IV требует сильной связи с нашим подсознанием и состояний «не-знания», «аптайм», «активного мечтания», которые предполагают сосредоточенность и открытость всем возможностям при отсутствии каких-либо оценочных суждений или интерпретаций. Эти особые состояния дают ощущение способности подсознательно использовать возможности большей «области» или «Разума» вокруг нас, — что мы назвали «духовным» уровнем научения и опыта.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.