Теория слоговых контрастов Л.В. Бондарко. Разница между гласным и согласным, чем больше контрастов, тем лучше он опознается. • Контраст по длительности па-та-ка, ба-да-га • Контраст по основному тону (глухие смычные взрывные п,т,к +Г) • По формантной структуре п,т,к • По интенсивности п,т,к • По второй форманте(ряд) В“светлом пункте” нашего языкового сознания буква (письменный знак) занимает значительно более важное место, чем звук . Об этом еще в начале нашего века писал Ф. де Соссюр: “...у языка есть устная традиция, независимая от письма и не в меньшей мере устойчивая; но видеть это мешает престиж письменного начертания”. Косвенным доказательством высказанной мысли могут послужить данные по исследованию так называемого интуитивногослога, выступающего, в отличие от фонетического, не в генеративной (производящей), а в перцептивной функции. Выяснилось, в частности, что если структура фонетического, произносимого, слога в русском языке всегда открытая - произносимый слог, за редкими исключениями, всегда заканчивается гласным - то интуитивный, воспринимаемый, слог имеет разную структуру в зависимости от возраста человека. Так, в раннем детстве, в возрасте примерно до 5 лет, когда ребенок уже говорит и понимает речь, но еще не знаком с письмом и началами грамматики, слог в его произношении и восприятии имеет одинаковую - открытую - структуру, т.е. ребенок и произносит, и воспринимает только открытые слоги. На следующем этапе жизни, совпадающем с периодом активного ученичества, знакомством с письмом и выработкой навыков анализа слова, в первую очередь его морфемной структуры фонетического и интуитивного слогов резко расходятся: произносимый слог остается открытым, воспринимаемый же слог “закрывается”, поскольку именно закрытой является фонетическая структура большинства русских морфем (ср. префиксы от-, рас-, под-, в- и др.; корни дом-, -вод-, -город- и др.; суффиксы -чик-, -тель-, -от-, -к- и др.; преимущественно открытыми являются только структуры русских флексий). Знание структуры морфемы, выдвигающейся на первый план в нашем языковом сознании в этот период жизни, оказывает влияние и на наше восприятие фонетической структуры слога: звучащие открытые структуры воспринимаются как закрытые. Наконец, на следующем этапе жизни, начинающемся с окончанием активного ученичества, происходит возврат интуитивного слога к открытой структуре. Любопытно, однако, что полного возврата все же не происходит: давление знания структуры морфем ослабевает, но полностью не исчезает, как не может человек до конца освободиться от хотя бы поверхностного анализа слова при его написании. Соотношение структур фонетического и интуитивного слогов в этот период - 50 на 50, и “выбор”, предпочтение открытой или закрытой структуры при восприятии слога может зависеть от самых разных причин - как лингвистических (например, частотность в речи некоторых сочетаний звуков), так и экстралингвистических (социальные характеристики говорящего, ситуация общения и многое другое). Приоритет письма перед произношением в данном случае не подлежит сомнению.
Ударение как фонетическая единица. Словесное ударение и его фонетические корреляты в русском языке. Функции ударения как языковой единицы.
Ударение – супрасегментная фонетическая единица, которая не может реализоваться вне линейной последовательности. Функции ударения: 1) Строительная 2) Опознавательная 3) Различительная. Словесное ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Эти средства: -Длительность (ударный звук удлиняется) -Интенсивность -Качество (у ударного слога особое качество звука) Русское словесное ударение всегда динамическое, интенсивное и качественное. По ударению различаются языки. Русское ударение – свободное, правил постановки ударения нет. Но позже появляется теория (Пешковский), что русское ударение не совсем свободно (Богданова). Общий вывод сделал А.М. Моисеев: русское словесное ударение полностью свободно от конца слова, оно тяготеет к центру слова с некоторым предпочтением второй его половины.