Как мы уже говорили, рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования.
В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.
Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов.
На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского и других народов (рис. 36—41).
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с основами художественного конструирования. От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производство, в наш быт. Возрастающий художественный вкус народа диктует производству новые, повышенные эстетические нормы. В содружестве с художниками начинают работать инженеры-конструкторы. Появились новые термины: "промышленная эстетика", "производ-
ственная эстетика", "дизайн".
Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформления платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.
Существенным моментом в декоративном рисовании является момент художественности, т. е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необыкновенной выразительности. У ребенка начинает рождаться творческая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, используя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает детей к творческой деятельности.
При организации учебно-воспитательной работы с детьми по декоративному рисованию можно рекомендовать следующую литературу: Т. Я. Ш п и к а л о в а. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979; Т. М а в р и -н а. Городецкая живопись. Л., 1970; И. Я. Бог уславская. Русская народная вышивка. М., 1972; Б. Коромыслов. Мастера. М., 1970; Г. Блинов. Богородская игрушка и скульптура. М., 1970; Т. С. Семенова. Художники Полховско-го Майдана и Крутца. М., 1972; А. М о р а н. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. / Пер. с франц. М., 1982.
Развитие творческой инициативы — важнейшая задача гармоничного воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, делает его труд одухотворенным, увлекательным.
В начальных классах занятия по декоративному рисованию в основном ограничиваются копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование элементов народных узоров по композиционной схеме, данной учителем (рис. 42).
Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение; сделать закладку в книгу с декоративным узором, платочек, украшение для самодельной коробки, шкатулки и т. д. Подобные задания связываются с занятиями по труду. В старших классах даются и задания по художественному конструированию.
Завершают работы по декоративному рисованию задания на составление эскизов декоративного оформления, графических работ с введением шрифта, а также на оформление школы.
Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цветистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств.
На уроках декоративного рисования формируется и моральный облик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоративное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы украшают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти красивые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к культуре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование ли-' тературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми (см., например, рис. 43).
Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив-
но. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.
Здесь можно рекомендовать следующую литературу: Е. В.Шорохов. Тематическое рисование в школе. М., 1975; Е. В. Ш о р о х о в. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977; Б. М. Н и к и ф о р о в. Путь к картине. М., 1971; Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.,1972; Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1975; Изобразительное искусство в школе. Сб. мат. и докл. М., 1990.
Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры (рис. 44).
В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.
В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями человеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.
Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагаются задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.
Тематическое рисование имеет известное значение и для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представления и воображения.