Планы практических занятий и методические указания к ним
Тема 1. Предмет и задачи фонетики. Три аспекта изучения звуковой стороны языка. Сегментные единицы фонетического членения речи. Суперсегментные единицы.
Практическое занятие № 1
Задание 1: Составьте развернутый план по теме «Что я расскажу школьникам о роли фонетики в жизни общества» (прикладное значение фонетики). См.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1979. -§13. С. 16.
Задание 2: Изучите литературу и подготовьте ответы на вопросы:
1. Акустический аспект фонетики.
Что представляет собой звук с акустической точки зрения? Какими акустическими признаками характеризуется звук? От чего зависят высота и интенсивность звука? Что такое длительность звука? Какие акустические признаки звука имеют в русском языке лингвистическое значение? Что представляют собой гласные звуки с акустической точки зрения? Чем отличаются с акустической точки зрения гласные и согласные звуки в русском языке?
2. Анатомо-физиологический аспект фонетики.
Строение речевого аппарата Латинские названия органов речи. Активные – пассивные органы речевого аппарата. Источники порождения звуков речи.
3. Соматические методы исследования фонетики.
Рентгенограммы и осциллограммы каких звуков приведены в учебниках? Используя рисунки профилей, данные в учебных пособиях, опишите работу органов речевого аппарата. По осциллограммам различите гласные и согласные, шумные и сонорные, глухие и звонкие звуки, определите интенсивность, силу, длительность звука.
4. Перцептивный аспект фонетики.
Чем занимается перцептивная фонетика? Какие факторы влияют на восприятие речи? Что такое перцептивные эталоны? Расскажите о зонах рассеивания и зонах безопасности звуков. Какими методами проводят перцептивные исследования? Как понимать и как применять звуковой символизм?
Литература:
1. Бондарко Л. В. и др. Основы общей фонетики. - Л., 1991.С. 16-54, 57-69.
2. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977. С.21-27
3. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970. С. 15 -23
4. М.И. Матусевич. Современный русский язык. Фонетика. - М.,76. С. 45-60
5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.,67. §28
6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Под ред. Е.И. Дибровой. Т.1. С. 20-22.
7. Русская грамматика. Т.1. М., 1980.С.20-22
Задание 3:Перенести на карточку классификацию звуков речи (гласных и согласных) из учебников:
1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М.,1976. С. 53.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. Ч. I . С. 21.
3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. I. С. 115.
4. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. Леканта П. А. - М, 1991. С.75
Задание 5: Запишите одно четверостишие любого автора. Опишите по образцу работу органов речи при произнесении звуков. Охарактеризуйте звуки, пропуская безударные гласные. Составьте план анализа для гласных и согласных звуков.
Образец:
[о] – I Голосовые связки дрожат, губы округлены, средняя часть спинки языка поднимается к средней части неба, язык собран в комок и оттянут назад.
II Источник голосовой.
III Гласный лабиализованный, среднего подъема, заднего ряда.
[j] – I Кончик языка опущен к нижним зубам, края языка прижаты к боковым зубам, средняя часть спинки языка сильно поднята к твёрдому нёбу, образуя с ним узкую щель. Воздушная струя слабая и проходит через эту щель. Голосовые связки вибрируют. Мягкое нёбо поднято, носовой резонатор закрыт.
II Источники голосовой и турбулентный.
III Согласный среднеязычный нёбный, щелевой, сонорный, палатальный.
Задание 6: Изучите школьные учебники, казахстанские и российские. Как дан в них анализ звуков? Сравните с вузовским анализом. Занесите полученные данные в таблицу.
Анализ звуков речи
Вузовские учебники
Русский язык: Учебник для 5 кл./ Под ред. Н.М. Шанского
Русский язык: Учебник для 5 кл. – Алматы, 2001.
Задание 7 Определите согласный звук по следующим артикуляционным данным. Укажите источник звука. Назовите классификационные признаки.
1. Кончик языка упирается в верхние зубы (иногда в альвеолы), задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу и оттягивается назад, средняя часть спинки языка вогнута, язык принимает ложкообразную форму. Голосовые связки вибрируют, напряжены, сближены. Воздушная струя слабая. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа.
2. Неполное смыкание нижней губы с верхними зубами. Через образуемую щель проходит струя выдыхаемого воздуха, которая дает шум трения. "Задняя часть спинки языка поднята, язык оттянут назад. Нёбная занавеска поднята и закрывает вход в носовую полость. Голосовые связки вибрируют. Речевые органы напряжены.
3. Кончик языка упирается в нижние зубы, края языка прижимаются к боковым зубам. Посредине языка образуется узкая щель в форме желобка. Воздушная струя, проходя через эту щель, дает свистящий шум. Мягкое нёбо закрывает носовой резонатор. Голосовые связки вибрируют.
4. Весь язык оттянут назад, кончик языка опущен к нижним зубам и несколько отодвинут от них, передняя и средняя части спинки языка опущены, а задняя часть поднимается к мягкому нёбу и смыкается с ним. Голосовые связки напряжены и сближены. Мягкое нёбо поднято и закрывает носовой резонатор.
5. Кончик языка лежит у нижних зубов, передняя часть спинки языка смыкается с верхними зубами и альвеолами, средняя часть спинки языка поднята. Шум при произношении образуется в результате быстрого раскрытия преграды струей выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает носовой резонатор. Голосовые связки вибрируют.
Практическое занятие № 2
Тема 2. Система русского вокализма и консонантизма.
Задание 1: Определите два звука, которые одинаково являются:
а) глухими, б) неносовыми, в) задненёбными, г) твердыми, но различаются способом образования.
Задание 2: Определите три звука, которые одинаково являются:
а) звонкими, б) неносовыми, в) щелевыми, г) твердыми, но различаются местом образования.
Задание 3: Определите два звука, которые одинаково являются:
а) глухими, б) неносовыми, в) переднеязычными, г) мягкими, но различаются способом образования.
Задание 4: Определите три звука, которые одинаково являются:
а) звонкими, б) неносовыми, в) смычными, г) твердыми, но различаются местом образования.
Задание 5: Определите два звука, которые одновременно являются:
а) лабиализованными, заднего ряда, но различаются степенью подъема языка.
б) нелабиализованными, переднего ряда, но различаются степенью подъема языка.
Задание 6: Определите артикуляционное отличие гласных звуков.
Тема 2. Система русского вокализма и консонантизма.
Задание 1: Повторите аспекты описания звуков, отличие гласных от согласных.
Задание 2: Изучите: дифференциальные признаки (ДП) гласных русского языка; понятие фонетической позиции (ФнП), её виды для гласных; комбинаторные и позиционные изменения русских гласных. Фонетические законы в области гласных звуков. Дифференциальные признаки (ДП) согласных звуков русского языка, понятие ФнП и её виды для согласных; позиционные и комбинаторные изменения согласных звуков.
Задание 3: Объясните, как вы понимаете артикуляцию палатализации, веляризации и назализации консонантных звуков русского языка. Подтвердите свой ответ примерами.
Литература:
1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М.,1970. - С. 40 – 50, 102 – 115
2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. Ч.1.- С.30 – 36.
3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М.,1976.- С.103 (п.1), С.109 (п.1)
4. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. I. –М., 1981.- С.120 – 124.
Задание 4:Затранскрибируйте слова.Определите тип аккомодации гласных.