Изобразительное искусство как один из предметов средней общеобразовательной школы играет важную роль в воспитании и образовании учащихся.
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью.
На уроках изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. Основные линии программы обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, технологии, естественных наук, математики, истории, географии.
Основные задачи предмета таковы:
· Осуществлять эстетическое воспитание учащиеся, развивать у них эстетическое чувство и понимание прекрасного, формировать высокий эстетический вкус, умение ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы;
· Воспитывать интерес и любовь к искусству;
· Дать школьникам знания элементарных основ реалистического рисунка;
· Формировать у детей навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению;
· Развивать творческое отношение к изобразительному искусству;
· Знакомить учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства, архитектуры разных времен и народностей, художественного конструирования.
Для решения перечисленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида деятельности: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Задача педагога стремится вызвать у школьников интерес и любовь к искусству, развивать художественный вкус, научить видеть красоту в жизни и в искусстве, сопереживать художественным образам.
Уроки проводятся по одному часу в неделю. Всего за год - 35 часа. УМК по редакцией Кузина В.С.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;·
освоение знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;·
овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности;·
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.·
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса:
знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;·
известные центры народных художественных ремесел России;·
ведущие художественные музеи России;·
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;·
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;·
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);·
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, бумага, картон);·
· эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;·
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;·
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;·
· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса:
знать/понимать:
· основные и составные, теплые и холодные, контрастные, сближенные цвета;
· приемы смешения красок, спектр;
· виды и жанры изобразительного искусства;
· техники живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;
· законы линейной и воздушной перспективы;
· пропорции тела человека, знакомство с анатомией;
· законы композиции и применять их в работе над произведениями;
уметь:
· выполнять наброски фигуры человека;
· выполнять несложные композиционные решения в иллюстрациях;
· выполнять творческую работу в графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве;
· Пользоваться различными материалами для достижения учебных задач (гуашь, акварель, пастель, тушь, фломастер, перо, ручка, карандаш, кисть).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса:
знать/понимать:
· известные центры народных художественных промыслов России, их роль в жизни общества;
· взаимосвязь формы, конструкции и декора в произведениях искусства;
· виды и жанры изобразительного искусства;
· техники живописи, графики, декоративно-прикладного искусства;
· социальную функцию искусства.
уметь:
· уметь передавать точно пропорции человека и животного, предмета реального мира;
· различать оттенки различного цвета по степени холодности и теплоты;
· выражать мысль с помощью карандаша и других средств графики;
· составлять несложную композицию по представлению, с натуры, по памяти;
· анализировать художественные произведения.
Главная практическая задача обучения изобразительному искусству в средней школе — это овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инструментами для рисования, показывает, как работать над рисунком, соблюдая методическую последовательность.
Не следует думать, что в средней общеобразовательной школе не надо обучать детей техническим приемам рисования. Именно в школе ребенок и должен ознакомиться с этими приемами.
В школе ребенок должен получить понятие о тональном рисунке, научиться пользоваться тоном для передачи объема предмета, работать кистью и красками, смешивать краски между собой для получения нужного оттенка.
Все эти технические навыки будут необходимы человеку в его трудовой жизни. Умение видеть цвет и передавать его красками на бумаге, а также ровно закрасить поверхность имеет большое значение в самых различных отраслях народного хозяйства. Так, строителям, ведущим отделочные работы, нужно уметь составить колер покраски стен. Умение видеть цвет, различать его оттенки облегчает химикам наблюдение за ходом реакции, помогает в работе при изготовлении различных красителей для текстильной и полиграфической промышленности. По изменяющемуся цвету пламени опытный сталевар часто определяет готовность плавки...
Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей задачей развить в детях и другие качества — организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик стремится достичь определенной цели. Очень часто на пути к ней встречаются препятствия. Бывают случаи, когда ученик пасует перед ними, заявляя: "У меня не выходит!" Но чаще видишь, как он, напрягая все свои возможности, старается преодолеть трудности и достигает определенного успеха. Умение сосредоточить свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая целеустремленность в процессе работы, мы тем самым уже на школь-
ной скамье вырабатываем у человека очень важные качества для дальнейшей жизни.
6.Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство.
О роли рисования в развитии образного мышления говорил известный авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев: "И еще за одно я благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге" '.
Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. Многие, не утруждая себя и своих учеников, пускают эту работу на самотек: пусть каждый школьник проявляет свои творческие способности как может. Между тем творческой работой школьника надо руководить, ее надо направлять.
С психолого-педагогическими задачами, которые необходимо решать учителю рисования, можно познакомиться в книге В. С. Кузина "Вопросы изобразительного творчества" (М., "Просвещение", 1971). Правда, эта книга не даст ответа на все вопросы учителя. В ней освещаются в основном проблемы, связанные с работой художника над станковой картиной, в то время как учителю рисования эти вопросы надо решать и на уроках декоративного рисования, и на занятиях по художественному конструированию, и во всей повседневной работе с учащимися. Но эта книга построена на основных положениях психологии и дает возможность правильно построить методику работы с детьми. Более обстоятельно конкретные вопросы методики обучения рассматриваются в книге того же автора "Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе" (1972).
Развивая творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во многом зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной действительности в новые представления, связанные с ре-
' ЯковлевА. С. Рассказы авиаконструктора. М., 1958. С. 11. 4—3312 97
альностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения, творчества В задачу занятий изобразительным искусством входит также со хранение и поддержание у детей способности к восхищению и удив лению, что имеет огромное значение для совершения новых откры тий. Физики и математики считают, что способность удивляться яв ляется одним из важнейших моментов научных открытий. А. Эйн штейн высказывал сожаление по поводу того, что взрослые теряют способность удивляться. Он считал, что если бы люди сохраняли эту способность до конца жизни, то было бы совершено еще множество великих открытий.
7. И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьники знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их творцами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Такие беседы знакомят учащихся и с историей развития человеческой культуры, с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.
Задача учителя - донести все это до сознания детей в простой, ясной, доступной форме. При этом дело не сводится только к перечислению видов изобразительного искусства и имен великих художников, — надо научить школьников понимать художественные достоинства произведений искусства, развить их способность к выработке своих взглядов и суждений о них. Для этого педагог должен постоянно вовлекать учащихся в совместную беседу, давать им возможность высказывать свое мнение, поощрять, когда ученик дает правильную оценку тому или иному произведению, тактично поправлять и разъяснять, когда он не понимает главного и ценного в произведении художника.
Знакомство с изобразительным искусством направлено на понимание прекрасного в искусстве и жизни, на развитие любви к природе, к родине.
В беседах об искусстве учитель обращает внимание ребят на средства художественного выражения, на технику исполнения, т. е. учит "читать" произведения искусства.
Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каж-
дый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога.
Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности. В основном эта задача уже была решена школьной учебной программой по изобразительному искусству, которая утверждена Министерством просвещения СССР. В 1990 году для школ Российской Федерации рекомендована программа "Изобразительное искусство и художественный труд", которая сохранила многие положения предыдущей. Но программа не может определить все особенности работы учителя. А главное — и знание программы должно быть не формальным, а продуманным, теоретически осмысленным.
К анализу школьных программ, к конкретным вопросам содержания занятий по рисованию мы и перейдем.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа (1), как мы уже говорили, предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.
Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс. На весь курс обучения отводится 213 учебных часов. Из них 98 часов отведено на рисование с натуры, 39 часов — на декоративное рисование, 55 часов — на тематическое и 21 час — на беседы по искусству. По годам обучения часы занятий распределяются следующим образом:
Виды занятий
Количество часов в каждом классе
I
II
III
IV
V
VI
Рисование с натуры
10
12
21
19
18
18
Декоративное рисование
10
9
5
5
5
5
.Рисование на темы
16
15
6
6
6
6
Беседы об искусстве
—
—
4
5
6
6
Итого:
36
36
36
35
35
35
Рассмотрим каждый вид занятий.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Из приведенных выше цифр видно, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено программой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробужда-
' См.: Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. М., 1980.
ет интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т. д.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.
Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, — ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в начальных классах целесообразно занятия изобразительным искусством строить по двум направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Такой метод изучения формы дает прекрасные результаты, и мы знаем, что многие художники им часто пользовались. Так, И. Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая яснее представить себе выразительность пластики формы головы, был вынужден вылепить ее из глины: "Он снял на станке мокрые покрывала, и я увидел ту же удрученную голову Христа, вылепленную из серой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени".
Другой пример: при рисовании в перспективе геометрического тела ученику кажется, что высота и ширина предмета одинаковы. Однако, измерив их, он убеждается, что величина сторон разная. Или такой пример. Дети в первом классе, рисуя с натуры лист тополя, часто плохо улавливают характер формы; когда им для сравнения показывают лист березы, сирени, липы, они начинают быстро подмечать характерные особенности формы листа тополя.
Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".
Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведе-ния, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.
Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профессионального обучения, но и для элементарного обучения рисованию в общеобразовательной школе. Жан-Жак Руссо писал: "Детям крайне полезно заниматься рисованием не для самого искусства, но для приобретения верного глаза и гибкой руки. Но рисовать дети должны не с моделей, а прямо с оригиналов, с природы. Здесь важно не столько приобретение умения рисовать согласно законам и требованиям этого искусства, как приобретение более точного глазомера, верной руки, настоящих отношений к величине и виду разнообразных предметов, более быстрого понимания действий перспективы".
Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве. Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни человека роль образной памяти огромна. Но влияние рисования с натуры не ограничивается только образной памятью, оно сказывается и на других видах памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической.
На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у ученика развивается и способность воображения.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.
Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам живописи.
В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, акварельными и гу-ашевыми красками. В первых классах учащиеся рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В четвертом классе школьники рисуют акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) — сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года — на светлом цветном. В пятом-шестом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овладевают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов.
При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основ-
ными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.
Рисование с натуры является прекрасным средством эстетическо го воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красо там природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей на блюдательность, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстетическое го воспитания.