Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 2



Планы практических занятий и методические указания к ним

Тема 1. Предмет и задачи фонетики. Три аспекта изучения звуковой стороны языка. Сегментные единицы фонетического членения речи. Суперсегментные единицы.

Практическое занятие № 1

Задание 1: Составьте развернутый план по теме «Что я расскажу школьникам о роли фонетики в жизни общества» (прикладное значение фонетики). См.: Зиндер Л. Р. Общая фонетика. - М., 1979. -§13. С. 16.

Задание 2: Изучите литературу и подготовьте ответы на вопросы:

1. Акустический аспект фонетики.

Что представляет собой звук с акустической точки зрения? Какими акустическими признаками характеризуется звук? От чего зависят высота и интенсивность звука? Что такое длительность звука? Какие акустические признаки звука имеют в русском языке лингвистическое значение? Что представляют собой гласные звуки с акустической точки зрения? Чем отличаются с акустической точки зрения гласные и согласные звуки в русском языке?

2. Анатомо-физиологический аспект фонетики.

Строение речевого аппарата Латинские названия органов речи. Активные – пассивные органы речевого аппарата. Источники порождения звуков речи.

3. Соматические методы исследования фонетики.

Рентгенограммы и осциллограммы каких звуков приведены в учебниках? Используя рисунки профилей, данные в учебных пособиях, опишите работу органов речевого аппарата. По осциллограммам различите гласные и согласные, шумные и сонорные, глухие и звонкие звуки, определите интенсивность, силу, длительность звука.

4. Перцептивный аспект фонетики.

Чем занимается перцептивная фонетика? Какие факторы влияют на восприятие речи? Что такое перцептивные эталоны? Расскажите о зонах рассеивания и зонах безопасности звуков. Какими методами проводят перцептивные исследования? Как понимать и как применять звуковой символизм?

Литература:

1. Бондарко Л. В. и др. Основы общей фонетики. - Л., 1991.С. 16-54, 57-69.

2. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977. С.21-27

3. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970. С. 15 -23

4. М.И. Матусевич. Современный русский язык. Фонетика. - М.,76. С. 45-60

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М.,67. §28

6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Под ред. Е.И. Дибровой. Т.1. С. 20-22.

7. Русская грамматика. Т.1. М., 1980.С.20-22

Задание 3:Перенести на карточку классификацию звуков речи (гласных и согласных) из учебников:

1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М.,1976. С. 53.

2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. Ч. I . С. 21.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. I. С. 115.

4. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. Леканта П. А. - М, 1991. С.75

Задание 4: Проанализируйте таблицы, выявите термины, выделяемые по артикуляторным признакам. Дайте определение терминам: смычный, щелевой, аффриката; лабиальный, билабиальный, лабиа-дентальный, назализованный, палатализованный, веляризованный.

Задание 5: Запишите одно четверостишие любого автора. Опишите по образцу работу органов речи при произнесении звуков. Охарактеризуйте звуки, пропуская безударные гласные. Составьте план анализа для гласных и согласных звуков.

Образец:

[о] – I Голосовые связки дрожат, губы округлены, средняя часть спинки языка поднимается к средней части неба, язык собран в комок и оттянут назад.

II Источник голосовой.

III Гласный лабиализованный, среднего подъема, заднего ряда.

[j] – I Кончик языка опущен к нижним зубам, края языка прижаты к боковым зубам, средняя часть спинки языка сильно поднята к твёрдому нёбу, образуя с ним узкую щель. Воздушная струя слабая и проходит через эту щель. Голосовые связки вибрируют. Мягкое нёбо поднято, носовой резонатор закрыт.

II Источники голосовой и турбулентный.

III Согласный среднеязычный нёбный, щелевой, сонорный, палатальный.

Задание 6: Изучите школьные учебники, казахстанские и российские. Как дан в них анализ звуков? Сравните с вузовским анализом. Занесите полученные данные в таблицу.

Анализ звуков речи

Вузовские учебники Русский язык: Учебник для 5 кл./ Под ред. Н.М. Шанского Русский язык: Учебник для 5 кл. – Алматы, 2001.
     

Задание 7 Определите согласный звук по следующим артикуляционным данным. Укажите источник звука. Назовите классификационные признаки.

1. Кончик языка упирается в верхние зубы (иногда в альвеолы), задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу и оттягивается назад, средняя часть спинки языка вогнута, язык принимает ложкообразную форму. Голосовые связки вибрируют, напряжены, сближены. Воздушная струя слабая. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа.

2. Неполное смыкание нижней губы с верхними зубами. Через образуемую щель проходит струя выдыхаемого воздуха, которая дает шум трения. "Задняя часть спинки языка поднята, язык оттянут назад. Нёбная занавеска поднята и закрывает вход в носовую полость. Голосовые связки вибрируют. Речевые органы напряжены.

3. Кончик языка упирается в нижние зубы, края языка прижимаются к боковым зубам. Посредине языка образуется узкая щель в форме желобка. Воздушная струя, проходя через эту щель, дает свистящий шум. Мягкое нёбо закрывает носовой резонатор. Голосовые связки вибрируют.

4. Весь язык оттянут назад, кончик языка опущен к нижним зубам и несколько отодвинут от них, передняя и средняя части спинки языка опущены, а задняя часть поднимается к мягкому нёбу и смыкается с ним. Голосовые связки напряжены и сближены. Мягкое нёбо поднято и закрывает носовой резонатор.

5. Кончик языка лежит у нижних зубов, передняя часть спинки языка смыкается с верхними зубами и альвеолами, средняя часть спинки языка поднята. Шум при произношении образуется в результате быстрого раскрытия преграды струей выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает носовой резонатор. Голосовые связки вибрируют.

Практическое занятие № 2

Тема 2. Система русского вокализма и консонантизма.

Задание 1: Определите два звука, которые одинаково являются:

а) глухими, б) неносовыми, в) задненёбными, г) твердыми, но различаются способом образования.

Задание 2: Определите три звука, которые одинаково являются:

а) звонкими, б) неносовыми, в) щелевыми, г) твердыми, но различаются местом образования.

Задание 3: Определите два звука, которые одинаково являются:

а) глухими, б) неносовыми, в) переднеязычными, г) мягкими, но различаются способом образования.

Задание 4: Определите три звука, которые одинаково являются:

а) звонкими, б) неносовыми, в) смычными, г) твердыми, но различаются местом образования.

Задание 5: Определите два звука, которые одновременно являются:

а) лабиализованными, заднего ряда, но различаются степенью подъема языка.

б) нелабиализованными, переднего ряда, но различаются степенью подъема языка.

Задание 6: Определите артикуляционное отличие гласных звуков.

[и —у], [у —о], [а —и], [э —о], [и —ы], [а —ы] [и —е], [а —о].

Задание 7: Определите слово по классификационным данным звуков

1. Согласный, шумный, глухой, губно-зубной, твердый, щелевой.

2. Гласный, заднего ряда, среднего подъема, безударный.

3. Согласный, сонорный, зубной, твердый, носовой.

4. Гласный, переднего ряда, среднего подъема, ударный.

5. Согласный, сонорный, губно-губной, твердый, носовой.

6. Гласный, заднего ряда, нижнего подъема, безударный.

7. Согласный, шумный, звонкий, зубной, твердый, щелевой.

8. Согласный, шумный, звонкий, губно-зубной, твердый, щелевой.

9. Гласный, заднего ряда, верхнего подъема, ударный.

10. Согласный, шумный, глухой, заднеязычный, взрывной.

 

Практическое занятие № 3

Тема 2. Система русского вокализма и консонантизма.

Задание 1: Повторите аспекты описания звуков, отличие гласных от согласных.

Задание 2: Изучите: дифференциальные признаки (ДП) гласных русского языка; понятие фонетической позиции (ФнП), её виды для гласных; комбинаторные и позиционные изменения русских гласных. Фонетические законы в области гласных звуков. Дифференциальные признаки (ДП) согласных звуков русского языка, понятие ФнП и её виды для согласных; позиционные и комбинаторные изменения согласных звуков.

Задание 3: Объясните, как вы понимаете артикуляцию палатализации, веляризации и назализации консонантных звуков русского языка. Подтвердите свой ответ примерами.

Литература:

1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М.,1970. - С. 40 – 50, 102 – 115

2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. Ч.1.- С.30 – 36.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М.,1976.- С.103 (п.1), С.109 (п.1)

4. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. I. –М., 1981.- С.120 – 124.

Задание 4:Затранскрибируйте слова.Определите тип аккомодации гласных.

Танюша, тюль, люди, салют, самолет, легкий, летчик, понюхал, бюро, горячий, поляна, мятежный, няня, сядь, мягкий, свекла, гнется, любовь, детеныш, бьет, объявление, чудо, шелк

Задание 5: Сравните, как тема о фонетических законах изложена в школьных учебниках.

1. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобр. шк./ М.Р. Кондубаева и др. – А., 2002

2. Русский язык: Учебник для 5 кл. / Под ред. Н. М. Шанского. – М.,1989.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.