Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место исполнительной власти в системе разделения властей



В силу конституционных установлений, государственная власть в РФ разделяется на три структуры со своими функциями, а именно: законодательную, судебную и исполнительную. Три ветви власти самостоятельны, не подчинены друг другу, но должны находиться во взаимодействии. Ни одна из ветвей власти не может сделать многого без другой, и в случае несогласия между ними, вся государственная власть «буксует», а то и парализуется. Несмотря на противоборство между ветвями государственной власти в конце 1990-х годов. В начале нового века отмечена консолидация в действиях властей.

Положения ст. 10 Конституции РФ относятся не только к разделению функций государственной власти, но и к их организации. Чёткое разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти и помогает достичь взаимного сдерживания, установления контроля государственной властью и равновесия между этими функциями. Каждая из функций должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.

В соответствии с Конституцией на федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную власть – Правительство РФ, судебную власть – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный и иные федеральные суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным законом.

Система федеральных органов всех ветвей государственной власти, установленная в Конституции, является закрытой, то есть её пересмотр без изменения главы I Конституции РФ, где эти органы перечислены (ч.1 ст. 11), невозможен.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление представляет собой особую власть, не относящуюся ни к одной из трёх ветвей государственной власти.


§2. Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти.

Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

Признаки исполнительной власти:

1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.

3. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.

4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

6. Применение норм административного принуждения.

7. Подготовка и издание правовых актов управления.

8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).

 

§3. Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ.
Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации.
Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Во-вторых, Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и её субъектов. В-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации становится административный договор. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий.

 

ГЛАВА III. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

§ 1. Правительство Российской Федерации

Анализируя федеральный конституционный закон «О правительстве РФ» Правительство – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Согласно указу Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).
Федеральное агентство – орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральная служба – орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Правительство РФ в своей деятельности постоянно выполняет ряд функций:

1. Сбор, обработка, анализ информации, передача информации другим органам – одна из основных управленческих функций министерств. Федеральные министерства, чтобы правильно организовать управление, должны обладать полной, своевременной, достоверной информацией обо всех процессах, происходящих в той сфере управления, в которой работает данное министерство. Федеральное министерство может само добывать необходимую информацию, а может воспользоваться услугами иных федеральных органов исполнительной власти. Практика показывает, что почти всем федеральным министерствам устанавливается такая функция. Так Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ проводит анализ экономических, социальных, технических, правовых проблем и выработку предложений по их решению, включая подготовку проектов соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов

2. Прогнозирование необходимо для предвидения каких-либо событий или процессов на основе полноценного и всеобъемлющего сбора, обработки и анализа полученной информации. В период децентрализации управления эта функция почти утратила своё предназначение и не закреплялась за федеральными министерствами. И только в последнее время снова возвратились к ней, поскольку без прогнозирования невозможно решать ряд практических задач. Без выполнения такой важной функции, как прогнозирование ни одно федеральное министерство не может научно обосновать прогноз развития той сферы.

3. Для формирования системы управления в министерстве и управляющей федеральным министром системы необходима функция организации. Данная функция является тем краеугольным камнем, который лежит в основе эффективной и успешной деятельности любого федерального министерства.

Как верно писал В.П. Боголепов, «организовать – значит сообщить чему-то стройный вид, упорядочить что-либо, определить строение, взаимное расположение частей, их взаимосвязи и функции». Практически вся исполнительная власть пронизана организационным содержанием. Без такой функции, как организация, невозможно создать, упразднить, реорганизовать структуру федерального министерства, установить порядок взаимоотношений между структурными подразделениями министерства.

Реализация задач, стоящих перед федеральными министерствами, требует чёткой организации управленческой деятельности, проявления оперативности при проведении принятых руководством страны решений.

4. Функция регулирования имеет своим основным назначением создать режим какой-либо деятельности для удержания управляемых процессов в заданных параметрах. В связи с децентрализацией управления, проводимой в последнее десятилетие, существенно сократилось количество государственных предприятий, учреждений организаций. В последнее время предпринимаются попытки создания иных мер воздействия на подведомственные федеральным органам исполнительной власти предприятия, учреждения, организации. Это пытаются делать путём административно-правовых режимов для деятельности объектов управления: лицензирования, аккредитации, выдачи различных разрешений, паспортизации, аттестации и т.д.

5. Функция руководства в последнее время почти утратила своё предназначение. Причиной этому послужило резкое сокращение подведомственных федеральным министерствам структур. Данная функция сохранилась лишь у тех министерств, система управления которых не была разрушена в период децентрализации управления. Это Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и др.

6. Функция координации является также основной и самостоятельной, тесно связанной с управленческой функцией руководства. Координация представляет собой согласование действий государственных органов в целях достижения определённых совместных целей.
7. Планирование. Призвано определить направление, пропорции, темпы и конкретные показатели развития процессов в тех или иных сферах управления. Ранее, в советский период, планированию подвергались все процессы развития, от экономических до социально-культурных. Планированием были охвачены практически все сферы жизни. Планы носили долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный характер.

Планирование экономики в последнее десятилетие не проводилось. Сейчас ситуация несколько изменилась: стали возвращаться к её частичному планированию. Для этого было создано Министерство экономического развития и торговля РФ.

8. Функция стимулирования. Эту функцию выделял Б.М. Лазарев. Он отмечал, что в экономической и юридической литературе обычно говорят о стимулировании только в смысле поощрения чего-либо, способствования чему-то. Он также считал, что стимулирование может выступать в виде «экономического давления», побуждающего делать что-то и не делать чего-то.[4]
9. Одной из важнейших и неотъемлемых в государственном управлении является функция контроля. Понятие «контроль» может толковаться как «проверка, и как постоянное наблюдение в целях проверки и надзора».[5] Применительно к единой системе исполнительной власти в Российской Федерации функция контроля выглядит как поиск и сбор информации о подконтрольных объектах, её сопоставление, выявление причин противоречий между их реальной деятельностью и необходимой моделью.
Значение контроля в системе государственного управления, особенно в последние годы, существенно возросло, поскольку проблемы, которые возникают из-за ненадлежащего, а порой и полного отсутствия контроля в исполнительной власти, приводят к функциональным нарушениям в деятельности всей системы.

10. С контролем тесно связан учёт. Но управленческая функция учёта в настоящее время не выступает у федеральных министерств как самостоятельная. Она трансформировалась в функцию сбора информации и анализа.
В целом при закреплении тех или иных функций федеральному министерству необходимо исходить из специфики деятельности федерального министерства.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.