Мосты на реках, при отсутствии судоходства и лесосплава, могут иметь пролетные строения любой длины. Однако при наличии ледохода пролеты мостов в свету должны быть не менее 10 м.
В первом варианте моста можно принять типовые балочные пролетные строения полной длиной lП = 16,5÷23,6 м в зависимости от высоты моста Н=ПР–УМВ, вида и глубины заложения фундамента.
Требуемое количество пролетов моста с обсыпными устоями можно определить по формуле:
, (1)
где L0 ― заданное отверстие моста, м;
ПР ― отметка подошвы рельса, м;
УВВ ― отметка уровня высоких вод, м;
kР― коэффициент размыва русла реки;
hП ― средняя глубина высокой воды на поймах, м;
b ― ширина промежуточной опоры по фасаду моста на УВВ которую можно принять
, м
(здесь Н0 = ПР–УМВ–hС–hОЧ +1,0 ― высота опоры, м);
hC― строительная высота пролетных строений, м (прил. 1);
hОЧ ― высота (секторных опорных частей)= 0,505 м (прил. 3).
Полученное дробное число пролетов nТокругляют до ближайшего большего целого числа n. Если 1,1nТ ≥ n, то все пролеты моста следует принять одинаковыми, равными lП. Если 1,1nT < n, то следует рассмотреть схему моста с двумя крайними пролетами меньшей длины lК = 0,5(nТ–п +2)lП.
При округлении nТдо ближайшего меньшего числа n можно получить схему моста с одним из средних пролетов большей длины
lC = (nT– n+1)lП .
Длины принятых пролетных строений должны соответствовать типовым (см. прил. 1).
После уточнения числа и величин пролетов моста определяют расстояние между шкафными стенками устоев:
,
где lПi ― полная длина i-го пролетного строения, м;
0,05 ― зазор между торцами железобетонных пролетных строений, м.
Затем определяют положение середины моста на профиле перехода из условия пропорциональности частей отверстия моста, расположенных в пределах левой и правой пойм, соответствующих ширинам пойм. Расстояние от середины реки по УМВ до середины моста
, (2)
где L0― заданное отверстие моста;
Σb ― сумма ширин всех промежуточных опор;
ВМ ― ширина реки по УМВ;
ВП и ВΛ― ширина, соответственно, правой и левой пойм по УВВ.
Положительное значение расстояния а откладывают от середины реки по УМВ вправо, а отрицательное ― влево.
От середины моста откладывают в обе стороны по 0,5L, разбивают расстояние между шкафными стенками устоев L на принятые пролеты и проводят оси опор (рис. 2). При этом пролетные строения большей длины располагают над наиболее глубокой частью реки.