Интонационная конструкция – это совокупность интонационных признаков, которые достаточны для дифференциации значений высказываний.
В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов ИК в русском языке:
ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения;
ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра; реализуется в вопросах с вопросительными словами;
ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов ( Вы были в театре?);
ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?);
ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценки в предложениях с местоименными словами (Какой сегодня день!)
ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания (Какой вечер тёплый!), так и выражение недоумения (Какие у них обычаи?);
ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, что отличает ИК-7 от ИК-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Какой он отличник! 'Он не отличник').
Орфоэпия как лингвистическая дисциплина. Две произносительные нормы русского литературного языка, тенденции их развития. Орфофония.
Орфоэпия –наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации. Большое значение в развитии литературного произношения имел театр, сохранявший нормы орфоэпии в наиболее чистом виде.
Орфофония – это правила произношения вариантов фонем. Орфофонические различия часто не осознаются носителями языка.
Различают орфоэпическую норму как внутриязыковую категорию и норму кодифицированную. Первая связана с наличием потенциальных возможностей обозначения одного и того же явления, представляемых языком как системой; при этом норма — результат действия ряда социальных факторов, определяемых существованием данного языка в определённом речевом коллективе в определённый период времени. Вторая — отражение объективно существующей нормы, сформулированной в виде правил и предписаний в различных словарях, справочниках и пособиях. При кодификации происходит отбор того, что предписывается употреблять как правильное.
Способы установления орфоэпической нормы. Орфоэпические трудности современного русского литературного языка.
В случае если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют целенаправленно (искусственно). Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников, а также законодательных актов по различным аспектам употребления языка. Установление нормы обычно осуществляется одним из следующих способов:
- большая частотность данного варианта по сравнению с альтернативными
- соответствие выбранного варианта внутренним закономерностям языка
- признаются несколько вариантов словоупотребления (обеспечЕние, обеспЕчение; твОрог-творОг ).
54.Орфографические и орфоэпические словари и справочники. «Орфоэпический словарь» Аванесова (произношение, ударение, грам. формы) Воронцова, Еськова, Борунова.
· «Словарь ударений для работников радио и тв» (снята вариативность) Агсенко, Зарова