Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАПТИСТОВ В РОССИИ



Баптисты очень активны в социальном служении, и не только в других странах, но и в современной России. Об этом недавно заявила начальник отдела по работе с общественными и религиозными организациями аппарата полпреда президента РФ в Центральном Федеральном округе Марина Белогубова:

«Социальное служение протестантских церквей среди наркозависимых и алкоголиков является наиболее эффективным среди религиозных организаций».

По её словам, количество реабилитационных центров для наркоманов, созданных на базе евангельских общин, многократно превосходит число аналогичных центров, организованных православными. Особенно важно, что протестанты доказали эффективность своей работы в сфере душепопечения, так как никакими медицинскими методами наркомана невозможно вернуть к нормальной жизни. Прорыв в понимании всех трудностей антинаркотической работы произошёл во время реализации проекта «Поезд в будущее». Его участниками и инициаторами были как православные, так и протестанты.

В 2003-2004 годах Российским Союзом Евангельских христиан баптистов была организована всероссийская миссионерская автомобильная экспедиция «Евангелие народам России». Её маршрут пролегал от Москвы по северной части страны до Камчатки и затем обратно по южной части страны до Москвы. Цель экспедиции – посетить церкви и вдохновить верующих на служение, проповедовать Евангелие всем национальностям, посетить детские дома, интернаты с благотворительной помощью.

5-7 июля в гостях у баптистов побывал Алексей Свистунов – главный редактор Книги рекордов России, директор издательства «Пари». Его визит, в первую очередь, носил официальный характер и был связан с регистрацией рекорда миссионерской экспедиции "Евангелие народам России", как самой продолжительной по количеству дней - 221 и километражу - более 50 тыс. км. в истории нашей страны. Кроме того, Алексей Орэстович выступил экспертом Книги рекордов Гиннеса, куда духовный марафон российских баптистов внесен как претендент на установление рекорда, но уже в общемировой истории. По этому поводу он сказал:

«Возможно, "Евангелие народам России" станет самым главным духовным достижением страны, потому что эту миссию организовала евангельская церковь. Возможность проведения такого рода экспедиций - это, наверное, один из показателей открытости нашего общества, в котором люди могут не просто выражать свои внутренние ощущения, свое отношение к Богу, но и свободно доносить свои мысли другим людям, не боясь, что их схватят за руку. Я считаю, что "Евангелие народам России" - определенная духовная победа всех нас живущих в государстве под названием Россия. Я увидел, что она важна, важна для общества, для многих людей, которые ходят в другие церкви, которые считают, что баптисты – это что-то страшное. Я много читал про евангельскую церковь, так что не с совсем закрытыми глазами вошел в ваш храм. И, тем не менее, многие вещи стали для меня определенным открытием. Да, баптисты несколько иначе понимают веру, Бога, но это понимание не отталкивающее. Когда видишь дружную семью, которая проповедует общехристианские ценности, десять библейских заповедей, близких каждому человеку, неважно к какой христианской конфессии она принадлежит, неужели это должно отталкивать? Наоборот, это притягивает. Я считаю, что ваша экспедиция - пример для всех христиан. Многие конфессии настолько уверены в своей пастве, что люди их не бросят, что не делают даже малых усилий. Считают, что достаточно с амвона обратиться с одной и той же проповедью и это убедит людей в искренности их веры. Нет! Подвижничество все-таки в веках останется главным элементом движения в сердце человеческом».

В 2005 году баптистами при поддержке ГУИН (Главное Управление Исполнения Наказаний) была организована вторая экспедиция – «Евангелие заключённым России», которая также объехала всю страну. Цель – посетить колонии и тюрьмы России с проповедью Евангелия и побудить отъявленных грешников обратиться к Богу с покаянием, чтобы Бог изменил жизнь. В экспедиции приняли участие бывшие заключённые, которые стали христианами. На встречах с заключёнными они свидетельствовали о том, как они нашли Бога, и как Бог изменил их жизнь. Многие заключённые были настолько затронуты этим словом, что не стеснялись в слезах при других заключённых исповедовать себя грешниками и в покаянии просить у Бога прощения. Сотрудники колоний были настолько тронуты происходящим, что просили баптистов проводить и дальше подобную работу, потому что это приносит реальные изменения, которые невозможно достигнуть методами воспитательной работы.

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ

БАПТИСТСКИХ ЦЕРКВЕЙ.

В настоящее время в России существует два баптистских Союза: Российский Союз Евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) и Совет Церквей Евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ). Церкви РС ЕХБ, которые в советское время, идя на компромиссы, пытались устоять под давлением государства и существовали легально, сегодня наиболее ревностно и открыто проповедуют Евангелие, открывают много новых церквей, которые достаточно современны и интересны для нового человека, проводят большую социальную работу и идут на контакт с властями. Церкви же СЦ ЕХБ, которые в советские времена были в подполье, в настоящее время по-прежнему держатся в стороне от контактов с властями и общественной жизни, имеют особый внутренний уклад и традиции, что не всегда понятно современному человеку.

Человеку, пожелавшему посетить баптистскую церковь, будет полезно знать, что церкви даже одного Союза могут отличаться друг от друга. Так как исторически баптисты всегда допускали некоторые разномыслия в своей среде, то и современные баптисты могут иметь разное отношение к второстепенным вопросам жизни и практики. В одном городе могут быть несколько баптистских церквей, в которых богослужения и внутренняя жизнь отличаются. Например, в некоторых церквах в музыкальном плане предпочитают хоровое пение, в других – современное эстрадное; в некоторых больше поют спокойные и медленные песни, в других – более ритмичные; некоторые развивают служение духовых оркестров, другие – эстрадных групп; у одних звучит орган или фортепиано, в других – самые разнообразные инструменты вплоть до ударной установки. Порядок проведения богослужения тоже может быть разный. Некоторые придерживаются строгого порядка проведения служения, другие могут свободно изменять ход богослужения. Некоторые церкви перед богослужением соблюдают тишину, понимая это как проявление благоговения и молитвенного размышления, в других, наоборот, стоит шум от общения и радостных встреч друг с другом. Какие-то церкви считают, что на богослужениях замужние верующие женщины должны покрывать голову, в других этому не придают значения.

Многие отличия не обязательно должны быть правильными или неправильными, просто каждая церковь непохожа на другую, как непохожи люди друг на друга. Это зависит также и от того, насколько давно эта церковь основана. Более старые церкви могут иметь сложившиеся с годами традиции и уклад жизни, новые церкви скорее будут более современны и открыты к различным нововведениям. Есть и более сложные богословские отличия, которые могут почти не влиять на практику жизни, но в одном баптисты едины – это в очень серьёзном отношении к Библии, в стремлении соотносить с практикой изучение Библии. Поэтому человеку, впервые пришедшему в баптистскую церковь, можно посоветовать посетить и другие церкви, чтобы получить более полное представление о баптистах.

Говоря о баптистах, как христианской деноминации, стоит упомянуть, что они не имеют строгой иерархии. Например, церкви, входящие в РС ЕХБ, имеют следующее устройство. Первым лицом каждой поместной церкви является пастор (с лат. «пастырь», «пастух») или пресвитер (с греч. «старейшина»). У пастора существуют помощники – диаконы. Все баптистские церкви в рамках одной области имеют старшего пресвитера или епископа (с греч. «надзиратель»), задача которого присматривать за церквами, помогать их развитию, координировать и развивать связи между церквами. Церкви нескольких областей объединены в Федеральный Округ, в котором ответственным лицом служит вице-президент Российского Союза ЕХБ. А координацию служения на всероссийском уровне осуществляет баптистский центр в Москве, в котором работают разнообразные отделы служения: молодёжный, детский, тюремный, миссионерский, административно-правовой, издательский и другие. Руководят этим центром президент Российского Союза ЕХБ и его заместитель. В разное время структура баптистского Союза изменялась в соответствии с необходимостью.

Баптистская структура отличается от других тем, что высшая власть не имеет права сверху давать указания для церквей. Старший пресвитер (епис-коп) не может изменять решения, которые приня-ла отдельная церковь на общем собрании, так как баптисты придержива-ются принципа автоном-ности церкви. Задача епископа, а также служителей окружного и всероссийского уровня только способствовать развитию церквей, предлагать и организовывать обучение служителей (семинарии, колледжи, институты, школы), проводить семинары и конференции на различные темы, посещать церкви с ободрением, наставлением и выступать в качестве третьего лица при решении спорных вопросов и других, таких как, например, избрание служителя.

Причиной такого демократического устройства является вера баптистов в принцип «всеобщего священства». У баптистов нет разделения на «клир и мир». Задача священнослужителя помогать каждому верующему развивать личные взаимоотношения с Богом, а не выступать в качестве посредника между людьми и Богом.

В отличие от других христианских конфессий, баптисты имеют фиксированное членство. Каждый, кто крестится водным погружением, присоединяется к церкви и считается членом конкретной общины. Это позволяет церкви знать и помнить каждого верующего, осуществлять заботу и попечение о нём, а самому верующему ощущать себя частью Божьей семьи – церкви, где он всегда может получить помощь, поддержку и внимание со стороны остальных верующих и служителей. Баптисты верят, что принадлежность к церкви необходима. Ребёнок без семьи – сирота, овца без стада беззащитна перед хищниками, солдат без взвода не способен противостоять вражеской армии, трубач без оркестра не может в полноте реализовать всю красоту звучания своего инструмента… Есть много подобий церкви. Баптисты считают важным держаться вместе и заботиться друг о друге, чтобы противостоять греху и врагу человеческих душ – диаволу. В христианской песне поётся «Когда мы вместе – мы сильны, когда мы вместе – Господь среди нас».

Баптисты открыты для общества и для государства. Церкви Российского Союза ЕХБ имеют государственную регистрацию, что позволяет им открыто и на основании закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) осуществлять свою деятельность в обществе, в некоторых вопросах взаимодействовать с государством. Каждый интересующийся свободно может посетить богослужения церкви и получить информацию о деятельности общины. Баптисты ничего не скрывают и не имеют тайны, которая может быть доступна только особо посвящённым. Единственными закрытыми собраниями для внецерковных людей являются членские собрания, на которых обсуждаются и решаются внутренние вопросы церкви. Так же, как любая семья, баптистская община стремится сохранять свою целостность и защищать себя от разрушающих влияний извне. Поэтому, если какой-либо человек или государство пытается вмешиваться во внутренние дела церкви, чтобы навязывать свою волю, церковь противостоит этому.

Баптистские церкви отличает простота, как в проведении богослужений, устроении церковного здания, так и в личном общении друг с другом. Один из посторонних описал своё посещение одной из сельских баптистских общин:

«Встретили нас приветли-во, заинтересованно спро-сили, кто мы такие, удов-летворились нашим стан-дартным туманным отве-том в духе «Изучаем жизнь русских людей», кивнули с пониманием. Фотографиро-вать можно. Мы осмотре-лись: много детей с осмыс-ленными глазами. Те, что помладше, ведут себя совершенно нескованно, шебуршатся на лавках, и никто на них не шикает.

Вообще атмосфера свободная. Слушают проповедь, молятся очень сосредоточенно, но при этом много движения: кто-то заходит в дом, кто-то выходит, кто-то коротко перешеп-тывается. Какой-то мальчик забежал с улицы в футболке с покемонами, поднялся на второй этаж, переоделся в одно-тонную рубашку, без понуканий пошел в молитвенный зал».

«Мне понравилась простота и во внешнем виде баптистов, и в их аргументации, которая крайне немудрёна, но по делу».

Атмосфера простоты и уюта особенно характерна для небольших церквей. Церкви, где народу побольше, труднее создать такую атмосферу, но простота и искренность проявляется в личном общении верующих между собой и до и после богослужений. Общинный уклад жизни подразумевает доступность руководящих служителей, с которыми можно свободно и сердечно поговорить на разные темы.

Баптисты, как правило, не зациклены только на своей вере и могут иметь вполне земные увлечения и интересы, такие как компьютеры, рыбалка, садоводство, спорт и многое другое. Главное – эти увлечения не должны становиться центром жизни и не препятствовать развитию собственной духовности. Баптистам характерно стремление к бóльшим познаниям; если в советские времена им не позволяли получать высшее образование, то теперь молодые люди демонстрируют отличия и в отношении к учёбе. На работе баптисты проявляют себя как честные, исполнительные и трудолюбивые люди, начальствующие их очень уважают и доверяют самые ответственные дела.

Членами современных баптистских церквей являются не только простые люди, но и люди самых разных социальных уровней и профессий. В среде российских баптистов есть и учёные люди, профессора, академики, изобретатели, военные, генералы и полковники различных служб, прокуроры, журна-листы, врачи, музыканты, артисты, бизнесмены, известные спортсмены и многие другие. И на баптистских собраниях никто не пытается себя поставить выше других – все общаются на равных, независимо от социального уровня или материального достатка.

Баптистам присуще и наличие здорового юмора. Существуют целые коллекции юмористических историй из жизни церквей. А когда не только рядовые верующие, но и служители собираются вместе для общения, то нередко можно услышать заразительный громкий смех от очередной рассказанной весёлой истории. Кстати, смех можно вполне услышать и на богослужениях, так как богослу-жения не имеют строгой формы и ритуальности, и проповедники в определённой мере вполне могут использовать и своё чувство юмора. Многие, впервые посетившие баптистскую свадьбу, выража-ют удивление: как это они умудряются без выпивки и так от души веселиться? Среди баптистов много весёлых людей. Недаром суще-ствует присказка «баптисты-артисты». Но вместе с тем, они могут в любую минуту стать крайне серьёзными, когда дело касается чьей-то нужды, плакать вместе с плачущими и молиться за страждущих. И в этом нет лукавства, лицемерия или неискренности. В этом видна обычная человеческая сострадательность и соучастие в переживаниях других. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Библия, Послание к Римлянам 12, 15). И в этом снова проявляется их стремление быть похожими на первоапостольскую церковь, о которой написано в Библии: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деяния Апостолов 2, 46-47).

Баптисты большое значение придают семейным вопросам. Во многих баптистских семьях много детей, и семьи удивляют окру-жающих своей жизнерадостностью и дружностью. Дети зачастую очень музыкальны, так как с детства растут в атмосфере музыки и песен. Отношение к браку очень серьёзное, поэтому не допускаются поспешные браки. У баптистов не существует обета безбрачия (целибата), служители, как правило, все имеют семьи. Проповеду-ется половое воздержание до брака и абсолютная верность в браке.

Баптистские церкви существуют исключи-тельно на добровольные пожертвования. Не существует никаких денежных взносов при вступлении в общину. Более того, абсолютно все служения и священнодействия совершают-ся бесплатно. В церкви может продаваться только духовная литература и другие матери-алы духовного содержания, поскольку всё это в свою очередь тоже приобретается в специаль-ных издательствах и магазинах. Печатается много и бесплатной литературы для повсемест-ного распространения. Во многих баптистских церквах можно бесплатно приобрести Новый Завет (вторая часть Библии). Во многих церквах верующим рекомендуется десятина – десятая часть ежемесячного дохода, которую христианин отдаёт в церковь, таким образом посвящая её Богу. Но и это подаётся не как установление, а как рекомендация. Многие верующие, отдавая даже сверх десятины, свидетельствуют об удивительных Божьих благословениях в жизни. Верующие начинают практиковать десятину и пожертвования тогда, когда осознают её значение для себя лично, когда готовы испытать Бога в этом. Происходит это по собственному решению, совершенно добровольно, не по принуждению. И именно такой подход к пожертвованиям проповедуют баптисты. Любая жертва должна быть доброхотной, от сердца и по собственному решению.

Баптистам также ха-рактерна большая жерт-венность и в служении. Они готовы оставить до-машний уют, лишиться комфорта ради возве-щения Евангелия Иису-са Христа людям в раз-личных уголках страны. На крайнем севере из всех христиан больше всего баптистов. Многие из них уехали из сол-нечной Молдавии, Украины, Белоруссии, Кавказа в холодные края, терпят лишения, большие материальные и физические трудности, но не унывают и с радостью служат Богу и людям. Некоторые из них не были приспо-соблены к трудностям, но когда Бог позвал их ехать в трудно-доступные места миссионерами и проповедовать Евангелие, они послушались, и никто из них не жалеет об этом. И если раньше баптистов ссылало советское государство, то сегодня баптисты сами едут туда ради спасения погибающих душ. И в этом истинное служение христианина. В Библии мы читаем слова апостола Павла, описывающего своё служение, которое можно применить и к баптистам:

«Мы во всем являем себя как служители Божии: в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в нелице-мерной любви, в чести и бесчестии, при порицаниях и похва-лах. Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвест-ны, но нас узнают; нас считают умершими, но вот, мы жи-вы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Послание к Коринфянам 6, 4-10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Баптисты являются христианами. Они исповедуют чистое библейское учение, в основе совпадающее с православным, исповедуют того же Христа. Баптисты не являются врагами Православию и представляют собой альтернативу для тех, кто ищет Бога и хочет следовать за Христом больше, чем за традициями, но Православие им не понятно и не отвечает потребностям души.

Баптисты являются Церковью,а не сектой, так как не соответствуют ни одному из признаков секты. Тем более, баптисты не являются «тоталитарной сектой», так как имеют демократичес-кое устройство и осуществляют социально значимую, полезную деятельность.

Баптисты имеют весьма давнюю и уникальную исто-рию. Их нельзя называть новым, малоизвестным движением. И хотя баптисты не являются протестантами на основании историчес-ких фактов, но условно относятся к протестантам, так как имеют много схожего в церковном устройстве и практике жизни. Баптисты отличаются от многих других христианских течений тем, что имеют здравое, выверенное учение, имеют незапятнанную временем и историей репутацию. У баптистов нет человека-основателя движе-ния, личности, на которую они ссылаются, как на свой авторитет, не существует человека, которого бы баптисты особо чтили. Баптисты не имеют одного географического места зарождения. Баптистские группы возникали в разных странах часто независимо друг от друга и позже лишь объединились в одну организованную конфессию. Это показывает, что движение не было человеческим, а Божьим.

Баптисты не считают себя исключительными, любят других верующих, считают, что спастись можно не только в баптизме. Баптисты всегда допускали в своей среде разномыслия по второстепенным вопросам и исповедуют веротерпимость. Баптисты всегда стремились быть настоящими христианами, а не формально исповедовать веру, имеют фиксированное членство, а не приход.

Баптисты занимают выверенную, взвешенную и конструктивную позициюотносительно вопросов, касающихся межконфессиональных отношений и отношений между церковью и государством. Это способствует возрастанию их авторитета. Там, где баптистам давали свободу для своего вероисповедания, они приносили стране процветание и успешное развитие, при том не становясь главенствующей религией, подавляющей других (например, в США).

 

 

Обращаясь к тем, кто считает себя верующим, но не посещает церковь, хочется предложить посетить баптистскую церковь в своём городе или районе. Если Вы не знаете адреса, напишите нам. Если Вы желаете честно заглянуть в свою душу, поразмышлять о своей жизни, соответствует ли она Божьим ожиданиям, привести в порядок свои отношения с всевышним Богом, узнать больше о том, что значит быть верующим, получить ответы на самые разные жизненные вопросы, то не постесняйтесь придти в баптистскую церковь.

Человек, называющий себя христианином, но не посещающий церковь и не читающий регулярно Библию, обманывает себя. Библия говорит: «Вера от слышания и слышание от слова Божия» (Послание к Римлянам 10,17). Это значит, только тот может верить по-настоящему, кто регулярно слышит слово Божие и размышляет над ним.

Более того, Библия говорит о важности претворения в жизнь тех заповедей, о которых мы узнаём: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Послание Иакова 1,22-24). В баптистской церкви можно услышать простую и понятную проповедь, разъясняющую библейские истины слова Божьего – Библии. Это пробуждает и укрепляет веру в слушателе. Это помогает увидеть то, что мы должны изменять в себе, чтобы Бог был доволен нами.

Библия призывает: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Послание к Тимофею 4,16). Баптисты – это люди, внимательно изучающие Библию с целью узнать Божью волю и избежать участи с теми, кто будет осуждён за свои грехи в конце земной жизни. А что ожидает Вас в будущем? Вы уверены, что Ваша душа после смерти наследует Божье Царство? Спасены ли Вы?

Если же Вы далеки от религии, потому что считаете это пустым занятием, то помните, что каждому из нас надлежит в своё время предстать перед Богом и дать отчёт о своей жизни, независимо от того, верили ли мы в Него или нет. Что тогда скажете Вы? Возможно, Вам не нравится религия из-за своих глупых обрядов и ритуалов. Возмож-но, Вас раздражает напыщен-ный вид церковников и богатые украшения храмов. Возможно, Вы готовы дать множество возражений, поче-му Вам не хочется становиться верующим.

Хочется сказать в ответ лишь одно. Вера в Бога – это не то, что представляют себе большинство людей вокруг Вас. Стать верующим – это не значит отказаться от удовольствий жизни и превратиться в отрешённого человека в чёрной одежде. Жизнь христианина – это жизнь, наполненная радостью, любовью, внутренним спокойствием и уверенностью. Чтобы получить правильное, библейское представление о вере, нужно сделать смелый шаг и разобраться в вопросах веры.

Если у вас был негативный опыт общения с верующими, попытайтесь встретиться с баптистами и задать Ваши вопросы им. Возможно, это изменит Вашу жизнь и Ваши представления о Боге, верующих и христианской жизни. Не нужно бояться названия «баптист». В других странах это имя внушает уважение. Если Вы смелый и думающий человек, Вы преодолеете стереотипы, навязанные в своё время атеистической пропагандой и официальной церковью, сумеете лично убедиться в том, что российская баптистская церковь вполне способна помочь каждому человеку найти именно Бога, а не религию, помочь начать жить жизнью, исполненной радости, любви и смысла и стать достойнейшим гражданином своей страны.

Благослови Вас Бог!

 

 

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН - БАПТИСТОВ

Религиозная организация

Челябинская Церковь евангельских христиан - баптистов «Благовестие»

Литература

1. История России с древнейших времён до 1917 года, энциклопедия, том 1. М.: 1994..

2. Лесков Н.С. Великосветский раскол. (Лорд Редсток, его учение и проповедь). М.: изд-во М.Тушнова, 1877.

3. Дж. М. Карроль. След Крови, лекции.

4. Малое собрание сочинений А.Солженицына, "Архипелаг Гулаг", том 7.

5. Филипп Шафф. История христианской церкви, том VII.

6. Жизнь и труды д-ра Ф.В. Бедекера, изд-во GBV, 1991.

7. Эрл Кернс. Дорогами христианства. М.: изд-во «Протестант», 1992.

8. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства, ЗБИ ФСЕХБ, 1993.

9. Фаунтин Дэвид. Лорд Редсток и духовное пробуждение в России, изд-во «Альфом», 2001.

10. История баптизма, сборник. Вып.1, ОБС, «Богомыслие», Одесса, 1996.

11. Богомыслие, альманах. Вып.7, Одесса, 1998.

12. Солодовников В.В. Право славить Бога. СПб.: изд-во «Библия для всех», 2001.

13. Путь богопознания, богословско-публицистический журнал, МБС ЕХБ. Вып.5, М.: 2000.

14. Игнатьев Родион. Пашковцы-баптисты в Петербурге, Исторический вестник №4, 1909 г.

15. В котле России 1869-1933, автобиография И.С. Проханова. Изд.№1, 1992.

16. о. Александр Мень отвечает на вопросы.

17. «Челябинский рабочий», газета, 18 ноября 2000.

 

Другие источники

18. Попов Владимир. Об основоположниках евангельских христиан баптистов, www.baptist.org.ru

19. Солженицын А. Выступление на торжественном заседании на V Рождественских образовательных чтениях (1996 г), www.teljonok.chat.ru

20. Бюллетень Библейских Верующих, www.baptist.org.ua

21. International Mission Board, www.imb.org

22. Портал-Кредо, www.portal-credo.ru

23. Официальный сайт РС ЕХБ www.baptist.org.ru

24. Видеофильм «Открывая тайну о баптистах», студия «Источник», Смоленск.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.