Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова



«Кому на Руси жить хорошо»

Н.А. Некрасов создал галерею прекрасных женских образов. Среди них и образ русской крестьянки Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Часть «Крестьянка» в поэме и самая большая по объему, и написана от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожай; угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить ее духа, в них она сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Словечка никому.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:

И тут я покорилася,

Я в ноги поклонилася…

Но затем неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее — нет креста!

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это — женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

Глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут», «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»), восклицательные формы при построении предложений, обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!», «Сноха в дому последняя, последняя раба!»), народные поговорки и пословицы («Не плюй на раскаленное железо — зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс — овес «), повторение частицы - ся в глаголах («крестьяне… разбежалися, заметалися»), обилие уменьшительно-ласкательных слов («матушка», «бледнешеньки», «камушек»); особый характер сравнений, связанных с природой, с крестьянским трудом и социально-бытовыми представлениями: «как кошка, я прокралася», «как зверь в лесу порыкивал», «краса взята у солнышка, у снега белизна, у маку губы алые».

Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Тяжелые испытания, выпавшие на долю крестьянки, не сломили ее характера, а закалили, сделали сильной, уверенной в себе. В этом и заключается смысл раскрытия ее образа Некрасовым. Поэт гордится своей героиней, ее стойкостью, умением доказать свою правоту. Матрена Тимофеевна не только сама не пропала, но и подняла свою семью. Благодаря ей, тяжкому труду, эта семья не голодает. А счастья нет, как нет справедливости в мире. Но эта женщина не просто типичный представитель «величавых славянок», а особенный человек, который отличается ото всех своими индивидуальными качествами. Не у каждой женщины есть столько смелости, эмоциональности, энергии для того, чтобы противостоять всем напастям и неудачам, встречающимся на жизненном пути. Но именно «величавая славянка» - это идеал русской женщины, которая, как говорится, «в горящую избу войдет».

Благодаря приобщению к устной народной поэзии частным фактам из жизни Матрены Тимофеевны придается обобщающий смысл. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники, что «промерили полцарства». Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто «Крестьянка». Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок.

И когда-нибудь все их духовные силы соединятся в одну тонкую нить, из которой всеобщими усилиями будет соткан ковер; и когда-нибудь все эти «ключики» от счастья будут слиты в один «золотой ключик». И этот «ключ» будет лежать в сильной ладони, и твердой, уверенной походкой она, величавая славянка, пройдет по этому ковру, которым будет застлана тропинка к двери, за которой ее вечно будет ждать Счастье…

 

5. Эволюция образа женщины-революционерки. «Пленительные образы…» в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

Н.А. Некрасов

Заметна и эволюция образа женщины-революционерки: от наивной Саши, стремящейся к общественной деятельности, но еще не нашедшей своего жизненного призвания (поэма «Саша»), к образам декабристок, бросивших вызов самодержавию и пошедших в Сибирь за своими мужьями (поэма «Русские женщины»).

Поэма «Саша» была написана Некрасовым накануне общественного подъема, который наступил во второй половине 1850-х годов, и поэт одним из первых в русской литературе поставил вопрос о необходимости появления в стране новых общественных деятелей, которые в отличие от прекраснодушных мечтателей 40-х годов, оказавшихся нестойкими и непоследовательными в своих убеждениях, смогли бы претворить слово в дело. Решению этой проблемы и посвящено основное содержание поэмы, где рассказана история взаимоотношений обаятельной девушки Саши, живущей простой и естественной жизнью, и помещика Агарина, «вечного странника», лишенного твердых убеждений и оторванного от живых потребностей своей страны. Некрасову важно было показать, откуда могут появиться «новые люди» и как происходило формирование их убеждений.

В повествование о знакомстве и встречах Саши и Агарина Некрасов включил евангельскую притчу о сеятеле, бросившем в благодатную почву семена и получившем богатый урожай.

В представлении поэта такими же сеятелями являются те, кто распространял знания и сеял плоды просвещения. В этой роли в поэме выступает Агарин, а благодатной почвой становится чистая и незамутненная душа Саши. Юная героиня с пылкой восторженностью восприняла слова Агарина о правде и справедливости, о том, что придет время и «солнышко правды взойдет над землею», и попыталась в меру своих сил и возможностей начать действовать. И пусть пока ее деятельность очень скромна («Бедные все ей приятели-други: / Кормит, ласкает и лечит недуги»), но в будущем она обернется «пышным плодом». В своей поэме Некрасов (а вместе с ним, почти одновременно, и Тургенев в романе «Рудин») прозорливо предостерегал от слишком поспешного и категоричного обвинения представителей дворянской интеллигенции, «лишних людей», в бездеятельности и бесплодной мечтательности. При всем ироническом отношении к Агарину (и ему подобным) лирический герой поэмы должен был признать, что сеял тот «все-таки доброе семя!». И хотя свои слова и призывы Агарин так и не смог претворить в реальное дело, но они пробудили в Саше желание действовать, быть полезной и нужной людям. Недаром позднее активная деятельница революционного движения В. Н. Фигнер писала: «Поэма учила, как жить, к чему стремиться. Согласовывать слово с делом — вот чему учила поэма...»

А о подвиге декабристок я узнала на уроке литературы, когда учительница рассказывала нам о поэме Николая Алексеевича Некрасова “Русские женщины”. Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу.

Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.

Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они “другим дороги проложили” — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Поэма композиционно делится на две части. В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь. В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию... Сон прерывается суровой страшной правдой — печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, “забытой Богом стороны”.

Исчезли радужные сны.
Пред нею ряд картин
Забытой Богом стороны:
Суровый господин
И жалкий труженик-мужик
С понурой головой...

Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного “царства нищих и рабов” помогает Трубецкой, исполненной “наивного ужаса”, понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,— понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу:

У вас седая голова,
А вы еще дитя!
Вам наши кажутся права
Правами — не шутя.
Нет! ими я не дорожу,
Возьмите их скорей!
Где отреченье? Подпишу!
И живо — лошадей!..

На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:

Не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины иной,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к Родине любовь —
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..

Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрывается героический характер русской женщины. Воспоминания о Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение:

Будь проклят мрачный дом,
Где первую кадриль:
Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет...

Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили старого вояку-губернатора, он восклицает:

Я вас в три дни туда домчу...

Закончив работу над первой частью поэмы, Некрасов приступил ко второй — “Княгиня Волконская”, пользуясь фактами из записок княгини. Поэт создает одновременно пленительный и героический, самоотверженный и благородный образ русской женщины. В начале поэмы он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой — “царицею бала”, увлекшей молодежь “голубым огнем” своих глаз. Он рассказывает о ее браке с Сергеем Волконским, которого она почти не знала, провела лишь первые недели совместной жизни. Сергей не решился посвятить свою юную жену в заговор, она стала догадываться о нем лишь в последний момент, когда при ней муж жег компрометирующие документы. Перенесенное несчастье показало внутреннюю силу характера Волконской. Узнав о трагической судьбе мужа, она не растерялась:

Пусть беда велика,
Не все потеряла я в мире.
Сибирь так ужасна, Сибирь далека.
Но люди живут и в Сибири?..

Встреча в каземате крепости с мужем окончательно укрепила ее и придала новые силы. Однако Некрасов показывает, что не одна любовь к мужу заставила принять Волконскую свое решение: муж стал для нее героем-патриотом, борцом за честь и свободу Отечества.

Я тихо шепнула: “Я все поняла.
Люблю тебя больше, чем прежде...”
“Что делать? И в каторге буду я жить
(Покуда мне жизнь не наскучит)”
“Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить?
(Ведь каторга нас не разлучит?)
“Так вот ты какая!” — Сергей говорил...

Даже муж удивлен самоотверженностью молодой женщины. Выдержав нелегкую борьбу с семьей, Волконская пишет царю о своем решении последовать за мужем. В “элегантном” и лицемерном ответе Николая она прочла тяжесть своей будущей жизни, отсутствие надежды на возвращение. Несмотря на это, Волконская решается ехать. С большой душевной болью оставляет она сына, прощается с родными:

Не знаю, как мне удалось устоять.
Чего натерпелась я... Боже!..
Была из-под Киева вызвана мать,
И братья приехали тоже;
Отец “образумить” меня приказал.
Они убеждали, просили,
Но волю мою сам Господь подкреплял,
Их речи ее не сломили.

“Смелое терпение” проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и “горькие стоны” матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, “подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь” и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Это уже не прежняя мечтательно-веселая, избалованная успехом светская девушка, а закаленная испытаниями, умудренная горестными событиями женщина-патриотка. При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности и благословляя этим подвиг и самоотверженность участников восстания.

Он много страдал, и умел он страдать!..
Невольно пред ним я склонила
Колени — и, прежде чем мужа обнять.
Оковы к губам приложила!..

Доходчиво, без затей, с пафосом и гордостью за Родину, имеющую таких сыновей и дочерей, повествует Некрасов об этом. Каждый, впервые обратившийся к поэме, испытывает те же чувства гордого восхищения, что и автор, создавший это произведение. Замечательное время, замечательные люди! Нам есть чем гордиться в своей истории, есть с кого брать пример высокой гражданственности.

 

V. Заключение

Женщин называют «прекрасной половиной человечества». Многие годы и даже столетия женщина была практически бесправна, однако именно благодаря ей человечество живет и будет жить. Мужчины всегда преклонялись перед женщиной, а многие даже обожествляли. Например, для поэта Александра Блока многие годы понятия «женщина» и «богиня» были практически равнозначны. Не только для Блока, но и для многих других писателей женщина представляла собой тайну, загадку, которую они стремились разгадать, но тщетно. Многими поэтами были созданы замечательные героини, буквально живущие на страницах написанных книг. Бесспорно, одним из таких писателей является Николай Алексеевич Некрасов. Несмотря на то, что все-таки ключевыми героями в его произведениях зачастую становились мужчины-идеалисты, героини Некрасова так хорошо описаны, что в них нельзя не верить. Им нельзя не сопереживать.

Образ русской женщины, ставшей в творчестве Некрасова олицетворением живой души, символом многострадальной Отчизны и музы поэта, по праву занимает одно из главных мест в русской поэзии XIX века, находит отклик в сердцах благодарных читателей. Характеры русcких женщин в творчестве Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни и порядках в селах и городах, - таких перемен, которые помогли бы "женщинам в русских селениях" по-настоящему проявить любовь всего своего сердца.

Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задушенной тяжелыми условиями жизни. Поэт говорит об этой стороне характера крестьянок, что "грязь обстановки убогой к ним словно не липнет". Русская женщина "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть матерью, настоящей, чуткой. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и содержать семью. Героиня стихотворения "В полном разгаре страда деревенская…" "из сил выбивается", чтобы был сыт ее ребенок.

Поэзия Некрасова учит чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет чуткость к другому человеку. Произведения Некрасова были актуальны не только в девятнадцатом столетии, но они современны и в наши дни и будут живы всегда!

Таким образом, со страниц некрасовской лирики встают перед нами русские женщины во всем величии русского национального характера.

 

 

VI. Список использованной литературы

1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Некрасов Н.А. 2002

2) Некрасов Н.А. Избранные произведения. – Лениздан, 1969

3) Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. – Уфа, 1981

4) Некрасов Н.А. Стихотворения. – Ставропольское издательство, 1975

5) Произведения школьной программы в кратком изложении Некрасов Н.А. – М., Родин и компания, издательство Аст, 1998

6) Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. – М., Просвещение, 1988

7) Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему» // О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1985

8) Степанов Н.Л. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. – М.: Художественная литература, 1971

9) Степанов Н.Л. Поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины". – М.: Детская литература, 1985

10) Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. - М., 1992

 

 

VII. Приложение

1. Фотогалерея жизни Н.А. Некрасова

2. Фотографии жен Н.А. Некрасова

3. Иллюстрации к поэмам Н.А. Некрасова

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.